Школьные прогулы. Почему и почем? - 17.09.2015

Школьные прогулы. Почему и почем? - 17.09.2015

Родительские сообщества и участники интернет-форумов обсуждают проблему школьных прогулов. Одним из путей сокращения количества систематических прогулов школьников может стать введение штрафов для родителей, тогда они станут заниматься ребенком внимательнее. По словам заместителя председателя парламентской комиссии по образованию Ольги Ярославской, можно было бы наделить соответствующими полномочиями комиссию по делам несовершеннолетних при управе, которая на сегодняшний день разбирается со случаями прогулов занятий без уважительной причины, но пока не имеет реальных рычагов воздействия.

Парламентарии полагают, что приемлемым наказанием для родителей прогульщиков мог бы стать штраф в 1,5 тыс. руб., а в случае с малоимущими семьями – принудительные общественные работы.

Председатель Московского городского родительского комитета Руслан Ткаченко уверен, что в низкой посещаемости часто виновато не отсутствие контроля родителей за ребенком, а сама школа: «учителя, учебный план и система образования в целом. Вместо того чтобы штрафовать родителей, лучше подумать и тщательно разобраться, почему дети не ходят на занятия».

Кстати, в Пермском крае родителям злостных прогульщиц уже приходится платить административный штраф. К примеру, был предъявлен штраф отцу школьницы, которая в четверти пропустила 17 учебных дней из 21. Комиссия по делам несовершеннолетних решила, что признаки неисполнения родителями обязанностей по воспитанию несовершеннолетних исчезнут после оплаты квитанции на 100 руб.

Какие, по-вашему, меры воздействия позволят коренным образом изменить ситуацию с посещаемостью школы?

Мнения экспертов

Жгутова Элина,
член Совета по защите традиционных семейных ценностей при Уполномоченном по правам ребенка РФ:

Родители не должны нести ответственность за школьные прогулы ребенка

Станет ли меньше школьных прогулов, если ввести штрафы для родителей? Родителям станет жить тяжелее – вот это точно. Какой будет эффект от этого, трудно сказать, потому что задача, мне кажется, просто невыполнимая. Хотя бы потому, что полномочия родителей сейчас крайне ограничены. Как и права учителей, так и права родителей бесконечно сокращаются, как шагреневая кожа они съеживаются, потому что никаких наказаний со стороны учителей быть не может, никаких нарицаний, общественных порицаний на школьных собраниях. Все это уходит в прошлое, поскольку у нас сейчас права детей, как известно, выше, впереди планеты всей, выше всего на свете. Соответственно, и у родителей нет никаких возможностей. Какие-то рычаги еще есть, но их все меньше и меньше. Они не могут ребенка наказать, они не могут ребенка ограничить в чем-то, потому что это будет ограничение его прав, то есть это будет экономическое насилие, психологическое насилие, и уж не дай бог, физическое насилие.

Каким образом родитель вообще может повлиять? Если ребенок не грудной, если его на руках не приходится уже носить, а школьники – это вполне себе самостоятельные люди, уже обладают какой-то собственной точкой зрения, как правило, и собственным каким-то, иногда непростым, характером, то каким образом, вообще говоря, родители могут повлиять, чтобы не заплатить эти деньги?

Выход из этой ситуации – нужно ввести обратно классическую систему воспитания, образования. Все справлялись. Конечно, были прогулы, но извините, сейчас они, насколько я понимаю, принимают какой-то серьезный масштаб, раз все так обеспокоились. Или просто бюджет надо как-то пополнять.

В Европе много чего есть, на что не стоит обращать внимания хотя бы потому, что это совершенно не соответствует нашему менталитету. Это совершенно несопоставимо. Наши родители присутствуют на работе за свои 15 тысяч (ну, среднестатистически по стране, я имею в виду). Ребенок предоставлен себе. То есть они должны уйти с работы и следить за ребенком, сидеть дома, чтобы не платить по 1500 каждый день? Я не знаю, как они будут отслеживать эти штрафы. У родителей руки связаны, а их еще хотят оштрафовать. За одно, за другое, за третье. Что им делать? Они попадают между молотом и наковальней из-за необходимости зарабатывать деньги, и в то же время они попадают – необходимость платить штрафы. Значит, они должны выбрать: либо сидеть дома и не платить по 1500 штрафа, либо идти на работу, но соответственно иметь риск попасть под административное наказание.

