Министр финансов Правительства Московской области Крикунова Татьяна Михайловна провела онлайн-прием с пользователями портала "ЗАКОНИЯ"
В режиме онлайн Татьяна Михайловна отвечала на вопросы граждан
Что является основной доходной частью муниципальных бюджетов?
Какие существуют формы поддержки муниципальных бюджетов?
Бюджетным кодексом Российской Федерации осуществлено закрепление доходов за местными бюджетами на постоянной основе.
Основу доходной части бюджетов муниципальных образований составляют налоги: налог на доходы физических лиц, земельный налог, налог на доходы физических лиц, единый сельскохозяйственный налог, налог на вмененный доход, государственная пошлина. На них приходится 75 процентов всех доходов бюджетов муниципальных образований. Местные налоги - земельный налог и налог на доходы физических лиц, решения по вводу и размерам которых принимают местные органы, составляют около 17 процентов всех налоговых поступлений.
Неналоговые доходы составляют четверть всех доходов бюджета. Свыше половины в составе неналоговых доходов составляют поступления арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена. Существенную долю составляют также доходы от использования муниципального имущества.
Однако собственные налоги по целому ряду муниципальных образований недостаточны для обеспечения решений вопросов местного значения, которые за ними закреплены законодательно. Подробности в видеосюжете
___________________________
В СМИ появилась информация о том, что заработная плата чиновников существенно выросла. Достоверна ли эта информация? Отразился ли кризис на заработной плате?
В Московской области заработная плата государственных и муниципальных гражданских служащих сохранена на уровне 2008 года. Индексация должностных окладов в 2009 году не производилась. Более того, в текущем году расходы на оплату труда работников органов государственной власти Московской области были снижены в целом почти на 3 млрд. рублей, что прежде всего было осуществлено за счет значительного сокращения штатной численности госслужащих, реорганизации ряда министерств и ведомств, а также сокращения объема средств в фонде оплаты труда на выплату премиальных.
Так, с начала 2009 года были упразднены 5 центральных исполнительных органов государственной власти Московской области и одно государственное учреждение: Комитет по развитию предпринимательства Московской области, Комитет по туризму Московской области, Комитет по делам молодежи Московской области, Главное управление по труду и социальным вопросам Московской области, Главное управление по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Московской области и Государственное специализированное учреждение «Фонд имущества Московской области».
В 27 центральных исполнительных органах власти штатная численность государственных гражданских служащих была в среднем сокращена от 4 до 67 процентов, аппарата Московской областной Думы – на 12 процентов. Всего в течение 2009 года было сокращено 2792 должностей, в том числе: в марте - 1888 единиц, в октябре – 904 единицы. Подробности в видеосюжете
______________________________
Губернатор Московской области Громов на заседании областной Думы сказал о том, что впервые за 10 лет идет речь о сокращении основных бюджетных параметров.
Каких сфер это коснется в первую очередь? Насколько это затронет социальную сферу?По оценкам специалистов, В 2010 году бюджет региона составит 295,2 миллиардов рублей, что на четверть меньше, чем в нынешнем. Сохраняются ли меры социальной поддержки населения Подмосковья, решения по которым были приняты в докризисные годы?
Неверно говорить о том, что только в 2010 году будут впервые сокращены основные параметры. Первая корректировка бюджета Московской области была предпринята еще в конце 2008 года, в условиях начавшегося мирового финансово-экономического кризиса. Именно в то время большинство регионов стали испытывать значительные трудности с поступлением доходов в бюджеты, и на федеральном уровне, в рамках реализации антикризисных мер, регионам было рекомендовано пересмотреть параметры бюджетов.
При этом с самого начала было определено, что в условиях снижения налоговых и неналоговых поступлений, пересмотр основных параметров бюджетов ни в коей мере не должно происходить за счет сокращения первоочередных социальных расходов. И к ним прежде всего относятся: выплата заработной платы работникам бюджетной сферы, предоставление мер социальной поддержки населению, своевременное финансирование первоочередных расходов в сфере здравоохранения, образования, жилищно-коммунального хозяйства, транспортного обслуживания и т.д.
