УЧИТЬ ПО-РУССКИ 2
Боюсь сглазить, но огромный российский корабль под названием «Образование» после долгих скитаний по чужим морям возвращается в родную гавань. О намерении завершить западный эксперимент над ним говорят уже на самом высоком уровне, парламентским большинством вносится на рассмотрение законопроект, призванный убрать дискредитирующий высокое предназначение Учителя термин «образовательная услуга», отменяется еще по ряду важнейших вузовских дисциплин бакалавриат. Всерьез взялись за сокращение бумажной нагрузки на педагога, выработку единых подходов к содержанию учебных программ и учебников. Если раньше в программах «Де юре» (совместном проекте ЭСМИ «ЗАКОНИЯ» и Радио Москвы) мы только предполагали, как было бы хорошо, если бы собственное качественное образование стало национальной идеей страны, то на этой неделе мы услышали от экспертов долгожданное: «процесс пошел».
Эволюция в образовании
«Это не революционный, но эволюционный процесс, – сказал президент Группы компаний «Просвещение» Михаил Кожевников. – Изменения в учебниках происходят каждый год, и эта работа будет продолжаться». Наш собеседник напомнил, что создание качественного пособия – сложнейший процесс, оно – не книга, не монография, а стройный учебно-методический комплекс. «Наблюдается разворот и в сторону участия учебников в формировании гражданской позиции юного члена общества. Эта функция была ранее размыта, особенно в начале 2000-х годов», – подчеркнул Михаил Кожевников.
И вот в этом плане еще предстоит хорошо поработать. Как рассказал член Высшего совета Общероссийского движения «Сильная Россия» Максим Бардин, проведенный движением мониторинг учебников истории за 10-11 классы вызвал немало вопросов. Самый главный из них: а что это за вариации такие в рамках общеобразовательной программы, когда непонятно, главная роль в переломе в ВОв принадлежит ленд-лизу или Сталинградской битве, Октябрьская революция – это народное восстание или политический переворот, гражданская война – закономерная борьба политических групп или историческая трагедия России? Где единый государственный подход?
Одно успокаивает, что первая попытка формирования ядра содержания программ предпринята во ФГОСах третьего поколения, которые вступят в силу уже в сентябре этого года, как рассказала нам директор московской школы № 1409 Ирина Ильичева. А период хождения уймы рассогласованных учебников, который затруднял обычный переход ребенка из школы в школу, работу педагога и достижение главной цели – обеспечение качественного образования, канул в Лету.
Наследники великой системы
В прошлом у нас были одни из лучших в мире методики преподавания (не путать с приемами и технологиями). На мой взгляд, главное в анонсированном развороте к себе – вернуться к этой основе, пусть даже в ином формате. Развивать и укреплять комплексное обучение, приветствуя вариативность как факультатив. Индивидуальные траектории – почему нет? Но только на последних этапах обучения в вузе, когда получена основательная база. Снять излишнюю нагрузку не только с педагогов, но и с детей. Вернуть простоту изложения материала в учебниках. Не только озвучить, но и глубоко осознать: если наших детей не учим мы, их учат другие. А осознав – действовать. Помните: «Знания – сила»? Это должна быть наша сила.
Главный редактор ЭСМИ «ЗАКОНИЯ»,
заместитель президента Гильдии российских адвокатов
Рубен Маркарьян
13.05.2022
Комментарии на форуме