Руслан Ткаченко,
зам. председателя, член Координационного совета Московского Городского Родительского Комитета:

«...Меня бы отец выпорол – ему бы все руку пожали!»

У школы нет никаких инструментов влияния на учащихся. Есть только доводы против инициативы ввести материальную ответственность родителей за школьные прогулы их детей.

Я примерно могу понимать, что послужило толчком к такому предложению, потому что депутат, о котором я слышал, Ольга Ярославская, - директор школы. Она просто не знает уже, как, что сделать с учениками. И вопрос не только в прогулах. Какой-то хулиган может задираться, матом говорить, еще что-то. И есть только одна возможность – не дожидаться, пока совсем все будет плохо, и обратиться в полицию. Других инструментов нет.

Но это совсем не повод вводить какие-то штрафы, потому что они ровным счетом ничего не решат, они усугубят ситуацию. Во-первых, нужно понимать, что часть детей, которые прогуливают уроки – на самом деле не прогуливают уроки, они предмет уже давно усвоили, они в это время занимаются полезными делами. В некоторых случаях, я знаю, у нас были обращения, уроки прогуливали на каких-то предметах, где учитель прессинговал ученика, были психические наезды и так далее. И просто чтобы избежать каких-то психологических последствий, люди не ходили на эти уроки. Это как пример того, что причины могут быть разные совершенно.

Если действительно ребенок не ходит на уроки – ну, постоянно не ходит, его невозможно заставить, то у родителей тоже не так уж много инструментов. Потому что сейчас орать на детей нельзя, бить нельзя, потому что детей научили на уроках в школе, что у них есть права. И ты пытаешься ребенка заставить мыть посуду, он говорит: «Вы не имеете права меня заставлять делать домашнюю работу, вы эксплуатируете меня». То же самое происходит и по поводу тех же самых предметов. Вопрос поднимает очень много таких болезненных точек, но штрафы вообще ничего не решают.

Надо хотя бы просто задаться правильным вопросом: почему дети прогуливают школу? Потом подумать, какие инструменты, может быть, вернуть. Вот сейчас идет такая массовая тема, даже истерия, что детей бить нельзя, то есть дать подзатыльник – это уже криминал. Я знаю случаи, когда детей реально отбирали, например, у приемной семьи отбирали четырех детей, потому что мама старшему хулигану, который ворует и бьет, дала подзатыльник. И у нее отобрали четырех приемных детей на основании того, что она избивает ребенка. Вот если бы это было в моем детстве, в 80-90-х годах, меня бы отец выпорол – ему бы все руку пожали, начиная от вожатой школы до директора: «Ну молодец, воспитываешь ребенка». И после этого бы ребенок никуда не ходил. А у нас сейчас бить ребенка нельзя, это нормально, смотрят, как он уходит к преступникам, употребляет наркотики, но бить его нельзя. Вот если бы его выпороли разок, то он и наркотики бы не пробовал. А так он чувствует полную безнаказанность, и поэтому дальше идет…

Раньше в школу приходишь – тебя могли выгнать из класса, это был позор. А сейчас что, это разве позор? Из класса выгнать нельзя, потому что ребенок должен учиться, это нарушение его прав и так далее.
Ну поругаешь ты его. Ребенок быстро поймет, что последствий нет. И он может делать все что угодно, он понимает, что последствий нет. В какой-то момент попадет в полицию, там его поругают, он приходит гордый в школу: «Ага, я из полиции пришел, я там, короче, с полицаями сидел!» – он себя героем чувствует. Я был в одной школе, там всего 200 человек, отличная, буквально, нежная школа. Но один третьеклассник держал на ушах всю школу. И он других учил так себя вести. И не было никакой возможности – его нельзя выгнать из школы, нельзя выгнать с урока, ему нельзя дать по лбу линейкой, ничего нельзя делать.

