Политинформация в школе: навигатор в потоке информации или идеологическая нагрузка? - 21.08.2014

Политинформация в школе: навигатор в потоке информации или идеологическая нагрузка? - 21.08.2014

В Госдуме готовится ряд инициатив, связанных с повышением уровня патриотизма среди школьников. В частности, парламентарии предлагают возвратить в школьную программу уроки политинформации, которые, возможно, попадут в список экзаменационных предметов.

Автор идеи, депутат от фракции КПРФ Вадим Соловьев считает, что ученики, как и прежде, должны выступать перед своими товарищами с докладами о политической ситуации в стране, обсуждать с учителями вопросы патриотического характера. По мнению его коллеги Олега Савченко, стоит также прививать любовь к России при помощи экскурсий по историческим местам.

В основном депутаты поддерживают новеллу, против высказался только справедливоросс Михаил Емельянов, который полагает, что патриотизму невозможно обучить, а воспитывать в человеке патриота должны другие предметы – история и литература.

Многие эксперты и общественные деятели осудили предложение о возврате «политчасов», назвав его «запредельной фантастикой».

В школах города Кузнецка Пензенской области с 14 апреля урок политинформации стал обязательной дисциплиной даже для первоклашек. Поручил информировать школьников о политической ситуации в России и мире глава администрации Кузнецка Сергей Златогорский. Владимирские единороссы также проводят в школах области политинформации по Крыму. Первую лекцию прочел ребятам депутат горсовета микрорайона Юрьевец Сергей Киселев.

Практики проведения еженедельных политинформаций, которые начинались за час до занятий, в российской школе не было порядка 20 лет. Должна ли ставиться оценка за любовь к Родине?

Максим Мищенко, депутат Государственной Думы пятого созыва (фракция «Единая Россия»), лидер молодёжного движения «Россия молодая»

Уроки политинформации – необходимый компонент воспитательной работы в школе

Я считаю, что уроки политинформации нужно сделать обязательно, потому что без этого в современном мире наше государство будет разрушено. Мы видим массу примеров того, как захватив мысли, образы, захватив некое восприятие людей, гражданская активность направляется против государства. Далеко ходить не надо, на Украине это произошло.

Образование это обучение плюс воспитание. Воспитательной компоненты не хватает, политинформацию, безусловно, нужно делать. Вопрос, как? Я считаю, это должно быть в выходные дни дополнительные мероприятия, которые устраивает классный руководитель для своих классов. Например, в виде какой-то выездной школы, либо похода в соседнюю лесополосу, либо поездки на какой-нибудь памятник, либо к какой-то местной достопримечательности. И государство должно оплачивать такие дополнительные часы. Потому что когда встанет этот вопрос,  начнется ожесточенная борьба, за счет каких часов это делать? За счет физики, математики, литературы? Начнутся манипуляции. Я хорошо помню свою школу. Наш преподаватель водила нас в лесополосу недалеко от аэродрома, мы делали там палаточный лагерь, и возле костра в виде каких-то неформальных игр она прививала нам чувство любви к своей родине, рассказывала какие-то истории.

Мне кажется, хорошую идею озвучили депутаты «Единой России», когда предложили кураторами уроков политинформации быть депутатам местных советов. Многие граждане даже не знают, кто входит в поселковые советы, в городские советы.

Нужна система. Она не должна повредить образованию, и она не должна быть формальной. Если завтра будет отдан приказ всех учить любить родину, то это будет профанация. Нет ни кадров, ни понимания, как ее любить. И, конечно, эти занятия должны быть для старшеклассников. 14-16 лет это тот возраст, когда формируется мировоззрение людей. Я «за», но самый важный момент, как это будет делаться. То, что символы должны присутствовать, это безусловно. То, что гимн должен звучать перед уроками, это несомненно. Но помимо этого всего должна быть системная работа, объяснение нынешней повестки дня. 

