ФЕРДИНАНД ФОН ШИРАХ: НАКАЗАНИЕ И ПРОЩЕНИЕ

ФЕРДИНАНД ФОН ШИРАХ: НАКАЗАНИЕ И ПРОЩЕНИЕ

Немецкий адвокат в своем сборнике рассказов на юридические темы исследует человеческие возможности и правосудие.

В то время как система правосудия обвиняется в дисфункционировании, я погрузилась в чтение сборника, состоящего из двенадцати рассказов о наказании и прощении. Ранее я уже читала книги Фердинанда фон Шираха («Преступления» и «Виновные»). Немецкий писатель и адвокат, внук высокопоставленного нацистского сановника, всякий раз рассказывает о глубинных источниках виновности. Можем ли мы лишь сами простить себя? В «Санкции» специалист по уголовному праву показывает, как правосудие реагирует на странности в поведении мужчин. Иногда определяемое наказание не соответствует тому, что ожидается. Стиль автора очень ясный и лапидарный. Простым и понятным языком, исходящим из его богатой юридической практики, Фердинанд фон Ширах показывает нам всю бездну человеческого поведения. По его замыслу, название несет в себе смысл всех двенадцати историй: будь то виновный или невиновный, санкция все равно будет.

Двенадцать историй. Насилие в отношении женщин, линчевание старика-инвалида, проституция или любовь с куклой, похожей на живое существо. Фердинанд фон Ширах – феминистский автор. В рассказе «Присяжная» Катарина оказывается присяжным заседателем и должна выразить свое мнение о мужчине, ранее уже осуждавшимся за насилие в отношении женщин. Начинается суд. Адвокат хочет сделать отвод Катарине, опасаясь предвзятости с ее стороны. Катарина заплакала, услышав показания подвергшейся насилию женщины. «Она плакала, потому что история свидетельницы была ее историей, потому что она понимала жизнь этой женщины, и потому что во всем сквозило одиночество». Очень быстро Катарина пожалеет о том, что плакала. После двадцати лет участия в уголовных процессах адвокат-пеналист признается, что испытывает сострадание к условиям человеческого существования. «Я думал о тех, кого защищал, об их одиночестве, их необычности и их страхе перед самим собой».

Одиночество и абсурдность
В каждой рассказанной истории присутствует одиночество и абсурдность. Шлезингер был отличным адвокатом. В «Оборотной стороне» исследуется жизненный путь уважаемого адвоката, чья жизнь переворачивается с ног на голову после защиты мужчины, обвиняемого в истязаниях собственных детей. Отец-садист был оправдан за отсутствием достаточных доказательств его вины. Адвокат начинает пить, проигрывать в карты большие суммы денег, крупных клиентов становится все меньше. Он разводится. Он уже сам себя не узнает. Теперь Шлезингер обычный, мелкий адвокат. Его назначают защищать женщину, обвиняемую в убийстве с помощью огнестрельного оружия своего мужа. Все свидетельствует против нее. Но это дело, с помощью которого адвокат сам может вновь начать свою жизнь, реабилитироваться в собственных глазах.

В «Субботнике» молодая Сейма ходит на слушания в апелляционный суд. Однажды она присутствует на процессе, в котором пожилой адвокат защищает клиента, обвиненного в налоговом мошенничестве. Во время обыска в сейфе обвиняемого была обнаружена упаковка «Виагры». Давая показания, полицейский сально шутит по этому поводу. Старый адвокат поднимает глаза от своего досье и тихим бесцветным голосом спрашивает: «Как вы думаете, нормально ли смеяться над слабостями других?» Эта фраза у Фердинанда фон Шираха звучит ошеломляюще. Она вроде бы и к не к месту, но в то же время показывает отношение одного человека к другому. Сейма решает отправить старому адвокату заявление, чтобы он взял ее к себе в стажеры. А он ей скажет: «Знаете, Сейма, я не верю в дипломы».

В «Лидии» один мужчина влюбляется в надувную куклу. Он оказывается в суде за то, что напал на своего соседа, виновного, по его мнению, в том, что тот надругался над его куклой. Психиатр объясняет, что любовь мужчины к своей кукле похожа на любовь женщины к заключенному. Эти отношения тем более прочны, что они никогда не подвергнутся испытанию реальностью.

Помимо увлекательной интриги, каждый рассказ заканчивается одним и тем же вопросом: хорошо ли работает нынешнее правосудие? Немецкий адвокат-писатель ни в коем случае не выносит приговор системе правосудия. Он лишь задается вопросом о его многообразии, о прощении, о виновности. Мы не знаем, что творится внутри других людей, но мы также не знаем, что творится в нас самих. Любовь и ненависть редко бывают рациональны. Алжирский бандит как-то говорит Шлезингеру, и точность сказанного им поражает: «Однажды я видел фильм, в котором герои все время повторяли: "Ничего личного". Я этого так и не понял, поскольку в основе всей жизни лежит именно личное». И мне кажется, после прочтения этого сборника я поняла суть человеческих отношений: любая жизнь является личной.

Перевод
Александра ПАРХОМЕНКО

От редакции:
Тот случай, когда реальность и вымысел, судьбы людей, живущих в разное время или в разных странах, непостижимым образом переплетаются.

Известный артефакт деда г-на Фердинанда фон Шираха – лидера «Гитлерюгенда» Бальдура фон Шираха – кортик является главной интригой и центром повествования нового романа заместителя президента Гильдии российских адвокатов, члена Общественного совета при Минюсте России Рубена Маркарьяна. Герой романа «Кортик фон Шираха» оказывается втянутым в запутанную историю, связанную с ритуальным кинжалом фон Шираха, а события романа являют собой клубок сюжетных линий – от бытового убийства в Москве до тайного нацистского общества в Германии, уходящего корнями в Берлин Третьего рейха – столицу Олимпиады 1936 года.

И вот, как выяснилось, внук владельца артефакта, вокруг которого закручены все события романа «Кортик фон Шираха», так же, как и Рубен Маркарьян, является не только адвокатом, но и писателем. И так же исследует в своих произведениях взаимосвязи правосудия и судеб людей.

 

На фото: Фердинанд фон Ширах и его сборник рассказов «Санкция».

 

02.07.2020

Мари-Лор ДЕЛОРМ Le Point

 в избранное

Добавление комментария

(Добавить через форум)

Комментарии на форуме

  • Записей нет
ТЕМА НЕДЕЛИ ОСНОВАНИЯ ДЛЯ НЕДОВЕРИЯ
Принцип «нет оснований не доверять» свидетелю традиционно жестко критикуется юридическим сообществом. Возникло такое отношение не на пустом месте. Многолетняя практика, когда, например, показания свидетеля...

Популярное
Новое