ДОБРОЕ СЛОВО И НАРУЧНИКИ
Термин «мягкая сила», введенный в оборот политологами в XX веке, применяют к сфере публичной дипломатии. Но в разговоре с экспертами программы «Де юре» (совместного проекта ЭСМИ «ЗАКОНИЯ» и Радио Москвы) выяснилось, что эта самая «мягкая сила» – самый мощный инструмент усмирения обычных дебоширов. Остальное – не работает: агрессия порождает агрессию, насилие вызывает ответное насилие. А, например, поправки в Воздушный кодекс, разрешающие применение специальных средств – пластиковых наручников или нейлоновых ремней, – не усиление, а смягчение мер противодействия буйству авиадебоширов. Парадокс? Ничего подобного.
Полет нормальный
Раньше ведь как было? Упьется какой-то неразумный гражданин и начинает крушить все в самолете. Бортпроводники полномочий на противодействие и применение спецсредств не имели, да и попробуй нечаянно переборщить с силой – здравствуй 38-я статья УК РФ («Причинение вреда при задержании») или еще какая наказывающая норма на выбор. Вот и обращались они к другим пассажирам, а те уж не стеснялись – могли и кулаком нос расшибить и стреножить буяна подручными средствами с причинением увечий. С введенными нормами, как пояснил председатель Общероссийского объединения пассажиров, член ОП РФ Илья Зотов, ситуация кардинально меняется. Экипаж получает не только полномочия, но и щадящие спецсредства, которые вреда здоровью не нанесут. По мнению генерального директора Ассоциации «Аэропорт» Гражданской авиации Виктора Горбачева, задача экипажа состоит в том, чтобы подобных ситуаций и вовсе не допустить – отсекать «перебравших» алкоголь еще на посадке на рейс и пресекать попытки пассажиров откупорить бутылочку, купленную в Duty Free, призывая к порядку. И хотя добрым словом и наручниками можно добиться больше, главная сила бортпроводников и других пассажиров – просто доброе слово, уверен психолог отделения реабилитации Московского Научно-практического центра наркологии Департамента здравоохранения г. Москвы Константин Услистый-Рыбченко. Мягкая речь, взгляд в глаза, спокойные интонации, «стоп»-принцип работают безотказно в таких ситуациях. Ведь за агрессией чаще всего скрывается банальный страх полета, присущий 90% людей, которые привычно «топят» его в вине. А зря – опять же доброе слово: молитва и медитация помогут справиться со страхом без «спецэффектов» в виде административки и уголовщины.
Культура замены
Тот же принцип «не навреди» действует и в отношении футбольных фанатов, уверен мастер спорта международного класса по пауэрлифтингу, рекордсмен России и мира Михаил Паллер. По его мнению, практическое применение Fan ID – паспорта болельщика должно происходить без нажима сверху, в тесном взаимодействии с объединениями фанатов, с соблюдением принципа общественного согласия. Фанатская субкультура – явление сложное и в большой мере подверженное влиянию экстремистских идей и культа силы. И работать лучше с ней также мягко – вытесняя агрессию, внеправовое поведение за пределы допустимого и поощряемого обществом. Недавно я увидел зримый пример такой работы: опрос ВЦИОМ показал, что чаще всего россияне не могут обойтись без работы, спорта, книг и детей, хотя еще десять лет назад этот список включал курение, интернет и телевизор. Культура замены складывалась методом популяризации. Кстати, о том, что вода точит «самый твердый предмет», говорил еще древнекитайский философ Лао-цзы в VII веке до н. э., задолго до нынешних политологов. Мягкость – древняя могучая сила, и она реально работает.
Главный редактор ЭСМИ «ЗАКОНИЯ»,
заместитель президента Гильдии российских адвокатов
Рубен Маркарьян
08.07.2022
Комментарии на форуме