Мария Егоровна Гайдар, советник на общественных началах вице-мэра Москвы по социальным вопросам

Любовь к родине это чувство, которому невозможно научить

Патриотизм лучше всего воспитывать в семье. Если люди любят свою страну, свой дом, окружающих людей, заботятся, переживают, то мне кажется, что дети в такой ситуации также будут настроены к окружающему миру, к тому, что происходит в стране. Они будут расти с какой-то ответственностью, гордостью.

Урок любви к родине это как урок любви к родителям. Это вещь, которая не может извне навязываться, которая не поддается какому-то воспитанию. Любовь может быть, если человек определенным образом живет, определенным образом его близкие живут. Я против навязывания. Я считаю, что это  искреннее светлое чувство, которое должно в человеке потихоньку созреть, которое должно быть сознательным, к которому человек должен быть готов. Если семилетний ребенок будет говорить: «я люблю родину», это же не значит, что он понимает, что любовь это еще и ответственность. Дети должны сами дозреть до такого ответственного глубокого чувства.

Зачем детям понимать в политике? В политике много всего страшного и совершенно недетского. До этого дети тоже должны потихоньку дозревать. Никакой необходимости детям с первого класса, и даже с пятого, глубоко погружаться в политику нет. Наоборот, хотелось бы детей от этого оградить до того момента, когда у них уже будет внутренний стержень, достаточно внутреннего понимания для того, чтобы со всей этой информацией сталкиваться, перерабатывать ее и правильно оценивать.

Валерий Тишков, академик РАН, директор Института этнологии и антропологии РАН, член Общественной палаты РФ, председатель комиссии по толерантности и свободе совести

Молодежи необходимы уроки политграмотности для адекватного восприятия событий в стране

В свое время, когда я работал в обществе «Знание», я ездил и с политинформациями и с лекциями о международном положении по учреждениям. Было такое время, когда действительно, кроме газет и телевизора, да и он был редкостью, ничего не было, и такая потребность была.

Взвешенное, адекватное, объективное восприятие событий в стране необходимо, особенно молодым людям, у которых чистое сознание и информационный капитал небольшой, и взрослые не всегда могут поправить. Хотя семья, взрослые это важнейший источник политической социальной зрелости.

По крайней мере для старшеклассников раз в неделю уроки политграмотности и информации о том, что происходит в мире, может быть, можно проводить. Может, в школы приглашать кого-то из политологов, которых школьники видят по телевизору, с которыми бы пообщались напрямую. Сейчас в каждом регионе сложились свои активные политические комментаторы, политологи. В Ассоциации российских политологов несколько тысяч человек на конгресс собираются со всей страны. Пусть работают не только как говорящие головы на телевизоре.

И не думаю, что должны рассылаться однотипные тексты для занятий, директивки. Уроки должны быть под ответственность каждого политинформатора. То, как он представляет, как он воспринимает ситуацию и события, то он и будет доносить.

Анохин Владимир Петрович, вице-президент Академии геополитических проблем

Политический ликбез поможет в формировании активной жизненной позиции

Понимание ситуации в мире, внутри страны еще никому не мешало, естественно, кроме правящей элиты. Как говорил один философ, «безграмотность это опора демократии». Противников инициативе введения уроков политинформации, конечно, будет очень много, потому что промывать мозги, засорять им гораздо выгоднее, чем учить думать. Мне бы не хотелось, чтобы наша молодежь была доведена до уровня госпожи Псаки из Госдепа США.

Дело в том, что политическая активность это не только участие в выборах, это прежде всего правильная оценка деятельности государства во внешней и внутренней политике страны. Проще ввести ЕГЭ, чем научить думать. Угадай, и ты отличник. Если к предложению Соловьева прислушаются или даже реализуют, в чем я сомневаюсь, это будет серьезный шаг по пути политической зрелости общества. Но положительно то, что эта проблема хотя бы поднята.

