Школьные прогулы. Почему и почем? - 17.09.2015
СЛУШАТЬ ЭФИР
(18.09.2015)
Родительские сообщества и участники интернет-форумов обсуждают проблему школьных прогулов. Одним из путей сокращения количества систематических прогулов школьников может стать введение штрафов для родителей, тогда они станут заниматься ребенком внимательнее. По словам заместителя председателя парламентской комиссии по образованию Ольги Ярославской, можно было бы наделить соответствующими полномочиями комиссию по делам несовершеннолетних при управе, которая на сегодняшний день разбирается со случаями прогулов занятий без уважительной причины, но пока не имеет реальных рычагов воздействия.
Парламентарии полагают, что приемлемым наказанием для родителей прогульщиков мог бы стать штраф в 1,5 тыс. руб., а в случае с малоимущими семьями – принудительные общественные работы.
Председатель Московского городского родительского комитета Руслан Ткаченко уверен, что в низкой посещаемости часто виновато не отсутствие контроля родителей за ребенком, а сама школа: «учителя, учебный план и система образования в целом. Вместо того чтобы штрафовать родителей, лучше подумать и тщательно разобраться, почему дети не ходят на занятия».
Кстати, в Пермском крае родителям злостных прогульщиц уже приходится платить административный штраф. К примеру, был предъявлен штраф отцу школьницы, которая в четверти пропустила 17 учебных дней из 21. Комиссия по делам несовершеннолетних решила, что признаки неисполнения родителями обязанностей по воспитанию несовершеннолетних исчезнут после оплаты квитанции на 100 руб.
Какие, по-вашему, меры воздействия позволят коренным образом изменить ситуацию с посещаемостью школы?
Мнения экспертов
Жгутова Элина,
член Совета по защите традиционных семейных ценностей при Уполномоченном по правам ребенка РФ:
Родители не должны нести ответственность за школьные прогулы ребенка
Станет ли меньше школьных прогулов, если ввести штрафы для родителей? Родителям станет жить тяжелее – вот это точно. Какой будет эффект от этого, трудно сказать, потому что задача, мне кажется, просто невыполнимая. Хотя бы потому, что полномочия родителей сейчас крайне ограничены. Как и права учителей, так и права родителей бесконечно сокращаются, как шагреневая кожа они съеживаются, потому что никаких наказаний со стороны учителей быть не может, никаких нарицаний, общественных порицаний на школьных собраниях. Все это уходит в прошлое, поскольку у нас сейчас права детей, как известно, выше, впереди планеты всей, выше всего на свете. Соответственно, и у родителей нет никаких возможностей. Какие-то рычаги еще есть, но их все меньше и меньше. Они не могут ребенка наказать, они не могут ребенка ограничить в чем-то, потому что это будет ограничение его прав, то есть это будет экономическое насилие, психологическое насилие, и уж не дай бог, физическое насилие.
Каким образом родитель вообще может повлиять? Если ребенок не грудной, если его на руках не приходится уже носить, а школьники – это вполне себе самостоятельные люди, уже обладают какой-то собственной точкой зрения, как правило, и собственным каким-то, иногда непростым, характером, то каким образом, вообще говоря, родители могут повлиять, чтобы не заплатить эти деньги?
Выход из этой ситуации – нужно ввести обратно классическую систему воспитания, образования. Все справлялись. Конечно, были прогулы, но извините, сейчас они, насколько я понимаю, принимают какой-то серьезный масштаб, раз все так обеспокоились. Или просто бюджет надо как-то пополнять.
В Европе много чего есть, на что не стоит обращать внимания хотя бы потому, что это совершенно не соответствует нашему менталитету. Это совершенно несопоставимо. Наши родители присутствуют на работе за свои 15 тысяч (ну, среднестатистически по стране, я имею в виду). Ребенок предоставлен себе. То есть они должны уйти с работы и следить за ребенком, сидеть дома, чтобы не платить по 1500 каждый день? Я не знаю, как они будут отслеживать эти штрафы. У родителей руки связаны, а их еще хотят оштрафовать. За одно, за другое, за третье. Что им делать? Они попадают между молотом и наковальней из-за необходимости зарабатывать деньги, и в то же время они попадают – необходимость платить штрафы. Значит, они должны выбрать: либо сидеть дома и не платить по 1500 штрафа, либо идти на работу, но соответственно иметь риск попасть под административное наказание.
