Арбитраж как атрибут свободного общества. Интервью с английским юристом Норайром Бабаджаняном

Арбитраж как атрибут свободного общества. Интервью с английским юристом Норайром Бабаджаняном

Почему блестяще образованные и профессиональные адвокаты из стран СНГ,  имея достаточно сильные позиции доказательственной базы и применимого права, зачастую приходили в международных арбитражных разбирательствах к финишу вторыми? Какой малой толики им не хватало? Почему арбитраж не любят авторитарные режимы? Об этом адвокат Высших судов Англии и Уэльса и российский адвокат, специализирующийся в сфере разрешения международных споров Норайр Бабаджанян рассказал в интервью коллеге, главному редактору ЭСМИ «ЗАКОНИЯ», адвокату Рубену Маркарьяну.

Норайр, прежде всего позволь поздравить тебя с выходом перевода под твоей редакцией фундаментального труда Гэрри Борна «Международный арбитраж: право и практика». Почему ты счел необходимым представить российской аудитории именно эту книгу и именно этого автора? Какому кругу читателей она предназначается? 

Как ты знаешь, я более четверти века практиковал в адвокатских фирмах Риги (откуда я родом), Нью-Йорка, Лондона, Вены и Москвы, и провел более четырехсот международных арбитражных разбирательств по различным регламентам – от английских до североафриканских и от европейских до американских.  Время от времени мне приходилось с некоторым удивлением наблюдать, как мои соотечественники из стран бывшего СССР, имея достаточно сильные позиции как в контексте доказательственной базы, так и применимого права, приходили к финишу вторыми.
Не пойми меня неверно, это все блестящие адвокаты, безупречно образованные, глубоко и изящно мыслящие, свободно владеющие тремя-четырьмя языками.  Однако в ряде случаев им не хватало самой малой, иногда решающей толики знаний, и – что особенно важно – подлинного понимания образа мышления арбитров и оппонентов. Здесь нет их вины: согласись, что всякий адвокат, выступающий в международном арбитражном разбирательстве перед иностранными арбитрами, изучавшими теорию и практику арбитража по книгам, отличным от тех, что изучал он сам, находится в изначально проигрышном положении.
Поэтому чтобы по-настоящему понять логику мышления, процессуальных действий и тех или иных поступков иностранных участников разбирательства, чтобы научиться на чужом опыте, сводя таким образом к абсолютному минимуму риски для отечественного доверителя, для меня было важным перенести на российскую почву наиболее весомый пласт знаний, накопленных нашими английскими, европейскими и американскими визави.
Книга «Международный арбитраж: право и практика» написана Гэри Б. Борном, партнером лондонского офиса американской юридической фирмы Wilmer Cutler Pickering Haleand Dorr LLP, и одним из самых известных современных специалистов в области международного права и международного арбитража. В книге широко использованы три важных международно-правовых инструмента, три столпа международного арбитража: прежде всего Нью-Йоркская конвенция 1958 года, Типовой закон и Арбитражный регламент ЮНСИТРАЛ. Именно эти акты способствовали созданию и развитию современной арбитражной практики.  Благодаря им международный арбитраж сегодня является в большой степени универсальной областью права.
Книга представляет собой своего рода квинтэссенцию другого фундаментального труда Гэри Борна, англоязычного трехтомника “International Commercial Arbitration” общим объемом в 4408 страниц, вышедшего в 2014 году в издательстве Kluwer Law International. 
Что же касается читательской аудитории, то Гэри Борн сделал упор на доступное для понимания изложение важнейших правовых принципов и текущей международной арбитражной практики, исходя из наиболее насущных профессиональных потребностей судей, адвокатов, юрисконсультов, а также студентов, аспирантов и профессорско-преподавательского состава юридических факультетов. Впрочем, эта книга настолько просто и увлекательно написана, что вполне может представить интерес и для неюристов.

Популярность арбитража в мире растет вместе с количеством коммерческих споров. Но даже среди юристов, не говоря уже о коммерсантах, бытует ошибочное мнение о международном арбитраже, как о чем-то ненадежном, мол, это услуга, а не суд. Не будем погружаться в рассуждения о безальтернативности коммерческого арбитража для разрешения споров участников международного контракта, скажи, по-твоему, каковы его преимущества перед традиционным правосудием?