Если наша молодежь будет знать основы политической экономии, географии, истории, то современные процессы будут им понятны, а это предполагает активную жизненную позицию. И это опасно для либералов. Ведь лучше с родителями на кухне спорить о «Доме-2», чем о войне на Украине или в Ираке. Для политической верхушки это предложение опасно, потому что при политически образованном обществе дурь каждого будет понятна и ясна, а это снижает их шансы на управление государством. Я поднимаю обе руки за то, чтобы наши дети любили нашу страну, нашу историю, наше искусство, а не смотрели в рот всякой шпане, которая выступает сейчас на телевидении.

Фёдор Алексaндрович Лукьянов, главный редактор журнала «Россия в глобальной политике»

Уроки по промыванию мозгов школьникам не нужны

Одно дело политзанятия, а другое дело политинформация. Когда я учился в советской школе у нас были политинформации, всегда они проводились абсолютно формально, заставляли учеников отбарабанивать чего-то из газет. Это не было уроком, это было в начале урока на 10 минут. А политзанятия у меня были в другом учреждении, когда я служил в армии.

Если коммунисты хотят ввести в школах нечто подобное, то мне это кажется совершеннейшей глупостью, потому что в школах нужно учить чему-то полезному, готовить к жизни, учить истории, географии родной страны, которая нужна, в том числе, и для понимания политической ситуации. Какие-то специальные политзанятия с промыванием мозгов, на мой взгляд, совершенно ни к чему.

Какая-то патриотическая внеклассная работа - это другое. Рассказы о героях, рассказы о собственной истории это вещь полезная. Но раньше это было действительно отдельно, это не было частью школьной программы. Учитывая, что современный мир требует прежде всего людей очень хорошо подготовленных по базовым дисциплинам, тратить время на всякие экзерсисы типа политзанятий совершенно не нужно.

22.08.2014

 в избранное

Добавление комментария

(Добавить через форум)

Комментарии

  • Я бы например.. ввёл понятие "Государственный престиж".. - а также и ответственность за причинение ему ущерба.. Кстати.. сильно ошибаются те кто считает патриотическое воспитание семейным делом.. Правильное понимании политического положения страны (и в стране) - интерес общественный.. и давать такое понимание.. его основы и "ключевые точки" надо в общем русле.. как к примеру - геометрию.. или - географию.. И ни в коем случае - по принципу "Кто во что горазд".. (нас же забавляют предположения некоторых американцев, что Москва находится в Сибири)?..
    Написал Мушкин Женя (Мушкин) 28.08.2014 17:22
  • Одно дело политзанятия, а другое дело политинформация. Когда я учился в советской школе у нас были политинформации, всегда они проводились абсолютно формально, заставляли учеников отбарабанивать чего-то из газет. Это не было уроком, это было в начале урока на 10 минут. А политзанятия у меня были в другом учреждении, когда я служил в армии.

    Если коммунисты хотят ввести в школах нечто подобное, то мне это кажется совершеннейшей глупостью, потому что в школах нужно учить чему-то полезному, готовить к жизни, учить истории, географии родной страны, которая нужна, в том числе, и для понимания политической ситуации. Какие-то специальные политзанятия с промыванием мозгов, на мой взгляд, совершенно ни к чему.

    Какая-то патриотическая внеклассная работа - это другое. Рассказы о героях, рассказы о собственной истории это вещь полезная. Но раньше это было действительно отдельно, это не было частью школьной программы. Учитывая, что современный мир требует прежде всего людей очень хорошо подготовленных по базовым дисциплинам, тратить время на всякие экзерсисы типа политзанятий совершенно не нужно.


    Дальше...
    Написал Лукьянов Федор (Федор Лукьянов) 22.08.2014 17:21
  • Понимание ситуации в мире, внутри страны еще никому не мешало, естественно, кроме правящей элиты. Как говорил один философ, «безграмотность это опора демократии». Противников инициативе введения уроков политинформации, конечно, будет очень много, потому что промывать мозги, засорять им гораздо выгоднее, чем учить думать. Мне бы не хотелось, чтобы наша молодежь была доведена до уровня госпожи Псаки из Госдепа США.

