ИНН ВМЕСТО ФИО
Мой бывший одноклассник работает в налоговой. Знакомясь на различных мероприятиях с людьми, не расслышав имя собеседника, приятель в шутку говорит: «лучше скажи, какой у тебя ИНН». Все начинают дружно смеяться. Шутки шутками, но налоговый инспектор по этим 12 цифрам видит всю жизнь человека: от штрафа за неправильную парковку до кредита на покупку стиралки или квартиры.
Наверное, это имелось ввиду, когда своим постановлением Правительство отменило обязательность штампов в паспорте о браке и детях. Переполох начался знатный, некоторые юристы даже заявили, что россиян из-за этого ждут большие неприятности, в частности, при покупке недвижимости. Можно подумать, раньше данные о наличии супруга/и были всегда в распоряжении риелторов или нотариусы не писали в строке семейное положение «установлено со слов…». Штампы в паспорте – архаизм, дублирующий аксессуар. Правоподтверждающими документами являются свидетельства о браке или о разводе. Для оформления действий на госуслугах предъявлять паспорт вовсе не требуется, там все, что надо уже находится в базе. Если в этой ситуации и стоит опасаться, то, на мой взгляд, совершенно иного. Чего именно рассказал на днях в программе «Умные парни» радиостанции «Говорит Москва».
Розовые документы
Хакеров надо бояться и недобросовестных людей. Недостаточной защиты электронных баз. Того, что, либо ваши данные утекут в сеть, либо в них появится что-то очень лишнее, например, на участке в реестре недвижимости кусочек чьей-то бани или линии электропередач. Как откровенно призналась мне руководитель одной кадастровой палаты, они молятся, чтобы вернули «розовые бумажки», то есть обычные гербовые документы. В отличие от цифры в «бумажку» что-либо внести без ведома владельца весьма проблематично. Так что от старого доброго бумажного носителя все же лучше пока не отказываться на пути в новый цифровой мир. Кстати, это мы туда несемся семимильными шагами. Те же продуманные немцы конкретно притормаживают. Их бундесбюрократия предпочитает бумажный документооборот и личное общение.
А вот, например, шведы самым ненадежным средством хранения личных данных считают как раз бумажные паспорта. Им там уже лет пятьдесят как с детства присваивается налоговой службой персональный номер из 10 цифр (дата рождения, район страны, пол и суммарное число). Куда бы гражданин ни пришел: в школу, университет, банк или в аптеку за лекарствами, его просят назвать этот личный номер. Хотя в законодательстве не прописана обязанность иметь документ, подтверждающий личность, но можно для удобства получить биометрическую пластиковую ID-карту с ее номером и номером владельца, его фотографией и подтверждающим данные микрочипом. С этим документом, кстати, шведы могут свободно путешествовать в Шенгенской зоне. Но что интересно, всего 100 тысяч граждан имеют такие карты. Для путешествий за границу большинство по традиции предпочитают пользоваться бумажными паспортами. Может, они и не самые надежные, зато проверенные временем.
Идентификация брендов
Есть ли смысл сопротивляться электронному вторжению в нашу жизнь? Думаю, бесполезно. Ведь, судя по всему, нас вообще не спрашивают. Например, есть информация, что крупные производители товаров народного потребления в США вшивают RFID-метки в одежду, обувь, автомобили и так далее. И не важно, есть ли у вас в кармане документ, системы считывания RFID идентифицируют вашу личность и вы, проходя мимо рекламной панели или зайдя в интернет, узнаете, что ваши кроссовки устарели, пора покупать новые. Пока это вторжение не зашло слишком далеко, лучше бы подумать, как его ограничить законодательно. Иначе этим акулам только волю дай, они и впрямь зашьют нам микрочипы под кожу, а лучше прямо в мозг. И будет у нас в голове вместо мыслей о прекрасных дамах, трудовых подвигах или рецептах салатиков крутиться нескончаемая реклама прокладок или новых шин.
Главный редактор ЭСМИ «ЗАКОНИЯ»,
член Общественного совета при Минюсте России,
заместитель президента Гильдии российских адвокатов,
Рубен Маркарьян
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях:
27.07.2021
Комментарии на форуме