Если говорить совсем просто, то международный арбитраж основан на соглашении сторон, выраженном в арбитражной оговорке и тем или иным способом внесенной в договор между сторонами. Лорд Хоффманн дал, на мой взгляд, блестящее и одновременное лаконичное определение арбитража в известном деле Fiona Trust & Holding Corp v. Privalov [2007] 4 AllER 951, 956-957: «Арбитраж совершается по взаимному согласию. Он зависит от намерений сторон, выраженном в их соглашении. Только соглашение является показателем того, какие именно споры они были намерены передать в арбитраж». 
Арбитраж весьма отличается от государственных судов, хотя и связан с ними теснейшим образом. 
Конечно, теоретически возможно передать тот или иной спор на рассмотрение арбитража без участия государственных судов. Однако при этом может возникнуть ряд сложностей, среди которых – принуждение одной из сторон к соблюдению условий арбитражного соглашения. Если же такое принуждение невозможно – а принудить недобросовестную сторону может только суд – то эта сторона может подорвать ход арбитражного разбирательства, сведя его на нет. 
Другая сложность заключается в том, что, в отсутствие судебного надзора над ходом арбитражного разбирательства, который заключается в проверке законности и обоснованности промежуточных и окончательных арбитражных решений, арбитры могут попросту проигнорировать либо неверно интерпретировать требования национального законодательства места арбитража, как материально-правовые, так и процессуальные. И так далее.
Таким образом, судейский корпус – это не только совесть арбитражного разбирательства, но и содействующая сторона.  
Поэтому и Типовой закон ЮНСИТРАЛ, и национальные законодатели нашли своего рода «золотую середину»: несмотря на институт свободы воли сторон и квази-судебную сущность разбирательства, поскольку коммерческий арбитраж представляет собой область частного права, он неизбежно подпадает под юрисдикцию государственных судов места арбитража. При этом степень вовлечения судов в арбитражный процесс разнится в зависимости от юрисдикции. 
Как я уже много раз говорил и писал, всякий арбитраж, будь то внутринациональный или международный, является атрибутом свободного общества. И, как всякое проявление свободного волеизъявления, он активно отторгается автократическими и тем более тоталитарными режимами, поскольку предполагает безусловно независимые решения участвующих в процессе сторон – пусть и с некоторыми необходимыми ограничениями.
Не устаю цитировать Яна Полссона, который напомнил в своей знаменитой книге «Идея арбитража», что, например, во французском языке существительное «arbitre» обозначает не только арбитра (от латинского «arbiter»), но и свободу воли (от латинского «arbitrium»).
Арбитраж является одним из наиболее очевидных практических проявлений либертарианства – философской концепции, предполагающей в том числе и прежде всего свободу личности, ограниченную исключительно рамками свободы другой личности. Эта концепция отражает идею свободы воли сторон (диспозитивности), воплощенную как в Типовом законе ЮНСИТРАЛ о международном торговом арбитраже, так и в регламентах большинства всемирно признанных международных арбитражных учреждений.
На мой взгляд, международный коммерческий арбитраж – это не суд и не услуга. Полагать то или иное, означало бы накладывать ограничения на понимание сути этого института. Это не суд, поскольку суды – это осуществляющие правосудие постоянно действующие государственные органы. Это и не услуга, поскольку услуги осуществляются при взаимодействии потребителя и поставщика, и регулируются законами о защите прав потребителей. Международный коммерческий арбитраж – это, скорее, один из инструментов для урегулирования частноправовых споров между субъектами внешнеэкономической деятельности.

Вернемся к твоему хобби переводчика иностранной арбитражной литературы. Это твой первый такого рода перевод? Ждать ли новых? 

Это не первый перевод. До этого мы с моими студентами-юристами Всероссийской академии внешней торговли и Московского государственного института международных отношений перевели на русский язык и опубликовали ряд весьма интересных работ, включая книгу Кая Хобера и Ховарда Зусмана «Перекрестный допрос в международном арбитраже» и английский Арбитражный закон 1996 года. 
Кроме того, мы с моими германскими и латвийским коллегами перевели Регламент Германской морской арбитражной ассоциации (ГМАА), этот перевод недавно появился на сайте ГМАА. В настоящее время мы с моими коллегами по Redstone Chambers готовим публикацию перевода Регламента Лондонской морской арбитражной ассоциации (ЛМАА).

Норайр, есть ли «волшебная» формула успеха – как стать успешным адвокатом в сфере арбитража?

Перефразируя известное высказывание В.И. Ленина, успешным адвокатом в области международного арбитража можно стать лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые были выработаны твоими зарубежными коллегами (улыбается – РМ). 

Благодарю тебя за интервью, удачи во всех делах и начинаниях!

Спасибо, Рубен!