    Дело в том, что политическая активность это не только участие в выборах, это прежде всего правильная оценка деятельности государства во внешней и внутренней политике страны. Проще ввести ЕГЭ, чем научить думать. Угадай, и ты отличник. Если к предложению Соловьева прислушаются или даже реализуют, в чем я сомневаюсь, это будет серьезный шаг по пути политической зрелости общества. Но положительно то, что эта проблема хотя бы поднята.

    Если наша молодежь будет знать основы политической экономии, географии, истории, то современные процессы будут им понятны, а это предполагает активную жизненную позицию. И это опасно для либералов. Ведь лучше с родителями на кухне спорить о «Доме-2», чем о войне на Украине или в Ираке. Для политической верхушки это предложение опасно, потому что при политически образованном обществе дурь каждого будет понятна и ясна, а это снижает их шансы на управление государством. Я поднимаю обе руки за то, чтобы наши дети любили нашу страну, нашу историю, наше искусство, а не смотрели в рот всякой шпане, которая выступает сейчас на телевидении.


    Дальше...
    Написал Анохин Владимир (Владимир Анохин) 22.08.2014 17:02
  • В свое время, когда я работал в обществе «Знание», я ездил и с политинформациями и с лекциями о международном положении по учреждениям. Было такое время, когда действительно, кроме газет и телевизора, да и он был редкостью, ничего не было, и такая потребность была.

    Взвешенное, адекватное, объективное восприятие событий в стране необходимо, особенно молодым людям, у которых чистое сознание и информационный капитал небольшой, и взрослые не всегда могут поправить. Хотя семья, взрослые это важнейший источник политической социальной зрелости.

    По крайней мере для старшеклассников раз в неделю уроки политграмотности и информации о том, что происходит в мире, может быть, можно проводить. Может, в школы приглашать кого-то из политологов, которых школьники видят по телевизору, с которыми бы пообщались напрямую. Сейчас в каждом регионе сложились свои активные политические комментаторы, политологи. В Ассоциации российских политологов несколько тысяч человек на конгресс собираются со всей страны. Пусть работают не только как говорящие головы на телевизоре.

    И не думаю, что должны рассылаться однотипные тексты для занятий, директивки. Уроки должны быть под ответственность каждого политинформатора. То, как он представляет, как он воспринимает ситуацию и события, то он и будет доносить.


    Дальше...
    Написал Тишков Валерий (Валерий Тишков) 22.08.2014 16:22
  • Патриотизм лучше всего воспитывать в семье. Если люди любят свою страну, свой дом, окружающих людей, заботятся, переживают, то мне кажется, что дети в такой ситуации также будут настроены к окружающему миру, к тому, что происходит в стране. Они будут расти с какой-то ответственностью, гордостью.

    Урок любви к родине это как урок любви к родителям. Это вещь, которая не может извне навязываться, которая поддается какому-то воспитанию. Любовь может быть, если человек определенным образом живет, определенным образом его близкие живут. Я против навязывания. Я считаю, что это искреннее светлое чувство, которое должно в человеке потихоньку созреть, которое должно быть сознательным, к которому человек должен быть готов. Если семилетний ребенок будет говорить: «я люблю родину», это же не значит, что он понимает, что любовь это еще и ответственность. Дети должны сами дозреть до такого ответственного глубокого чувства.

    Зачем детям понимать в политике? В политике много всего страшного и совершенно недетского. До этого дети тоже должны потихоньку дозревать. Никакой необходимости детям с первого класса, и даже с пятого, глубоко погружаться в политику нет. Наоборот, хотелось бы детей от этого оградить до того момента, когда у них уже будет внутренний стержень, достаточно внутреннего понимания для того, чтобы со всей этой информацией сталкиваться, перерабатывать и правильно оценивать.


    Дальше...
    Написал Гайдар Мария (Мария Гайдар) 22.08.2014 16:03
  • Я считаю, что уроки политинформации нужно сделать обязательно, потому что без этого в современном мире наше государство будет разрушено. Мы видим массу примеров того, как захватив мысли, образы, захватив некое восприятие людей, гражданская активность направляется против государства. Далеко ходить не надо, на Украине это произошло.

