Руслан Ткаченко:«...Меня бы отец выпорол – ему бы все руку пожали!»
У школы нет никаких инструментов влияния на учащихся, заявил в эфире радиопроекта «ЗАКОНИИ», посвященного инициативе ввести материальную ответственность родителей за школьные прогулы их детей, глава «Московского городского родительского комитета» Руслан Анатольевич Ткаченко.
По словам эксперта, у него есть только доводы против данной инициативы:
«Я примерно могу понимать, что послужило толчком к такому предложению, потому что депутат, о котором я слышал, Ольга Ярославская, - директор школы. Она просто не знает уже, как, что сделать с учениками. И вопрос не только в прогулах. Какой-то хулиган может задираться, матом говорить, еще что-то. И есть только одна возможность – не дожидаться, пока совсем все будет плохо, и обратиться в полицию. Других инструментов нет.
Но это совсем не повод вводить какие-то штрафы, потому что они ровным счетом ничего не решат, они усугубят ситуацию. Во-первых, нужно понимать, что часть детей, которые прогуливают уроки – на самом деле не прогуливают уроки, они предмет уже давно усвоили, они в это время занимаются полезными делами. В некоторых случаях, я знаю, у нас были обращения, уроки прогуливали на каких-то предметах, где учитель прессинговал ученика, были психические наезды и так далее. И просто чтобы избежать каких-то психологических последствий, люди не ходили на эти уроки. Это как пример того, что причины могут быть разные совершенно.
Если действительно ребенок не ходит на уроки – ну, постоянно не ходит, его невозможно заставить, то у родителей тоже не так уж много инструментов. Потому что сейчас орать на детей нельзя, бить нельзя, потому что детей научили на уроках в школе, что у них есть права. И ты пытаешься ребенка заставить мыть посуду, он говорит: «Вы не имеете права меня заставлять делать домашнюю работу, вы эксплуатируете меня». То же самое происходит и по поводу тех же самых предметов. Вопрос поднимает очень много таких болезненных точек, но штрафы вообще ничего не решают.
Надо хотя бы просто задаться правильным вопросом: почему дети прогуливают школу? Потом подумать, какие инструменты, может быть, вернуть. Вот сейчас идет такая массовая тема, даже истерия, что детей бить нельзя, то есть дать подзатыльник – это уже криминал. Я знаю случаи, когда детей реально отбирали, например, у приемной семьи отбирали четырех детей, потому что мама старшему хулигану, который ворует и бьет, дала подзатыльник. И у нее отобрали четырех приемных детей на основании того, что она избивает ребенка. Вот если бы это было в моем детстве, в 80-90-х годах, меня бы отец выпорол – ему бы все руку пожали, начиная от вожатой школы до директора: «Ну молодец, воспитываешь ребенка». И после этого бы ребенок никуда не ходил. А у нас сейчас бить ребенка нельзя, это нормально, смотрят, как он уходит к преступникам, употребляет наркотики, но бить его нельзя. Вот если бы его выпороли разок, то он и наркотики бы не пробовал. А так он чувствует полную безнаказанность, и поэтому дальше идет…
Раньше в школу приходишь – тебя могли выгнать из класса, это был позор. А сейчас что, это разве позор? Из класса выгнать нельзя, потому что ребенок должен учиться, это нарушение его прав и так далее.
Ну поругаешь ты его. Ребенок быстро поймет, что последствий нет. И он может делать все что угодно, он понимает, что последствий нет. В какой-то момент попадет в полицию, там его поругают, он приходит гордый в школу: «Ага, я из полиции пришел, я там, короче, с полицаями сидел!» – он себя героем чувствует. Я был в одной школе, там всего 200 человек, отличная, буквально, нежная школа. Но один третьеклассник держал на ушах всю школу. И он других учил так себя вести. И не было никакой возможности – его нельзя выгнать из школы, нельзя выгнать с урока, ему нельзя дать по лбу линейкой, ничего нельзя делать.
То же самое сейчас и с родителями. Какие права сейчас у родителей? Когда родители говорят ребенку: «Слушай меня», – а он говорит: «Ты не имеешь права меня заставить делать уроки. Вот нас учили». Был в одной школе конкурс рисунков «Права ребенка». Что дети там рисовали? «Я могу есть мороженое, сколько хочу, я могу смотреть телевизор, сколько я хочу – я все могу». Мы детей этому учим, а потом удивляемся, что они что-то прогуливают».
18.09.2015
Комментарии на форуме