НУ И КИК С ТОБОЙ
Не успели мы всем миром справиться с проблемами каршеринга, как подоспела новая напасть: кикшеринг, то бишь аренда электросамокатов. Kick по-английски – толчок, а еще удар, удовольствие и отдача. Оно и видно: kick ногой, и несется себе бородатый дядька или яркая независимая барышня, в руках кофе из ближайшего Старбакса, в ухе наушник, по которому, рассекая, непременно надо поговорить или музыку послушать. И тут вдруг kick и тормозит пилот двухколесного транспорта лицом об асфальт, прохожие все в кофе, и это в лучшем случае, в худшем – тоже с травмами на асфальте, ибо, обгоняя впереди идущих, эти стокилограммовые человеческие бомбы вылетают на встречку. В новостях – ад кромешный: травмы, переломы, комы, смерти. В 2021 году только в Москве зафиксировано более 150 ДТП с их участием, и это на 70% больше, чем в прошлом году. Уже есть те, кто требуют запретить «этот электроужас». Ну, как обычно. Это ж легче, чем выработать правила для нового вида экологичного и удобного транспорта, статус которого у нас до сих пор в ПДД не определен, а культура управления отсутствует напрочь.
Как ни крути…
Не получается пока «оседлать» в правовом плане кикшеров. СК РФ берет под особый контроль расследования всех случаев аварий с электросамокатами, были возбуждены уголовные дела в отношении компаний-операторов услуги. Первые законодательные предложения были оформлены прошлой осенью, то есть, когда проблема еще серьезно не нарисовалась, и с тех пор множатся в геометрической прогрессии. Но легче не становятся, и проблему они не решают. Например, предложение «отселить» самокатчиков на проезжие части в их нынешнем виде, по моему мнению, надо приравнять к приглашению к убийству. Если байкеры считаются «хрустиками», то самокатчиков автомобилисты просто вкатают в асфальт. Подтверждение пришло в понедельник: в Туле автомобиль насмерть сбил 12-летнего мальчика на электросамокате. Запретить разгоняться, введя ограничения по скорости? А кто за этим будет следить: на каждую дорожку полицейского не поставишь. ПДД такой документ, что в него дополнения не вносятся, его можно только переиздать полностью. Снабдить каждый электросамокат госномером? У автомобилей есть госномера, и что, это как-то работает на предотвращение аварий? Но что самое нехорошее: отсутствие ответственности. Даже если самокатчик не сбежит с места происшествия (а в таком случае ищи-свищи его), то за причинение травм средней тяжести он заплатит 1000-1500 рублей штрафа, а если убьет кого, то сядет по статье о причинении смерти по неосторожности на два года максимум. Тогда как водителю за это грозят более серьезные сроки, тем более, если был пьян. А тут без разницы – хоть в стельку.
Равняться на Европу пока смысла нет: там тоже кто в лес кто по дрова. Если Германия, Италия и Франция к электросамокатчикам весьма лояльны, то в Великобритании психанули и закрыли для них все дороги и пешеходные зоны. Кататься можно только на частной территории с разрешения хозяина, получив госномер, страховку и права.
Что делать? Помимо законодательного закрепления, то, чем надо было заниматься уже лет десять назад: начать грамотно делать велодорожки, определять места для экологичного личного транспорта, новые виды которого еще будут и будут появляться – спрос велик, это удобно и модно. Грамотно – это не взять краску и нарисовать посреди дороги отделение для велосипедов и самокатов, а с отбивкой – бордюрами, клумбами и так далее. Так, чтобы всем было реально безопасно. Москва – город во всех смыслах передовой – давно уже могла показать пример экологического мышления в отношении экологичного транспорта. Представляете – 60% москвичей, здоровые, румяные, вакцинированные, ездят по выделенке на электро- самокатах, скутерах, велосипедах, в ушах наушники, в руках кофе? Ну круто же! Хотя старый, добрый, педальный двухколесный транспорт тоже пойдет. Уж он-то экологичнее некуда.
Главный редактор ЭСМИ «ЗАКОНИЯ»,
член Общественного совета при Минюсте России,
заместитель президента Гильдии российских адвокатов,
Рубен Маркарьян
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях:
05.07.2021
Комментарии на форуме