    Образование это обучение плюс воспитание. Воспитательной компоненты не хватает, политинформацию, безусловно, нужно делать. Вопрос, как? Я считаю, это должно быть в выходные дни дополнительные мероприятия, которые устраивает классный руководитель для своих классов. Например, в виде какой-то выездной школы, либо похода в соседнюю лесополосу, либо поездки на какой-нибудь памятник, либо к какой-то местной достопримечательности. И государство должно оплачивать такие дополнительные часы. Потому что когда встанет этот вопрос, начнется ожесточенная борьба, за счет каких часов это делать? За счет физики, математики, литературы? Начнутся манипуляции. Я хорошо помню свою школу. Наш преподаватель водила нас в лесополосу недалеко от аэродрома, мы делали там палаточный лагерь, и возле костра в виде каких-то неформальных игр она прививала нам чувство любви к своей родине, рассказывала какие-то истории.

    Мне кажется, хорошую идею озвучили депутаты «Единой России», когда предложили кураторами уроков политинформации быть депутатам местных советов. Многие граждане даже не знают, кто входит в поселковые советы, в городские советы.

    Нужна система. Она не должна повредить образованию, и она не должна быть формальной. Если завтра будет отдан приказ всех учить любить родину, то это будет профанация. Нет ни кадров, ни понимания, как ее любить. И, конечно, эти занятия должны быть для старшеклассников. 14-16 лет это тот возраст, когда формируется мировоззрение людей. Я «за», но самый важный момент, как это будет делаться. То, что символы должны присутствовать, это безусловно. То, что гимн должен звучать перед уроками, это несомненно. Но помимо этого всего должна быть системная работа, объяснение нынешней повестки дня.


    Дальше...
    Написал Мищенко Максим (Максим Мищенко) 22.08.2014 15:41
  • При монопартийной системе политинформация актуальна и понятна.
    Но при много партийной системе, считаю, она не допустима. Так как маловероятно беспристрастное преподнесении информации педагогом, который уже сформировал свои политические взгляды, даже если педагог умеренных взглядов - это будет навязывание своих "идеалов", а при радикальных, даже становится опасным, учитывая влияние педагогов на учеников.

    Есть прекрасный предмет, который преподают в университете история политических и правовых учений, думаю этого вполне достаточно, а главное формирует восприятие именно образование тех или иных политических учений, а не сразу "впихивает" готовый политический продукт. Вот есть демократы, либералы, коммунисты и т.д., а рассказывает откуда это все взялось в историческом контексте. ну и студенческий возраст - это возраст начала политической активности. думаю тогда это и актуально.
    Написал AvakGM 20.08.2014 15:37
  • Можно понять, если политинформация будет в старших классах и вузах, но для первоклашек... странно
    Написал Albert 20.08.2014 12:47
  • В Госдуме готовится ряд инициатив, связанных с повышением уровня патриотизма среди школьников. В частности, парламентарии предлагают возвратить в школьную программу уроки политинформации, которые, возможно, попадут в список экзаменационных предметов.

    Автор идеи, депутат от фракции КПРФ Вадим Соловьев считает, что ученики, как и прежде, должны выступать перед своими товарищами с докладами о политической ситуации в стране, обсуждать с учителями вопросы патриотического характера. По мнению его коллеги Олега Савченко, стоит также прививать любовь к России при помощи экскурсий по историческим местам.

    В основном депутаты поддерживают новеллу, против высказался только справедливоросс Михаил Емельянов, который полагает, что патриотизму невозможно обучить, а воспитывать в человеке патриота должны другие предметы – история и литература.
    Многие эксперты и общественные деятели осудили предложение о возврате «политчасов», назвав его «запредельной фантастикой».
    В школах города Кузнецка Пензенской области с 14 апреля урок политинформации стал обязательной дисциплиной даже для первоклашек. Поручил информировать школьников о политической ситуации в России и мире глава администрации Кузнецка Сергей Златогорский. Владимирские единороссы также проводят в школах области политинформации по Крыму. Первую лекцию прочел ребятам депутат горсовета микрорайона Юрьевец Сергей Киселев.

