НИ ПОЗДНО, НИ РАНО

НИ ПОЗДНО, НИ РАНО

Современная сказка «Алиса в стране МГУ» не задалась с самого начала и обросла всего за полгода скандалами и поляризацией мнений. Я все ждал, когда в пылу обсуждений прозвучит сакраментальная фраза: «запретить для определенной категории…», и мои ожидания увенчались успехом. Ряд экспертов заговорил о необходимости законодательно закрепить для поступления в вуз планку в 14-15 лет, необходимость предоставления т.н. «портфолио» с рекомендациями и «важных личностных и метапредметных результатов». По нынешнему законодательству возрастная шкала абитуриента ограничивается… аттестатом. Есть этот документ – учись, хоть в 8, хоть в 88 лет. Что будет, если начать эту бесконечность сужать? И надо ли? Эти вопросы мы задали читателям портала, слушателям и экспертам – опытнейшим специалистам в сфере образования – программы Де юре (совместного проекта ЭСМИ «ЗАКОНИЯ» и Радио Москвы).

«Бесперспективно!»

Таков был единодушный вердикт по этим вопросам и первого заместителя председателя комитета Госдумы РФ по науке и высшему образованию Олега Смолина, и научного руководителя Центра психометрики и измерений в образовании Института образования НИУ ВШЭ – в прошлом руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) и заместителя министра образования РФ Виктора Болотова, и руководителя Общества защиты прав потребителей образовательных услуг Виктора Панина.
Как верно отметил Олег Смолин, все потому, что главным в образовательных отношениях остаются не юридические, а нравственно-психологические аспекты. Зачем ради одного, хоть и громкого случая с семьей Тепляковых, кромсать многострадальное законодательство? Есть здравый смысл, и именно его должны в этой истории продемонстрировать взрослые: и родители, коим следует думать не о своих амбициях, а о ребенке, и руководство вуза, которое должно помочь выработать верную траекторию развития одаренной девочки с тем, чтобы не сломать ей жизнь. А наперед, по мнению Виктора Болотова, следует внести в законодательные нормы пункт о приеме в вузы нестандартных детей не только при наличии аттестата, но и собеседования (либо рекомендации психолого-педагогического совета), и на особые образовательные программы. Ну не может случиться даже из гениального ребенка 14 лет отроду хорошего семейного психолога, философа или историка без самой важной категории – жизненного опыта и собственной психологической зрелости. А вот математик, музыкант, шахматист из таких детей, как доказывает почти тысячелетняя история вузов, получится отменный. 

Серебряный студент

В том, что касается обучения студентов «старшей возрастной группы», то тут мы, по мнению заведующего отделом центра стратегий развития образования МГУ им. Ломоносова Константина Зискина и основателя проекта «Баба Деда» Анастасии Лазибной, серьезно отстали от развитых стран. Там получение первого и второго образования старшим поколением – особая фишка, на которую работают целые отдельные вузы и сотни образовательных программ. У нас, конечно, столица – впереди всех городов русских по количеству «серебряных университетов», большинство из которых бесплатны, а вот регионы откровенно жадничают. Хотя, на мой взгляд, дело это очень нужное для того, чтобы прекрасный возраст зрелости перестал называться мерзким термином «возраст дожития», а стал временем новых знаний, знакомств и горизонтов. «Учись так, как будто собираешься жить вечно», – говорил Махатма Ганди. Мудрый был человек. Вечный.


Главный редактор ЭСМИ «ЗАКОНИЯ»,
член Общественного совета при Минюсте России, 
заместитель президента Гильдии российских адвокатов,
Рубен Маркарьян

 

 Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях:

04.02.2022

ЭСМИ "ЗАКОНИЯ"

 в избранное

Добавление комментария

Комментарии на форуме

  • Записей нет
ТЕМА НЕДЕЛИ ОСНОВАНИЯ ДЛЯ НЕДОВЕРИЯ
Принцип «нет оснований не доверять» свидетелю традиционно жестко критикуется юридическим сообществом. Возникло такое отношение не на пустом месте. Многолетняя практика, когда, например, показания свидетеля...

Популярное
Новое