В изменившихся финансово-экономических условиях эти задачи стали основными при формировании бюджета Московской области как на 2009-й, так и на 2010 год. Расходы регионального бюджета, направляемые на финансирование социально-культурной сферы, по-прежнему составляют более половины всех расходов бюджета. Так, за 9 месяцев 2009 года на эти цели было направлено более 126,3 млрд. рублей, или 59,2 процента от общей суммы расходов консолидированного бюджета Московской области. Из них: расходы на образование составили 47,8 млрд. рублей, на социальную политику – 33, 3 млрд. рублей, на здравоохранение, физическую культуру и спорт – 30 млрд. рублей, на культуру, кинематографию и средства массовой информации – 6,2 млрд. рублей. Несмотря на снижение доходов бюджета, социальная часть расходов бюджета Московской области увеличилась по сравнению с аналогичным периодом 2008 года на 7,7 процента, или на 9 013,5 млн. рублей.
В бюджете Московской области сохранены все действующие меры социальной поддержки населения. На сегодняшний день более 2,1 млн. человек, жителей Подмосковья, пользуются различными видами социальной помощи – льготами, субсидиями, предоставляемыми услугами, выплатами и т.д. Все эти меры в полном объеме предусмотрены и принятым бюджетом Московской области на 2010 год, в котором доля социальных расходов увеличится по сравнению с 2009 годом почти на 8 процентов и составит 65 процентов в общем объеме расходов, или 131,7 млрд. рублей.
В 2010 году на оказание различных мер социальной поддержки и предоставление льгот гражданам, проживающим в Московской области, предусмотрено в целом 52,5 млрд. рублей. Подробности в видеосюжете
____________________________
В бюджете России на 2010 год, как стало известно из выступлений Лужкова, не предусмотрены средства на строительство новых станций метрополитена, а в бюджете МО будут закладываться средства такие цели и в каком объёме, в частности, для развития скоростного транспорта типа "Спутник"?
Московский метрополитен является государственным унитарным предприятием города Москвы. В соответствии со статьей 79 Бюджетного кодекса Российской Федерации осуществление бюджетных инвестиций из средств бюджета Московской области в объекты капитального строительства государственной собственности, которые не относятся к государственной собственности Московской области, не допускается.
Строительство новой станции метрополитена в Мякининской пойме Красногорского района Московской области обеспечивается за счет средств инвесторов, осуществляющих строительство объектов на территории Московской области.
Средства на строительство скоростного транспорта типа «Спутник» в расходах бюджета Московской области на 2010 год не предусмотрены.
Строительство данного вида транспорта будет осуществляться за счет доходов организаций скоростного железнодорожного транспорта, полученных от инвестиционной составляющей в тарифах на пассажирские перевозки.
Будут ли выделены деньги на реконструкцию (расширение) Ленинградского шоссе в 2010 году? В каком объёме? Понятно, что это федеральная трасса, но область тоже заинтересована в модернизации автодорожной системы...
Ленинградское шоссе является объектом федерального значения, его эксплуатация и развитие обеспечивается за счет средств федерального бюджета. В целях обеспечения реконструкции Ленинградского шоссе, включая вопросы строительства трассы-дублера, в рамках реализации концессионного соглашения координируются Министерством транспорта Московской области совместно с Министерством транспорта РФ.
В рамках долгосрочной целевой программы Московской области «Дороги Подмосковья на период 2009-2011 годов» и федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)» на строительство и реконструкцию автомобильных дорог, мостов и путепроводов в 2009 году предусмотрен объем финансирования в размере 10755,161 млн. руб., из них за счет федерального бюджета – 10157,5 млн. руб., бюджета Московской области – 597,661 млн.руб.