То же самое сейчас и с родителями. Какие права сейчас у родителей? Когда родители говорят ребенку: «Слушай меня», – а он говорит: «Ты не имеешь права меня заставить делать уроки. Вот нас учили». Был в одной школе конкурс рисунков «Права ребенка». Что дети там рисовали? «Я могу есть мороженое, сколько хочу, я могу смотреть телевизор, сколько я хочу – я все могу». Мы детей этому учим, а потом удивляемся, что они что-то прогуливают.

18.09.2015

 в избранное

Добавление комментария

(Добавить через форум)

Комментарии

  • Родительские сообщества и участники интернет-форумов обсуждают проблему школьных прогулов. Одним из путей сокращения количества систематических прогулов школьников может стать введение штрафов для родителей, тогда они станут заниматься ребенком внимательнее. По словам заместителя председателя парламентской комиссии по образованию Ольги Ярославской, можно было бы наделить соответствующими полномочиями комиссию по делам несовершеннолетних при управе, которая на сегодняшний день разбирается со случаями прогулов занятий без уважительной причины, но пока не имеет реальных рычагов воздействия.

    Парламентарии полагают, что приемлемым наказанием для родителей прогульщиков мог бы стать штраф в 1,5 тыс. руб., а в случае с малоимущими семьями – принудительные общественные работы.

    Председатель Московского городского родительского комитета Руслан Ткаченко уверен, что в низкой посещаемости часто виновато не отсутствие контроля родителей за ребенком, а сама школа: «учителя, учебный план и система образования в целом. Вместо того чтобы штрафовать родителей, лучше подумать и тщательно разобраться, почему дети не ходят на занятия».

    Кстати, в Пермском крае родителям злостных прогульщиц уже приходится платить административный штраф. К примеру, был предъявлен штраф отцу школьницы, которая в четверти пропустила 17 учебных дней из 21. Комиссия по делам несовершеннолетних решила, что признаки неисполнения родителями обязанностей по воспитанию несовершеннолетних исчезнут после оплаты квитанции на 100 руб.

    Какие, по-вашему, меры воздействия позволят коренным образом изменить ситуацию с посещаемостью школы?
    Написал Редактор новостей (ZAKONIA NEWS) 15.09.2015 13:00

  • Цитата:

    Сообщение от ZAKONIA NEWS

    Вместо того чтобы штрафовать родителей, лучше подумать и тщательно разобраться, почему дети не ходят на занятия


    а вот уже потом выступать с подобными бредовыми идеями. Если в прогулах виновата школа (сейчас не идет речь о форме вины) - школу тоже на 100 рублей штрафовать? Или начинать надо с Министерства образования?
    Написал Сайкин Кирилл Андреевич (Сайкин Кирилл Андреевич) 15.09.2015 13:05

  • Цитата:

    Сообщение от ZAKONIA NEWS

    Какие, по-вашему, меры воздействия позволят коренным образом изменить ситуацию с посещаемостью школы?


    для выработки мер по исправлению ситуации надо сначала выявить причины, способствовавшие ее возникновению, и бороться уже с ними, а не штрафовать кого ни попадя за последствия
    Написал Сайкин Кирилл Андреевич (Сайкин Кирилл Андреевич) 15.09.2015 13:09
  • Станет ли меньше школьных прогулов, если ввести штрафы для родителей? Родителям станет жить тяжелее – вот это точно. Какой будет эффект от этого, трудно сказать, потому что задача, мне кажется, просто невыполнимая. Хотя бы потому, что полномочия родителей сейчас крайне ограничены. Как и права учителей, так и права родителей бесконечно сокращаются, как шагреневая кожа они съеживаются, потому что никаких наказаний со стороны учителей быть не может, никаких нарицаний, общественных порицаний на школьных собраниях. Все это уходит в прошлое, поскольку у нас сейчас права детей, как известно, выше, впереди планеты всей, выше всего на свете. Соответственно, и у родителей нет никаких возможностей. Какие-то рычаги еще есть, но их все меньше и меньше. Они не могут ребенка наказать, они не могут ребенка ограничить в чем-то, потому что это будет ограничение его прав, то есть это будет экономическое насилие, психологическое насилие, и уж не дай бог, физическое насилие.

