ФЕРДИНАНД ФОН ШИРАХ: НАКАЗАНИЕ И ПРОЩЕНИЕ
Немецкий адвокат в своем сборнике рассказов на юридические темы исследует человеческие возможности и правосудие.
В то время как система правосудия обвиняется в дисфункционировании, я погрузилась в чтение сборника, состоящего из двенадцати рассказов о наказании и прощении. Ранее я уже читала книги Фердинанда фон Шираха («Преступления» и «Виновные»). Немецкий писатель и адвокат, внук высокопоставленного нацистского сановника, всякий раз рассказывает о глубинных источниках виновности. Можем ли мы лишь сами простить себя? В «Санкции» специалист по уголовному праву показывает, как правосудие реагирует на странности в поведении мужчин. Иногда определяемое наказание не соответствует тому, что ожидается. Стиль автора очень ясный и лапидарный. Простым и понятным языком, исходящим из его богатой юридической практики, Фердинанд фон Ширах показывает нам всю бездну человеческого поведения. По его замыслу, название несет в себе смысл всех двенадцати историй: будь то виновный или невиновный, санкция все равно будет.
Двенадцать историй. Насилие в отношении женщин, линчевание старика-инвалида, проституция или любовь с куклой, похожей на живое существо. Фердинанд фон Ширах – феминистский автор. В рассказе «Присяжная» Катарина оказывается присяжным заседателем и должна выразить свое мнение о мужчине, ранее уже осуждавшимся за насилие в отношении женщин. Начинается суд. Адвокат хочет сделать отвод Катарине, опасаясь предвзятости с ее стороны. Катарина заплакала, услышав показания подвергшейся насилию женщины. «Она плакала, потому что история свидетельницы была ее историей, потому что она понимала жизнь этой женщины, и потому что во всем сквозило одиночество». Очень быстро Катарина пожалеет о том, что плакала. После двадцати лет участия в уголовных процессах адвокат-пеналист признается, что испытывает сострадание к условиям человеческого существования. «Я думал о тех, кого защищал, об их одиночестве, их необычности и их страхе перед самим собой».
Одиночество и абсурдность
В каждой рассказанной истории присутствует одиночество и абсурдность. Шлезингер был отличным адвокатом. В «Оборотной стороне» исследуется жизненный путь уважаемого адвоката, чья жизнь переворачивается с ног на голову после защиты мужчины, обвиняемого в истязаниях собственных детей. Отец-садист был оправдан за отсутствием достаточных доказательств его вины. Адвокат начинает пить, проигрывать в карты большие суммы денег, крупных клиентов становится все меньше. Он разводится. Он уже сам себя не узнает. Теперь Шлезингер обычный, мелкий адвокат. Его назначают защищать женщину, обвиняемую в убийстве с помощью огнестрельного оружия своего мужа. Все свидетельствует против нее. Но это дело, с помощью которого адвокат сам может вновь начать свою жизнь, реабилитироваться в собственных глазах.
В «Субботнике» молодая Сейма ходит на слушания в апелляционный суд. Однажды она присутствует на процессе, в котором пожилой адвокат защищает клиента, обвиненного в налоговом мошенничестве. Во время обыска в сейфе обвиняемого была обнаружена упаковка «Виагры». Давая показания, полицейский сально шутит по этому поводу. Старый адвокат поднимает глаза от своего досье и тихим бесцветным голосом спрашивает: «Как вы думаете, нормально ли смеяться над слабостями других?» Эта фраза у Фердинанда фон Шираха звучит ошеломляюще. Она вроде бы и к не к месту, но в то же время показывает отношение одного человека к другому. Сейма решает отправить старому адвокату заявление, чтобы он взял ее к себе в стажеры. А он ей скажет: «Знаете, Сейма, я не верю в дипломы».
В «Лидии» один мужчина влюбляется в надувную куклу. Он оказывается в суде за то, что напал на своего соседа, виновного, по его мнению, в том, что тот надругался над его куклой. Психиатр объясняет, что любовь мужчины к своей кукле похожа на любовь женщины к заключенному. Эти отношения тем более прочны, что они никогда не подвергнутся испытанию реальностью.
Помимо увлекательной интриги, каждый рассказ заканчивается одним и тем же вопросом: хорошо ли работает нынешнее правосудие? Немецкий адвокат-писатель ни в коем случае не выносит приговор системе правосудия. Он лишь задается вопросом о его многообразии, о прощении, о виновности. Мы не знаем, что творится внутри других людей, но мы также не знаем, что творится в нас самих. Любовь и ненависть редко бывают рациональны. Алжирский бандит как-то говорит Шлезингеру, и точность сказанного им поражает: «Однажды я видел фильм, в котором герои все время повторяли: "Ничего личного". Я этого так и не понял, поскольку в основе всей жизни лежит именно личное». И мне кажется, после прочтения этого сборника я поняла суть человеческих отношений: любая жизнь является личной.
Перевод
Александра ПАРХОМЕНКО
От редакции:
Тот случай, когда реальность и вымысел, судьбы людей, живущих в разное время или в разных странах, непостижимым образом переплетаются.
Известный артефакт деда г-на Фердинанда фон Шираха – лидера «Гитлерюгенда» Бальдура фон Шираха – кортик является главной интригой и центром повествования нового романа заместителя президента Гильдии российских адвокатов, члена Общественного совета при Минюсте России Рубена Маркарьяна. Герой романа «Кортик фон Шираха» оказывается втянутым в запутанную историю, связанную с ритуальным кинжалом фон Шираха, а события романа являют собой клубок сюжетных линий – от бытового убийства в Москве до тайного нацистского общества в Германии, уходящего корнями в Берлин Третьего рейха – столицу Олимпиады 1936 года.
И вот, как выяснилось, внук владельца артефакта, вокруг которого закручены все события романа «Кортик фон Шираха», так же, как и Рубен Маркарьян, является не только адвокатом, но и писателем. И так же исследует в своих произведениях взаимосвязи правосудия и судеб людей.
На фото: Фердинанд фон Ширах и его сборник рассказов «Санкция».
02.07.2020
Мари-Лор ДЕЛОРМ Le Point
Комментарии на форуме