Из них наиболее значимые объекты это:
- строительство автомобильной дороги общего пользования Московской области от 53 км МКАД до деревни Сколково с подъездами в Одинцовском районе Московской области;
- реконструкция автомобильной дороги Челобитьево-Пирагово-Тарасовка (Осташковское шоссе) в Мытищинском районе;
- реконструкция Лихачевского шоссе в г. Долгопрудном Московской области;
- реконструкция автомобильной дороги Щелково-Фряново на участке 0-км 4 в Щелковском районе Московской области;
- реконструкция автомобильной дороги Челобитьево-Северная ТЭЦ-г.Мытищи (Волковское шоссе) на участке ул. Мира до Олимпийского проспекта в Мытищинском районе;
- реконструкция автомобильной дороги Болычево-Рысиха-Старая Тяга в Волоколамском районе Московской области.
По этим двум программам в 2009 году финансируется 29 дорог (строительство и реконструкция автомобильных дорог), а также 6 объектов дорожного хозяйства (строительство и реконструкция мостов и путепроводов).
Уже в этом учебном году урезаны статьи расходов на дополнительное образование, и педагогам, которые приобщают детей к творчеству, воспитывают в них прекрасное, предлагают перейти на платную систему.
В школах тоже оставлены бесплатные кружки по минимуму. Такая экономия выйдет боком нашей стране, поскольку далеко не все родители смогут оплачивать занятия своих детей, и ребята будут шататься по улице, а из них, сами понимаете, что вырастет...
Финансирование учреждений дополнительного образования детей осуществляется за счет средств бюджетов муниципальных образований, и таким образом, вопрос организации или реорганизации данных учреждений относится к полномочиям органов местного самоуправления.
В условиях недопоступления бюджетных средств вопрос жесткой экономии расходов является на сегодняшний день основной задачей, что осуществляется в том числе за счет отказа от неэффективных расходов, проведения инвентаризации и оптимизации сети бюджетных учреждений путем их реорганизации, объединения учреждений одинаковой направленности, изменения их статуса и др.
С этой целью анализируются уровень загрузки бюджетных учреждений, эффективность их работы, соответствие численности персонала типовым штатным расписаниям и др.
Данная работа проводится в соответствии с постановлением Правительства РФ от 15.04.2008 № 322 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации», которым установлен порядок определения неэффективных расходов в общеобразовательных учреждениях.
Согласно документу, целевое значение учеников, приходящихся на 1 преподавателя, должно составлять 15 человек (в Московской области - 11,3 человека). Численность прочего персонала школ (административно-управленческий, учебно-вспомогательный и младший обслуживающий персонал, педагогические работники, не осуществляющие учебный процесс) является оптимальной, если составляет 35 процентов от общего числа работающих, а основной педагогический состав – 65 процентов. В Московской области это соотношение складывалось иначе: 56 процентов – прочий персонал, 44 процента – непосредственно занятых в учебном процессе.
В период с 15 по 17 июня 2009 года Министерством финансов Московской области совместно с Министерством образования Московской области были проведены совещания с участием руководителей органов управления образования и финансовых органов 72 муниципальных образований. На основе данных рекомендаций органами местного самоуправления муниципальных образований были представлены Планы мероприятий по сокращению неэффективных расходов, в том числе путём оптимизации сети и штатов муниципальных общеобразовательных учреждений с 1 сентября 2009 года.
На сегодняшний день уже реорганизовано 127 общеобразовательных учреждений, что было осуществлено за счет увеличения наполняемости классов, объединение учреждений, создание филиалов, изменение статуса учреждений и др.
Выделены ли средства на приобретение вакцины для прививок против свиного гриппа на декабрь, поскольку, говорят, что именно с этого месяца начнётся вакцинация. В каком объёме профинансирована вакцинация против свиного гриппа в Химкинском округе?
По сведениям Министерства здравоохранения Московской области, за счет федерального бюджета в ноябре федеральными органами здравоохранения будет закуплена вакцина для прививок населению против свиного гриппа и начнется поставка её в регионы.
В ноябре 2009 года в Московскую область поступит 348 000 доз вакцины, в декабре - 1 500 000 доз.