    Каким образом родитель вообще может повлиять? Если ребенок не грудной, если его на руках не приходится уже носить, а школьники – это вполне себе самостоятельные люди, уже обладают какой-то собственной точкой зрения, как правило, и собственным каким-то, иногда непростым, характером, то каким образом, вообще говоря, родители могут повлиять, чтобы не заплатить эти деньги?

    Выход из этой ситуации – нужно ввести обратно классическую систему воспитания, образования. Все справлялись. Конечно, были прогулы, но извините, сейчас они, насколько я понимаю, принимают какой-то серьезный масштаб, раз все так обеспокоились. Или просто бюджет надо как-то пополнять.

    В Европе много чего есть, на что не стоит обращать внимания хотя бы потому, что это совершенно не соответствует нашему менталитету. Это совершенно несопоставимо. Наши родители присутствуют на работе за свои 15 тысяч (ну, среднестатистически по стране, я имею в виду). Ребенок предоставлен себе. То есть они должны уйти с работы и следить за ребенком, сидеть дома, чтобы не платить по 1500 каждый день? Я не знаю, как они будут отслеживать эти штрафы. У родителей руки связаны, а их еще хотят оштрафовать. За одно, за другое, за третье. Что им делать? Они попадают между молотом и наковальней из-за необходимости зарабатывать деньги, и в то же время они попадают – необходимость платить штрафы. Значит, они должны выбрать: либо сидеть дома и не платить по 1500 штрафа, либо идти на работу, но соответственно иметь риск попасть под административное наказание.


    Дальше...
    Написал Жгутова Элина (Элина Жгутова) 18.09.2015 14:39
  • штрафы - это драконовские меры.
    где гарантия, что уплаченные суммы не пойдут в карман директора или кассира?
    и ещё. если штраф не будет уплачен - дирекция начнёт принимать меры наподобие запрета на посещения занятий. в итоге ребёнок бросит учёбу.
    кому это надо?
    У меня складывается убеждение в том, что сегодняшнее правительство действует из принципа "многие знания умножают скорбь".
    Может сложиться ситуация как на Украине - где необразованные молодые люди за обещанные деньги вступили в ОПГ под название "добровольческие батальоны" и начали убивать своих сограждан без суда и следствия. Им просто неведомо, что убивать людей без суда и следствия - это преступление. Они не знают других способов заработать. То есть они неграмотны.
    Написал Проблемкин 19.09.2015 07:10
  • Глупость какая-то! Я вот в детстве много школу пропускал, ну не любил я ее, проблемы с одноклассниками, общий какой-то хаос даже во время занятий, да и уровень преподавания некоторых учителей сводили сам смысл посещения школы к минимуму, в 90-е много где такое наверное было, не знаю как сейчас. Но когда надо было исправить оценки по предметам которые вообще не знал, просто взял книжки у товарища, выучил и здал выпускные экзамены. И если нет у ребенка желания что-то учить, а у учителя способности это не желание преодолеть, то хоть привязывай его к парте, не будет он учиться.
    Написал igorrock11 23.09.2015 07:04
  • Сейчас даже умненькие и старательные дети не видят особого смысла работать в школе.
    На поступление в вуз школьные оценки и посещаемость никак не влияют.
    Наличие знаний и прогулы напрямую тоже не связаны. И вообще, как показывает практика, хороший репетитор может подготовить неглупого троечника к экзамену, то есть полностью пройти школьный предмет, за полгода, а то и меньше.
    Каких-то глубоких знаний школа вообще обычно не дает. Не берем редкие исключения, действительно хорошие школы. Откуда, кстати, за прогулы как раз выгоняют, поэтому там прогульщиков обычно нет.
    То есть замотивировать можно только кнутом, а, как справедливо написали выше, сейчас это не проходит. К счастью, не проходит. Потому что в выполнении всех школьных правил вреда больше, чем пользы. Дети привыкают выполнять зачастую дебильные требования учителей. Привыкают делать то, что лично им не нужно.
    Написал Соколов Дмитрий (Sokolov82) 23.09.2015 08:24
  • ИМХО бредовая идея. Нужно просто уроки делать интереснее и учить тому что пригодится в жизни. К примеру делать особые уклоны в обучении, то что ребёнок хочет подтянуть и выучить в каждом классе, а не пичкать всех тригонометрией которая мне до сих пор не пригодилась. Лучше бы учили вместо этого какие льготы и пособия есть у человека и на что он имеет право.
    Написал Леонидович Игорь (Pravogid) 06.10.2015 21:32
  • Перевели б наше образование на европейский манер - дети б сами ходили в школу, а не прогуливали. Там, наоборот, отстранение от занятий считается наказанием, а для наших детей это было б счастьем. Мало кто из детей хочет ходить на не нужные и не интересные предметы. Но их заставляют. Может ребенку интересней искусство, зачем ему ваша химия или физика. Позвольте детям или родителям выбирать самим, что они хотят учить ( в пределах разумного) и проблема сама исчезнет
    Написал Mentor 21.10.2015 16:31
ТЕМА НЕДЕЛИ ОСНОВАНИЯ ДЛЯ НЕДОВЕРИЯ
Принцип «нет оснований не доверять» свидетелю традиционно жестко критикуется юридическим сообществом. Возникло такое отношение не на пустом месте. Многолетняя практика, когда, например, показания свидетеля...

