НИ ПОЗДНО, НИ РАНО
Современная сказка «Алиса в стране МГУ» не задалась с самого начала и обросла всего за полгода скандалами и поляризацией мнений. Я все ждал, когда в пылу обсуждений прозвучит сакраментальная фраза: «запретить для определенной категории…», и мои ожидания увенчались успехом. Ряд экспертов заговорил о необходимости законодательно закрепить для поступления в вуз планку в 14-15 лет, необходимость предоставления т.н. «портфолио» с рекомендациями и «важных личностных и метапредметных результатов». По нынешнему законодательству возрастная шкала абитуриента ограничивается… аттестатом. Есть этот документ – учись, хоть в 8, хоть в 88 лет. Что будет, если начать эту бесконечность сужать? И надо ли? Эти вопросы мы задали читателям портала, слушателям и экспертам – опытнейшим специалистам в сфере образования – программы Де юре (совместного проекта ЭСМИ «ЗАКОНИЯ» и Радио Москвы).
«Бесперспективно!»
Таков был единодушный вердикт по этим вопросам и первого заместителя председателя комитета Госдумы РФ по науке и высшему образованию Олега Смолина, и научного руководителя Центра психометрики и измерений в образовании Института образования НИУ ВШЭ – в прошлом руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) и заместителя министра образования РФ Виктора Болотова, и руководителя Общества защиты прав потребителей образовательных услуг Виктора Панина.
Как верно отметил Олег Смолин, все потому, что главным в образовательных отношениях остаются не юридические, а нравственно-психологические аспекты. Зачем ради одного, хоть и громкого случая с семьей Тепляковых, кромсать многострадальное законодательство? Есть здравый смысл, и именно его должны в этой истории продемонстрировать взрослые: и родители, коим следует думать не о своих амбициях, а о ребенке, и руководство вуза, которое должно помочь выработать верную траекторию развития одаренной девочки с тем, чтобы не сломать ей жизнь. А наперед, по мнению Виктора Болотова, следует внести в законодательные нормы пункт о приеме в вузы нестандартных детей не только при наличии аттестата, но и собеседования (либо рекомендации психолого-педагогического совета), и на особые образовательные программы. Ну не может случиться даже из гениального ребенка 14 лет отроду хорошего семейного психолога, философа или историка без самой важной категории – жизненного опыта и собственной психологической зрелости. А вот математик, музыкант, шахматист из таких детей, как доказывает почти тысячелетняя история вузов, получится отменный.
Серебряный студент
В том, что касается обучения студентов «старшей возрастной группы», то тут мы, по мнению заведующего отделом центра стратегий развития образования МГУ им. Ломоносова Константина Зискина и основателя проекта «Баба Деда» Анастасии Лазибной, серьезно отстали от развитых стран. Там получение первого и второго образования старшим поколением – особая фишка, на которую работают целые отдельные вузы и сотни образовательных программ. У нас, конечно, столица – впереди всех городов русских по количеству «серебряных университетов», большинство из которых бесплатны, а вот регионы откровенно жадничают. Хотя, на мой взгляд, дело это очень нужное для того, чтобы прекрасный возраст зрелости перестал называться мерзким термином «возраст дожития», а стал временем новых знаний, знакомств и горизонтов. «Учись так, как будто собираешься жить вечно», – говорил Махатма Ганди. Мудрый был человек. Вечный.
Главный редактор ЭСМИ «ЗАКОНИЯ»,
член Общественного совета при Минюсте России,
заместитель президента Гильдии российских адвокатов,
Рубен Маркарьян
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях:
04.02.2022
Комментарии на форуме