    Практики проведения еженедельных политинформаций, которые начинались за час до занятий, в российской школе не было порядка 20 лет. Должна ли ставиться оценка за любовь к Родине?
    Написал Редактор новостей (ZAKONIA NEWS) 20.08.2014 12:17
ТЕМА НЕДЕЛИ ОСНОВАНИЯ ДЛЯ НЕДОВЕРИЯ
Принцип «нет оснований не доверять» свидетелю традиционно жестко критикуется юридическим сообществом. Возникло такое отношение не на пустом месте. Многолетняя практика, когда, например, показания свидетеля...

Популярное
Новое
  • Рубен Маркарьян: Приговоры в отношении предпринимателей находятся в зоне внимания властей Рубен Маркарьян: Приговоры в отношении предпринимателей находятся в зоне внимания властей
    Газета «Коммерсантъ» рассказала о деле Николая Тихоновца, известном читателям ЭСМИ «ЗАКОНИЯ» из журналистского расследования «Пермский захват». Владелец сети заправок...
  • ОСНОВАНИЯ ДЛЯ НЕДОВЕРИЯ ОСНОВАНИЯ ДЛЯ НЕДОВЕРИЯ
    Принцип «нет оснований не доверять» свидетелю традиционно жестко критикуется юридическим сообществом. Возникло такое отношение не на пустом месте. Многолетняя практика, когда, например, показания свидетеля...
  • Правозащита online: Как владельцам квартир не потерять съемщиков и плату за аренду в пандемию? Правозащита online: Как владельцам квартир не потерять съемщиков и плату за аренду в пандемию?
    Рынок аренды жилья ожидает существенное проседание в части спроса, отметила в интервью порталу «ЗАКОНИЯ» главный юрисконсульт проектов судебной практики Ольга Старых.
  • НЕ ТАК ПРИЗНАЛСЯ НЕ ТАК ПРИЗНАЛСЯ
    Постулат: «признание – царица доказательств» и механизм сделки со следствием проявились лишь в российском праве. Советская правовая система не совсем понимала, что значит договариваться с преступником...
  • Правовое государство  (Детективная сказка) Правовое государство (Детективная сказка)
    1.- Ночью кто-то убил бабку Парасью. Поленом по голове. И надругался над покойной. Не ты? - грозно спросил Воевода. 
    Добрыня исподлобья бросил на Воеводу удивлённый взгляд. 
    - Я был...
  • ГРАДУС АГРЕССИИ ГРАДУС АГРЕССИИ
    Только за последние дни марта информагенства сообщили о массовых драках в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Рязанской области, Люберцах. В начале месяца в Оренбуржье камера домофона зафиксировала драку...
  • А.Коновалов: О принципе "добросовестности" как основополагающем для новой редакции ГК РФ А.Коновалов: О принципе "добросовестности" как основополагающем для новой редакции ГК РФ
    Глава ведомства ответил на вопрос главного редактора ЭСМИ "ЗАКОНИЯ" Рубена Маркарьяна о закреплении принципа добросовестности при осуществлении гражданских прав и исполнении обязанностей.
  • БАНКРОТСТВО ОТ ЛУКАВОГО БАНКРОТСТВО ОТ ЛУКАВОГО
    Увы, но факт: весьма либеральная экономическая процедура банкротства стала благодатной почвой для разного рода мошенников. Это и недобросовестные юристы, и конкурсные управляющие, которые всячески обманывают...
  • НИЖЕГОРОДСКИЙ СЛЕДСТВЕННЫЙ МИКС НИЖЕГОРОДСКИЙ СЛЕДСТВЕННЫЙ МИКС
    В этом деле «прекрасно» все: от такой «малости», как переписывание карандашиком на папке статей обвинения без положенного по УПК РФ закрытия одного и возбуждения другого дела, до того, что по всем законам...