Министерством здравоохранения Московской области будет осуществлено распределение данного препарата по лечебно-профилактическим учреждениям муниципальных образований Московской области. Подробности в видеосюжете
_____________________________
Разница в доходах на одного жителя в городских и сельских поселениях Подмосковья очень большая. Я слышал, что она доходит до 60 раз. А в Бюджетном кодексе нормативы отчислений от федеральных налогов одинаковы, неважно, большой это город или маленький, есть там крупное предприятие или нет. Налоги маленьких городов такие же, как у крупных. Отсюда и большой разрыв в уровне их бюджетной обеспеченности. Что сегодня, на ваш взгляд, можно противопоставить несовершенству кодекса? То есть как выровнять бюджеты?
Да, действительно, разница в доходах на одного жителя в городских и сельских поселениях Московской области значительна.
Это обусловлено, прежде всего, тем, что в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации в бюджеты поселений налоги зачисляются по единым нормативам.
При этом не учитывается многообразие типов поселений с совершенно разной спецификой и условиями осуществления деятельности.
Использование единых нормативов отчислений от налоговых доходов дает возможность отдельным поселениям формировать бюджеты в объемах, значительно превышающих потребность в средствах для реализации закрепленных за ними полномочий по решению вопросов местного значения. Другие же поселения, экономически не столь развитые, применяя эти нормативы, не могут обеспечить свои потребности даже на минимальном уровне.
Для сокращения этих диспропорций Бюджетным кодексом Российской Федерации предусмотрена возможность выравнивания бюджетной обеспеченности поселений за счет дотаций из бюджета субъекта Российской Федерации.
Средства на эти цели ежегодно предусматриваются в бюджете Московской области. Так, в бюджете Московской области на 2010 год предусматриваются дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности и сбалансированность бюджетов поселений в общей сумме 2 млрд. рублей.
Это существенно сокращает разницу в доходах на душу населения в городских и сельских поселениях Московской области.
Однако полностью сократить различия в бюджетной обеспеченности поселений при помощи одних только дотаций невозможно. Подробности в видеосюжете
________________________________
Регион с наступлением кризиса испытывает большие проблемы. Изменится ли стоимость жилищно-коммунальных услуг для населения? Скажется ли это на планах повышения зарплаты в бюджетной сфере? С точки зрения количества работающих в бюджетной сфере нет ли предпосылок для сокращений?
Насколько жесткой будет бюджетная политика в этом году и есть ли предпосылки для ее смягчения?
Предполагается, что по сравнению с 2009 годом стоимость жилищно-коммунальных услуг для населения Московской области увеличится в будущем году на 13,1 процента. Конкретный размер стоимости жилищно-коммунальных услуг на 2010 год будет определен после утверждения тарифов на коммунальные услуги для организаций топливно-энергетического и коммунального комплекса, то есть после утверждения тарифов на тепловую энергию, водо- и газоснабжение, электроэнергию. Эти тарифы должны быть утверждены не позднее 1 декабря 2009 года, и по прогнозным оценкам их рост в целом по Московской области составит: на тепловую энергию – 15 процентов, на водоснабжение и водоотведение – 10 процентов, на газоснабжение – 27,4 процента, на электроэнергию - 10 процентов.
Как и в предыдущие годы, в регионе сохраняются все льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг. В 2010 году общие расходы бюджета Московской области на реализацию мер социальной поддержки и предоставление гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг составят более 21,4 млрд. рублей, и по сравнению с 2009 годом объем этих средств увеличится на 3,4 млрд. рублей, или на 15,9 процента.
В целом льготы и субсидии будут предоставлены почти 2 миллионам жителей Подмосковья, а точнее это - 1 596 527 человек, получающие льготы в соответствии с федеральным и областным законодательством, и 367 480 человек, имеющие право на получение жилищных субсидий.
Что касается вопроса о повышении заработной платы работникам бюджетной сферы, то на 2010 год бюджетом Московской области это не предусмотрено. В докризисные годы для Московской области была характерна совсем иная тенденция, когда областным бюджетом ежегодно планировалось повышение заработной платы бюджетникам. Например, в течение 2008 года это осуществлялось в три этапа – с 1 января, 1 сентября и 1 декабря, и в результате реализации указанных мер размер заработной платы основной категории специалистов в бюджетной сфере по состоянию на 1 января 2009 года составил 19 986 рублей.