Справка ЭСМИ «ЗАКОНИЯ»: Норайр Бабаджанян – адвокат Высших судов Англии и Уэльса и адвокат Адвокатской палаты Московской области, специализируется в сфере разрешения международных коммерческих и инвестиционных споров.
Выпускник Латвийского университета в Риге, Школы права Университета Тулэйн (США) и Колледжа св. Эдмунда Кембриджского университета (Великобритания).
​Регулярно оказывает адвокатскую помощь в сложных мульти-юрисдикционных спорах в большинстве судебных центров Европы, Северной Америки и Юго-Восточной Азии, а также под эгидой ведущих мировых третейских институтов, таких как LCIA и LMAA (Лондон), ICC (Париж), SCC (Стокгольм), VIAC (Вена), ICDR (Нью-Йорк) и ICSID (Вашингтон, округ Колумбия). 
В настоящее время преподает ряд английских правовых дисциплин как приглашенный преподаватель Московского государственного института международных отношений (МГИМО-Университета) Министерства иностранных дел Российской Федерации.​

27.08.2020

ЭСМИ «ЗАКОНИЯ»

 в избранное

Добавление комментария

Комментарии на форуме

  • Записей нет
ТЕМА НЕДЕЛИ ОСНОВАНИЯ ДЛЯ НЕДОВЕРИЯ
Принцип «нет оснований не доверять» свидетелю традиционно жестко критикуется юридическим сообществом. Возникло такое отношение не на пустом месте. Многолетняя практика, когда, например, показания свидетеля...

Популярное
Новое
  • Рубен Маркарьян: Приговоры в отношении предпринимателей находятся в зоне внимания властей Рубен Маркарьян: Приговоры в отношении предпринимателей находятся в зоне внимания властей
    Газета «Коммерсантъ» рассказала о деле Николая Тихоновца, известном читателям ЭСМИ «ЗАКОНИЯ» из журналистского расследования «Пермский захват». Владелец сети заправок...
  • ОСНОВАНИЯ ДЛЯ НЕДОВЕРИЯ ОСНОВАНИЯ ДЛЯ НЕДОВЕРИЯ
    Принцип «нет оснований не доверять» свидетелю традиционно жестко критикуется юридическим сообществом. Возникло такое отношение не на пустом месте. Многолетняя практика, когда, например, показания свидетеля...
  • Правозащита online: Как владельцам квартир не потерять съемщиков и плату за аренду в пандемию? Правозащита online: Как владельцам квартир не потерять съемщиков и плату за аренду в пандемию?
    Рынок аренды жилья ожидает существенное проседание в части спроса, отметила в интервью порталу «ЗАКОНИЯ» главный юрисконсульт проектов судебной практики Ольга Старых.
  • НЕ ТАК ПРИЗНАЛСЯ НЕ ТАК ПРИЗНАЛСЯ
    Постулат: «признание – царица доказательств» и механизм сделки со следствием проявились лишь в российском праве. Советская правовая система не совсем понимала, что значит договариваться с преступником...
  • Правовое государство  (Детективная сказка) Правовое государство (Детективная сказка)
    1.- Ночью кто-то убил бабку Парасью. Поленом по голове. И надругался над покойной. Не ты? - грозно спросил Воевода. 
    Добрыня исподлобья бросил на Воеводу удивлённый взгляд. 
    - Я был...
  • ГРАДУС АГРЕССИИ ГРАДУС АГРЕССИИ
    Только за последние дни марта информагенства сообщили о массовых драках в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Рязанской области, Люберцах. В начале месяца в Оренбуржье камера домофона зафиксировала драку...
  • Евгений Юрьев. Советник Президента Российской Федерации. Евгений Юрьев. Советник Президента Российской Федерации.
    В том, что начинать нужно с «себя» уверен и Советник Президента РФ Евгений Юрьев. «Если сама власть будет попирать закон, то общество его тем более не будет уважать», - отметил Юрьев. Но помимо «копания...
  • БАНКРОТСТВО ОТ ЛУКАВОГО БАНКРОТСТВО ОТ ЛУКАВОГО
    Увы, но факт: весьма либеральная экономическая процедура банкротства стала благодатной почвой для разного рода мошенников. Это и недобросовестные юристы, и конкурсные управляющие, которые всячески обманывают...
  • НИЖЕГОРОДСКИЙ СЛЕДСТВЕННЫЙ МИКС НИЖЕГОРОДСКИЙ СЛЕДСТВЕННЫЙ МИКС
    В этом деле «прекрасно» все: от такой «малости», как переписывание карандашиком на папке статей обвинения без положенного по УПК РФ закрытия одного и возбуждения другого дела, до того, что по всем законам...