«РЕКВИЕМ ПО ОТКРЫТОСТИ»
Так бы я охарактеризовал общий тон программы «Де юре» (совместного проекта ЭСМИ «ЗАКОНИЯ» и Радио Москвы), посвященной обсуждению закона о закрытии данных Единого государственного реестра недвижимости от третьих лиц. Удивительным образом из-за реактивной инициативы, которую наши эксперты в один голос назвали чрезвычайно непродуманной, третьими лицами стали мы все. Даже собственники жилья, которым теперь чтобы получить выписку о праведно нажитом надо, например, идти в МФЦ, писать заявление и ждать документа. Удивительным образом принятое решение в корне противоречит самой сути и принципам Госреестра – достоверности и публичности данных о недвижимости. Принципам открытости общества и государства. Почти за десять лет программы «Де юре» было всякое, но такие горькие, жесткие и растерянные формулировки от специалистов я слышал впервые.
«Шаг назад»
Так охарактеризовал закрытие данных ЕГРН председатель правления Союза жилищных организаций Москвы, опытный юрист Константин Крохин. По его мнению, с которым я абсолютно согласен, мы шли в правильном направлении, делая публичными данные всех членов общества о таком ресурсе, как недвижимость, публикуя декларации о доходах чиновников, решения арбитражных, а потом и судов общей юрисдикции. Такая открытость была лучшим правовым воспитателем и преградой на пути незаконного поведения и простых работяг, и обитателей высших эшелонов власти.
Все насмарку? Зачем? Запроса от общества, фактов массового злоупотребления данными ЕГРН не было. Чтобы было неудобно всем? А это так, как рассказали вице-президент Российской гильдии риэлторов Константин Апрелев и генеральный директор юридической компании «ЮрВиста» Алексей Петропольский. Неудобно продавцам, так как им надо будет «гонять» за справкой на каждом этапе продажи и аренды жилья, неудобно банкам, которым усложнилась проверка правообладателя недвижимости при оформлении кредита, неудобно риелторам и сопровождающим сделки с недвижимостью юристам, так как им придется прилагать дополнительные усилия чтобы, например, просто доказать, что они представляют собственника жилья, неудобно покупателям, так как они не смогут определить чистоту объекта, неудобно жилищным организациям, потому, что они не смогут подать иски к должникам, неудобно жильцу, который не сможет подать иск к залившему его соседу. Данные ЕГРН остались открытыми для нотариусов, но и у них, по словам нотариуса люберецкого нотариального округа МО Карины Рождественской, возникли сложности: никто пока не знает, как определять действительную необходимость выдачи выписки из ЕГРН третьему лицу для подачи иска (т.е. заменяя функцию суда), но зато все понимают, что за неправомерно выданные данные нотариусу может здорово влететь.
«Законы – это паутина…»
«Крупные мухи сквозь нее прорываются, а мелкие застревают». Так охарактеризовал принцип законотворчества французский правовед и философ Шарль Монтескье. Точная характеристика нашей истории с ЕГРН. Надо было каким-то чиновникам спрятать данные о дворцах с унитазами? Так они могли это и раньше сделать, просто написав заявления. Надо было скрыть в нынешних условиях персональные данные определенной категории лиц? Так можно было это сделать «без шума и пыли», не они первые, кого разумно спрятали. А заодно серьезно поработать над предотвращением непрекращающегося слива баз данных на черный рынок: плевать хотели мошенники и торговцы на все ограничения. Это прокол, ребята, и серьезный. Хоть возвращай для таких случаев статью о вредительстве.
Главный редактор ЭСМИ «ЗАКОНИЯ»,
заместитель президента Гильдии российских адвокатов
Рубен Маркарьян
15.07.2022
Комментарии на форуме