Популярное
Новое
  • Рубен Маркарьян: Приговоры в отношении предпринимателей находятся в зоне внимания властей Рубен Маркарьян: Приговоры в отношении предпринимателей находятся в зоне внимания властей
    Газета «Коммерсантъ» рассказала о деле Николая Тихоновца, известном читателям ЭСМИ «ЗАКОНИЯ» из журналистского расследования «Пермский захват». Владелец сети заправок...
  • ОСНОВАНИЯ ДЛЯ НЕДОВЕРИЯ ОСНОВАНИЯ ДЛЯ НЕДОВЕРИЯ
    Принцип «нет оснований не доверять» свидетелю традиционно жестко критикуется юридическим сообществом. Возникло такое отношение не на пустом месте. Многолетняя практика, когда, например, показания свидетеля...
  • Правозащита online: Как владельцам квартир не потерять съемщиков и плату за аренду в пандемию? Правозащита online: Как владельцам квартир не потерять съемщиков и плату за аренду в пандемию?
    Рынок аренды жилья ожидает существенное проседание в части спроса, отметила в интервью порталу «ЗАКОНИЯ» главный юрисконсульт проектов судебной практики Ольга Старых.
  • НЕ ТАК ПРИЗНАЛСЯ НЕ ТАК ПРИЗНАЛСЯ
    Постулат: «признание – царица доказательств» и механизм сделки со следствием проявились лишь в российском праве. Советская правовая система не совсем понимала, что значит договариваться с преступником...
  • Правовое государство  (Детективная сказка) Правовое государство (Детективная сказка)
    1.- Ночью кто-то убил бабку Парасью. Поленом по голове. И надругался над покойной. Не ты? - грозно спросил Воевода. 
    Добрыня исподлобья бросил на Воеводу удивлённый взгляд. 
    - Я был...
  • ГРАДУС АГРЕССИИ ГРАДУС АГРЕССИИ
    Только за последние дни марта информагенства сообщили о массовых драках в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Рязанской области, Люберцах. В начале месяца в Оренбуржье камера домофона зафиксировала драку...
  • Умереть в Верховном суде - это не сложно? Умереть в Верховном суде - это не сложно?
    На заседании суда кассационной инстанции по уголовному делу руководителей "Волжской ипотечной корпорации" произошел случай, который заставляет всерьез задуматься: кто же отвечает за оказание первой помощи...
  • БАНКРОТСТВО ОТ ЛУКАВОГО БАНКРОТСТВО ОТ ЛУКАВОГО
    Увы, но факт: весьма либеральная экономическая процедура банкротства стала благодатной почвой для разного рода мошенников. Это и недобросовестные юристы, и конкурсные управляющие, которые всячески обманывают...
  • НИЖЕГОРОДСКИЙ СЛЕДСТВЕННЫЙ МИКС НИЖЕГОРОДСКИЙ СЛЕДСТВЕННЫЙ МИКС
    В этом деле «прекрасно» все: от такой «малости», как переписывание карандашиком на папке статей обвинения без положенного по УПК РФ закрытия одного и возбуждения другого дела, до того, что по всем законам...