ШКОЛЬНЫЙ КОДЕКС
«Dress code» переводится как «кодекс одежды»: свод правил не только внешнего вида группы людей, но и, по сути, их поведения. Никому же не придет в голову прийти в Black Tie на утреннее совещание. Форменную одежду тоже можно отнести к дресс-кодексу для отдельных профессий. У военных, прокуроров, священнослужителей, судей, врачей он свой, и поэтому их нельзя спутать. Логично, что определенные требования к внешнему виду должны быть и у школьников. Ведь школа – это не дружеская тусовка, это четкие обязанности. И если все без исключения ученики будут одеты в форменную школьную одежду, хуже точно не будет, и это признают многие и давно. Но почему-то разговоры об этом никак не оформятся в законодательный акт. Причины обсуждали с экспертами программы «Де юре» (совместного проекта ЭСМИ «ЗАКОНИЯ» и Радио Москвы).
Все решаемо
Как отметил первый заместитель председателя комитета Госдумы по науке и высшему образованию Олег Смолин, форма дисциплинирует, снижает демонстративный уровень социального неравенства и позволяет ученикам одной школы отличаться от учеников другой. Ныне действующие нормы разрешают региональным властям вводить школьную форму с учетом местных особенностей. Как я понял из слов министра просвещения Сергея Кравцова, смысл инициативы состоит в том, чтобы школы не только могли, но и были обязаны принять такое решение. При этом никто сверху не будет указывать, во что должны быть одеты дети. Те, кто за, а их, согласно опросам, более 70%, молча кивнули, а те, кто против, похоже, министра не услышали. Их опасения перечислил руководитель Всероссийского общества защиты прав граждан в сфере образования Виктор Панин. В первую очередь, вопрос в финансах: обязательная школьная форма может быть слишком дорогой для малоимущих. А что мешает закупить на Ali, Wildberries или со складов производителя костюмы и платья, нашить на них заказанные эмблемы и прилично на этом сэкономить в первую очередь семьям со средним и низким достатком? Форма подавляет индивидуальность? Ну так обувь, рюкзаки, часы, смартфоны и прочие аксессуары в школах же никто не запрещает.
Исторический ритуал
И, кстати, если уж и выделяться, то, как верно заметил врач, клинический фармаколог Александр Эдигер, лучше не маркой часов и маникюром, а профессионализмом и успехами в учебе. Может, руководство медицинских вузов это и имеет в виду, заставляя будущих эскулапов с первых дней учебы носить белые халаты, хотя их утилитарное значение невелико. Они в первую очередь ритуал. Как верно заметила вице-президент ФПА РФ Елена Авакян, форменная одежда – это еще и маркер принадлежности к определенной профессии, и выделение из общей массы людей, и способ сосредоточения на задаче. Елена Георгиевна давно и активно стоит в авангарде борьбы адвокатского сообщества за право на собственную мантию. В «равнобедренном» треугольнике судебного процесса: судья-прокурор-адвокат форменной одежды нет только у адвокатуры, и это несправедливо. Я ведь тоже хочу зайти в заседание в красивой адвокатской мантии, и, обратившись к прокурору в васильковом мундире и судье в черной мантии, сказать, как говаривал когда-то великий Федор Плевако: «Господа, а ведь могло быть и хуже».
Главный редактор ЭСМИ «ЗАКОНИЯ»,
заместитель президента Гильдии российских адвокатов,
Рубен Маркарьян
25.11.2022
Комментарии на форуме