ОРАВУШКА
А все-таки жёсткий мы народ при определенных обстоятельствах. Обсуждали на этой неделе в программе «Де юре» (совместный проект ЭСМИ «ЗАКОНИЯ» и Радио Москвы) перспективы развития системы психологической помощи ученикам школ. На их детский мир с собственно проблемами становления накладываются то ковид с дистантом, то санкции с перспективой потери работы и дохода родителями. Сейчас у кого-то папа под Херсоном, у кого-то – под Верхним Ларсом, кто-то мучается в Дубаи. Сложно им сейчас. Детям. Так хоть бы один эксперт пожалел. Тревожно? Окунайся в полезную занятость. Страшно? Иди, помогай тем, кому хуже, чем тебе. Раздражают «особые» дети? Так привыкай, что мир неоднороден, и обитают в нем не розовые пони, а люди с разными особенностями развития и характера, обладающие теми же гражданскими правами, что и ты. А задача молодого мужчины не пластиковыми стаканчиками кидаться. Всю программу и дивился такой позиции, и соглашался с ней.
Спасительная архаика
А еще думалось, что эти вдруг появившиеся нотки жесткости в среде детских экспертов – часть архаичных традиций, направленных на выживание рода. Описанных в пословице: «Одному страшно, а оравушке всё нипочем». Оравушка – это на современный лад и отлаженный союз руководителей учебных заведений, педагогов-психологов, классных руководителей, родителей и детей, цель которого – создание благоприятного психологического климата, основанного на атмосфере созидания. Как отметила Ирина Ильичёва, директор школы № 1409 – одной из лучших московских школ, – в условиях постоянной полезной занятости детей практически не остается места их конфликтам, страхам и стрессам. И если для достижения этой цели нужен психолог, то включить его в штат в силах самого учебного заведения и управляющего совета – не нужны тут никакие дополнительные указы и законы.
Оравушка – это и сформированная система дополнительного образования и общие усилия взрослых не только по развитию сферы образования, но и разрешению внутренних и внешних политических и экономических вызовов. Ведь без этого, уверен руководитель Всероссийского общества защиты прав граждан в сфере образования Виктор Панин, градус тревожности не понизить: политика, экономика и образование связаны неразрывно.
Безусловный авторитет
Оравушка – это та форма детского коллектива, которая впоследствии, по мнению члена Общественной палаты Московской области, старшего преподавателя Московского института психоанализа Марии Большаковой, сформирует у детей принцип «своих не бросаем». Коллектив, в котором нет места сегрегации по цвету глаз или двигательной активности. Сформировать такие взгляды – задача взрослых. Но для выполнения всех названных задач, по мнению эксперта, которое я также разделяю, нужны коррективы подходов к образовательному процессу и психологической помощи детям. В них должен главенствовать безусловный авторитет учителя, педагога-психолога, особенно, если речь идёт о работе с трудными детьми. Опыт Макаренко тут никак не «бьётся» с современной ванильностью в подходах. Взрослому надо иногда показывать свою власть в работе с подростками, но где границы морали, в каких госстандартах их прописать? Важнейший вопрос, на который обязательно надо найти ответ в самое ближайшее время.
Главный редактор ЭСМИ «ЗАКОНИЯ»,
заместитель президента Гильдии российских адвокатов,
Рубен Маркарьян
24.10.2022
Комментарии на форуме