НЕВИДИМЫЙ УБИЙЦА
Его невозможно просчитать, если он не попадал в поле зрения правоохранителей и спецслужб, его психическое состояние не вызывало никаких вопросов у педагогов, врачей и друзей. Он вполне легально получил разрешение и приобрел оружие. Но однажды он может «слететь с катушек», взять карабин и пойти убивать. Он – явление, называемое на американский манер скулшутинг или колумбайн. По-нашему массовый спонтанный убийца. Можно ли ему противостоять на разных стадиях? Не только можно, но и непременно нужно. Только если действовать с головой и сообща. А вот с этим у нас порой проблемы.
Холодная голова
Опыт случаев колумбайна в Керчи, Благовещенске, Казани, Перми показывает, что рефлексируем мы на них весьма остро и эмоционально. Общественность вешает всех собак на педагогов, руководство вузов, психиатров, спецслужбы и всех, кто «рядом стоял». На бедолаг сваливаются различные проверки и начальственный гнев. Политики и депутаты требуют ужесточения законодательства. Так вот ничего из перечисленного не помешало первокурснику юрфака Пермского госуниверситета Бекмансурову легально купить оружие и начать отстрел. Все потому, что, как рассказал в эфире программы Де юре (совместного проекта ЗАКОНИИ и Радио Москвы) генерал-майор ФСБ в отставке, Член Высшего совета Общероссийского движения «СИЛЬНАЯ РОССИЯ» Александр Михайлов, «пыл негодования общества направлен на неодушевленный предмет, а не на человека, который его применяет. Но пока в мозгах что-то противоправное не сформировалось, само по себе оружие не опасно. В итоге все ужесточения касаются людей абсолютно законопослушных». По его мнению, с которым я совершенно согласен, проблема скулшутинга лежит не в плоскости права, а в плоскости психиатрии. Но вот маленькая деталь – получить психиатрическое заключение для профессиональной деятельности надо 30 млн граждан, а в стране всего 12,5 тыс. психиатров. Но даже если их будет миллион, уверен заведующий кафедрой нейро- и патопсихологии МГУ им. Ломоносова, президент Московского психоаналитического общества Александр Тхостов, 100% отсева потенциальных убийц ждать даже не стоит – это невозможно. Что доказывает и российская, и, что важно, американская практика, а уж там психотерапевтов и психологов, кажется, больше, чем населения. Педагоги должны что-то сделать? Так им все инструменты поотрубали – даже невинное обследование нельзя провести без разрешения родителей и невменяемого чада. А на предупреждение: «ваш сын агрессивен», они попросту услышат: «вы учителя, вот учите и воспитывайте!» Опускать руки? Ни в коем случае.
Учет и контроль
Главное управление региональной безопасности Московской области, как рассказал первый заместитель руководителя Владимир Герасименко, сразу же после Керчи собрало представителей Росгвардии, Минобразования, педагогов, участковых, руководство психиатрических и наркологических учреждений, определили наиболее характерные проблемы и начали их решать. Выяснили, что ни ЦЛРР Росгвардии, ни участковые не учитывали при проверке и лицензировании покупателей оружия их место работы или учебы. Общими усилиями без лишней волокиты внесли необходимые пункты, выявили студентов-обладателей оружия, провели с ними тестирование, сообщили об этом руководству учебных заведений, также нашли родителей школьников, у которых дома оружие, готовят поправки в законодательство, которыми предлагают учитывать при выдаче лицензии мнение не только психиатра, но и психолога. Уверены, что до окончания учебы оружие молодым людям продавать нельзя. Одним словом, держат оборону и не теряют бдительность на своей линии обороны. Но она далеко не первая.
Главная – это нормальная социальная среда, в которой никому не надо хвататься за оружие. Это учебная среда, в которой усилиями родителей и педагогов сведена до минимума возможность издевательств, дискриминации, нападений, травли. Это психологи, которые работают с подростковой депрессией, это педагоги, правоохранители и спецслужбы, которые выявляют подростковую агрессию. И только в самом конце должны значится металлоискатели и вооруженная охрана. Вот сквозь такую линию редутов спонтанному убийце будет тяжело прорваться. Пока же мы совершенно не защищены.
Главный редактор ЭСМИ «ЗАКОНИЯ»,
член Общественного совета при Минюсте России,
заместитель президента Гильдии российских адвокатов,
Рубен Маркарьян
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях:
19.11.2021
Комментарии на форуме