В условиях неблагоприятной экономической ситуации, когда сохраняются высокие риски продолжения глобального экономического кризиса, приоритетной задачей для бюджета Московской области является безусловное исполнение принятых расходных обязательств, и прежде всего - первоочередных социальных расходов, к которым в том числе относится своевременная выплата заработной платы работникам бюджетной сферы. Подробности в видеосюжете
__________________________
У области есть целевая программа «Жилище» на 2006-2010 годы». Какие субсидии бюджетам муниципальных образований Московской области выделены на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» в 2009 году и на следующий год?
Прежде всего следует уточнить, что с 2009 года на территории Московской области действует новая долгосрочная целевая программа Московской области "Жилище" на 2009-2012 годы", которая является продолжением и развитием предыдущей целевой программы - "Жилище" на 2006-2010 годы". Программа финансируется за счет средств федерального, областного и местных бюджетов; она была разработана Министерством строительного комплекса Московской области в 2008 году и утверждена Правительством Московской области в марте 2009 года (Постановление Правительства Московской области от 27.03.2009 N 241/12 «Об утверждении долгосрочной целевой программы Московской области «Жилище» на 2009-2012 годы»).
Новая долгосрочная целевая программа также предусматривает финансирование по четырем включенным в нее подпрограммам, и в том числе - подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" (другие три - "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры", "Переселение граждан из ветхого жилищного фонда", "Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства").
В 2009 году в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" бюджетам муниципальных образований Московской области предусмотрено 62 млн. 421 тыс. рублей, из которых: 21 млн. рублей составляют средства областного бюджета, 41 млн. 421 тыс. рублей - средства, перечисляемые из федерального бюджета в рамках федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы".
Учитывая сегодняшнюю экономическую ситуацию и ограниченность бюджетных поступлений, в 2010 году финансирование подпрограммы за счет средств областного бюджета предусмотрено на уровне 2009 года - 21 млн. рублей. Однако этот объем средств не является окончательным, и он будет скорректирован после распределения средств федерального бюджета в I квартале 2010 года.
В продолжение этой темы хотелось бы добавить, что помощь Правительства Московской области в обеспечении жильем молодых семей не ограничивается рамками только одной программы, и значительный объем средств направляется на поддержку молодых семей и молодых специалистов, проживающих и работающих в сельской местности. В данном случае речь идет о реализации другой долгосрочной целевой программы Московской области - "Развитие сельского хозяйства и продовольствия Московской области на период 2009-2012 годов".
Так, в 2009 году общий объем средств, направляемых на эти цели, составляет 217,5 млн. рублей (100,3 млн. рублей - средства областного бюджета; 117,2 млн. рублей - средства федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2012 года"). На 2010 год бюджетом Московской области запланировано 90,5 млн. рублей, объем федерального финансирования будет также уточнен в I квартале 2010 года. Подробности в видеосюжете
__________________________
Какие крупные долги и перед кем есть сегодня у Московской области? За счет чего и в каком объеме планируется их погашать?
В рамках исполнения Программы государственных внутренних заимствований Московской области на 2009 год за 10 месяцев 2009 года за счет источников финансирования дефицита бюджета и собственных средств Московской областью:
- погашены облигации Московских областных внутренних облигационных займов 2004 года в сумме 8 044 365 тыс. рублей и осуществлены амортизационные выплаты по облигациям Московских областных внутренних облигационных займов 2008 в сумме 1 900 000 тыс. рублей;
- погашены коммерческие кредиты в сумме 23 200 000 тыс. рублей;
- исполнены государственные гарантии Московской области в сумме 25 144 314 тыс. рублей.
По состоянию на 1 ноября 2009 года Московской областью привлечены заемные средства в сумме 53 798 279 тыс. рублей, в том числе:
- бюджетные кредиты от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации - в сумме 15 198 279 тыс. рублей;
- коммерческие кредиты от кредитных организаций – в сумме 38 600 000 тыс. рублей.
11.11.2009
Комментарии