Руслан Ткаченко,
зам. председателя, член Координационного совета Московского Городского Родительского Комитета:
«...Меня бы отец выпорол – ему бы все руку пожали!»
У школы нет никаких инструментов влияния на учащихся. Есть только доводы против инициативы ввести материальную ответственность родителей за школьные прогулы их детей.
Я примерно могу понимать, что послужило толчком к такому предложению, потому что депутат, о котором я слышал, Ольга Ярославская, - директор школы. Она просто не знает уже, как, что сделать с учениками. И вопрос не только в прогулах. Какой-то хулиган может задираться, матом говорить, еще что-то. И есть только одна возможность – не дожидаться, пока совсем все будет плохо, и обратиться в полицию. Других инструментов нет.
Но это совсем не повод вводить какие-то штрафы, потому что они ровным счетом ничего не решат, они усугубят ситуацию. Во-первых, нужно понимать, что часть детей, которые прогуливают уроки – на самом деле не прогуливают уроки, они предмет уже давно усвоили, они в это время занимаются полезными делами. В некоторых случаях, я знаю, у нас были обращения, уроки прогуливали на каких-то предметах, где учитель прессинговал ученика, были психические наезды и так далее. И просто чтобы избежать каких-то психологических последствий, люди не ходили на эти уроки. Это как пример того, что причины могут быть разные совершенно.
Если действительно ребенок не ходит на уроки – ну, постоянно не ходит, его невозможно заставить, то у родителей тоже не так уж много инструментов. Потому что сейчас орать на детей нельзя, бить нельзя, потому что детей научили на уроках в школе, что у них есть права. И ты пытаешься ребенка заставить мыть посуду, он говорит: «Вы не имеете права меня заставлять делать домашнюю работу, вы эксплуатируете меня». То же самое происходит и по поводу тех же самых предметов. Вопрос поднимает очень много таких болезненных точек, но штрафы вообще ничего не решают.
Надо хотя бы просто задаться правильным вопросом: почему дети прогуливают школу? Потом подумать, какие инструменты, может быть, вернуть. Вот сейчас идет такая массовая тема, даже истерия, что детей бить нельзя, то есть дать подзатыльник – это уже криминал. Я знаю случаи, когда детей реально отбирали, например, у приемной семьи отбирали четырех детей, потому что мама старшему хулигану, который ворует и бьет, дала подзатыльник. И у нее отобрали четырех приемных детей на основании того, что она избивает ребенка. Вот если бы это было в моем детстве, в 80-90-х годах, меня бы отец выпорол – ему бы все руку пожали, начиная от вожатой школы до директора: «Ну молодец, воспитываешь ребенка». И после этого бы ребенок никуда не ходил. А у нас сейчас бить ребенка нельзя, это нормально, смотрят, как он уходит к преступникам, употребляет наркотики, но бить его нельзя. Вот если бы его выпороли разок, то он и наркотики бы не пробовал. А так он чувствует полную безнаказанность, и поэтому дальше идет…
Раньше в школу приходишь – тебя могли выгнать из класса, это был позор. А сейчас что, это разве позор? Из класса выгнать нельзя, потому что ребенок должен учиться, это нарушение его прав и так далее.
Ну поругаешь ты его. Ребенок быстро поймет, что последствий нет. И он может делать все что угодно, он понимает, что последствий нет. В какой-то момент попадет в полицию, там его поругают, он приходит гордый в школу: «Ага, я из полиции пришел, я там, короче, с полицаями сидел!» – он себя героем чувствует. Я был в одной школе, там всего 200 человек, отличная, буквально, нежная школа. Но один третьеклассник держал на ушах всю школу. И он других учил так себя вести. И не было никакой возможности – его нельзя выгнать из школы, нельзя выгнать с урока, ему нельзя дать по лбу линейкой, ничего нельзя делать.То же самое сейчас и с родителями. Какие права сейчас у родителей? Когда родители говорят ребенку: «Слушай меня», – а он говорит: «Ты не имеешь права меня заставить делать уроки. Вот нас учили». Был в одной школе конкурс рисунков «Права ребенка». Что дети там рисовали? «Я могу есть мороженое, сколько хочу, я могу смотреть телевизор, сколько я хочу – я все могу». Мы детей этому учим, а потом удивляемся, что они что-то прогуливают.
18.09.2015
Комментарии