ЖИЛЬЁ БЕЗ СПРОСА
Рынок недвижимости уперся в цифру «20» и замер. Двадцать – это размер ставки рефинансирования, установленной регулятором для удержания финансовой системы страны на плаву, и которая потянула за собой резко вверх все ставки кредитования, в том числе ипотечные. Количество сделок купли-продажи, соответственно, снизилось в 1,5-2 раза за прошедший месяц. Ведь, как пояснил в эфире программы «Де юре» (совместного проекта ЭСМИ «ЗАКОНИЯ» и Радио Москвы) вице-президент Российской гильдии риэлторов Константин Апрелев, в общем количестве сделок более 80% прокредитованы ипотекой. И это притом, что пока еще завершались сделки по ранее существовавшим ставкам.
Что же будет с отраслью и с нами?
К июню поднявшиеся было цены на недвижимость остановятся и пойдут на снижение, уверен Апрелев. Сделки купли-продажи будут совершаться только при «альтернативных» покупках (изменение или улучшение жилищных условий – продажа имеющегося и покупка нового жилья) в т.ч. с ипотечным кредитованием небольших сумм; безипотечные; по сохраненным льготным видам ипотеки. Ипотека под строящееся жилье с ее 12%-й ставкой тоже застопорится: неизвестно, что будет с ценами, а ждать сдачи жилья надо года три. А дальше, если ничего не изменится, в отрасли начнутся проблемы. Поэтому все взоры сейчас обращены на правительство и Центробанк. За ними выбор: или со временем снижать ключевую ставку или расширять льготы и меры поддержки граждан, нуждающихся в жилье, тем самым поддержав и застройщиков.
Кстати, господдержка – не «совок», как может некоторым показаться, а весьма себе капитализм. Что подтвердил наш эксперт Сергей Печинин, управляющий партнер RealiaFamilyOffice (Лондон). Он рассказал, что помимо классической закладной ипотеки (mortgage) со ставкой в среднем 3-3,5%, в Англии действует большое количество госпрограмм, например, весьма выгодная «Help to Buy home», когда усилиями государства покупатель получает дом за полцены. Кстати, по словам эксперта, те наши граждане, которые при слове «каникулы» внутренним взором видят пальмы, а не банки с ипотекой, после выходок запада с нашей недвижимостью и финансами, сказали: «Идем на Восток!» и потянулись покупать недвижимость и открывать представительства бизнеса в Дубай.
Кому мать родна?
Знамо кому – мошенникам. Вот кому в кризис раздолье. А цифровизация, по мнению председателя правления Союза жилищных организаций Москвы Константина Крохина, зачастую преждевременная и не всегда продуманная, им только «в помощь». Мошенники, в отличие от граждан, хорошо подкованы и юридически и технически, научились подделывать цифровые подписи на раз, создают многоходовые схемы, и в результате граждане попадают в изматывающие многолетние судебные тяжбы, и далеко не факт, что они смогут в итоге хоть что-то получить. Вот тут лучше не бежать впереди Европы, а ориентироваться на нее, уверен и Крохин и член Комиссии Федеральной нотариальной палаты по взаимодействию со СМИ и общественными организациями, нотариус Ирина Аникеева. В этой парадигме – длительность (до месяца) процедуры и обязательная, всенепременная, нотариальная форма сделок с жилой недвижимостью. Так и только так можно минимизировать риски для участников сделок. Ведь речь идет даже не о деньгах, не о, допустим, машине, без которой можно обойтись, а о крыше над головой – одной из основных человеческих потребностей. Это неправильно, когда из-за того, что кто-то освоил бюджет, люди теряют жилье.
Что еще правильно на текущий момент? Не мель-те-шить! Вон, рубль отыгрывает вовсю свои позиции, и со ставками решится. Страна покачнулась от мощного финансового удара, выстояла, и сейчас сосредотачивается. Сосредоточимся и мы.
Главный редактор ЭСМИ «ЗАКОНИЯ»,
заместитель президента Гильдии российских адвокатов
Рубен Маркарьян
08.04.2022
Комментарии на форуме