ЗАПРЕТЫ ДЛЯ ТРУБАДУРОВ
СЛУШАТЬ ЭФИР
(22.12.2022)
Заксобрание культурной столицы на днях приняло скандальный закон после двух лет обсуждения. Теперь петербургские артисты будут обязаны заранее согласовывать место и время выступления. Закон вводит ряд других жестких правил. Против инициативы высказались некоторые маститые петербургские музыканты. Они уверены, что новые правила «убьют» творческую атмосферу города. Однако большинство депутатов недрогнувшей рукой проголосовали за принятие документа – слишком часто правоохранители фиксируют жалобы на шум и невозможность отдохнуть. Пока за развитием событий с тревогой следят остальные уличные музыканты страны, а также ростовые куклы и ряженые исторические персонажи – петербуржцы, как, впрочем, жители многих городов, давно просят власти как-то обуздать этих приставучих вымогателей.
Как по нотам
Согласно документу, с 1 мая 2023 года любой выступающий сначала должен получить на это разрешение властей. Необходимо согласовать со Смольным место и время исполнения, громкость звучания, использование ударных инструментов и звукоусиливающей аппаратуры. Среди 200 адресов, предназначенных для выступлений, будут выделены локации с разрешением звука до 500 Вт или выше 500 Вт. В третьей группе мест усиление звука будет запрещено совсем. Кроме того, недопустимы мат, призывы к экстремизму, пропаганда жестокости и расовой или иной нетерпимости, употребление алкоголя и наркотиков. Введены ограничения и на минимальный возраст музыканта – 16 лет. За нарушение физическое лицо заплатит от 1,5 до 5 тысяч рублей, а индивидуальный предприниматель – от 30 до 40 тысяч рублей. В Москве, для сравнения, уличным артистам достаточно зайти на специальный сайт и забронировать место и время выступления.
Мультяшно-исторический рэкет
Помимо горластых трубадуров, жителей городов – туристических и исторических центров – раздражают ростовые куклы и исторические персонажи. Стоит зазеваться, как конь уже жует вашу голову, а Ленин с Дедом Морозом лезут обниматься. За «эксклюзивные» фото с ними попрошайки выманивают от одной до десяти тысяч рублей в зависимости от локации и наглости. Споры о том, кто эти «деятели» идут давно: сами ряженые называют себя уличными артистами, но это некорректно, считают юристы, так как никакого представления нет. Да, закон не запрещает переодеться зайчиком и стоять на улице, но если речь идет о требовании денег за услуги без предварительного объявления условий, то тут совсем иное дело. Но какое: хулиганство, вымогательство, незаконное предпринимательство? Где и в качестве кого они зарегистрированы, кто их работодатель, каков оборот их доходов, налогообложение? Точных ответов на эти вопросы пока нет. Не мучаясь, запретить? Но ведь есть те, кто не пристают, просто дурачатся и дарят «обнимашки» и праздничную атмосферу.
МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ
Старший оперуполномоченный УВД ГУ МВД РФ по г. Москва
Не надо бояться отказывать вымогателям и сообщать полиции о правонарушениях
Случаев активного вымогательства уличными аниматорами денег у прохожих за фото по статистике очень мало и, как правило, происходили они не в столице. Если на улицах Москвы и можно увидеть ростовых кукол, то они являются частью массовых мероприятий и занимаются тем, что создают антураж и настроение, а не пристают к людям.
В случае, если какой-то «залетный» аниматор, облачившись в ростовую куклу, задумает таким образом в Москве заработать, долго промышлять у него не получится. Он может даже и не понимать, что сразу нарушит своими действиями нормативно-правовую базу, а частности закон о защите прав потребителей. Согласно закону, перед тем, как гражданину предложить какую-то услугу, его необходимо ознакомить с прайс-листом, получить его согласие на предоставление услуги по оговоренной сумме. Это надо хорошо уяснить и не вестись на уговоры: «ну вы же сфотографировались, давайте денег». Здесь советское воспитание и способ мышления, когда отказать вроде как неудобно, не лучший советчик. А уж когда имеет место навязчивое приставание и тем более агрессия, эти деяния можно квалифицировать как мелкое хулиганство.
То же самое и с уличными музыкантами. Для их выступлений в Москве есть определенные места и время. При нарушении первого или второго, сотрудники полиции примут меры. Сейчас весь город в камерах видеонаблюдения и это позволяет лучше следить за правопорядком, а сотрудникам полиции понимать, что они тоже находятся под контролем руководства и общественности. Поэтому не надо бояться сообщать о нарушении и тоже пребывать в давних стереотипах о том, что за ложный вызов полиции последует наказание. Если уличный музыкант действительно нарушал закон о тишине, он обязательно будет доставлен в территориальный отдел МВД и привлечен к административной ответственности.
Доцент департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при правительстве РФ
Никому до уличных аниматоров попросту нет дела
Финансовая составляющая деятельности уличных аниматоров зависит от региона, их востребованности и их совести. Надо отметить, что сегодня даже в театрах любой формы собственности артисты предпочитают становиться самозанятыми по той простой причине, что их налог на профессиональный доход варьирутся в пределах 4-6 процентов. Но для этого необходим учет прихода денежных средств на специальную карту, полученную при регистрации. Кто из уличных аниматоров это делает, и как это проследить – большой вопрос. По идее, налоговая должна отслеживать характер поступлений, а также то, как эта деятельность осуществляется. Понятно, что существуют продюсерские компании, которые организовывают уличные мероприятия. Но в этом случае речь идет о запланированных, согласованных массовых мероприятиях. Во всех остальных случаях деятельность уличных аниматоров – нечто хаотично самоорганизованное, никому не подконтрольное и не подотчетное.
От силы в их регулировании принимают участие правоохранители которые дают возможность уличным аниматорам какое-то время выступать в этой локации, чтобы собрать деньги и поделиться. А в остальном – до них просто нет никому дела. И это плохо не только по финансовым соображениям – ведь эти артисты собирают костюмы из подручных средств, за их опрятностью редко когда следят, их внешность тоже не всегда подходит для того, чтобы делать подходящие фотографии. Порой они бывают просто нетрезвы. Разумеется, ни о каких высоких стандартах актерской игры тоже речи в их случае не идет.
Таким образом, какую бы форму ни принимала организация бизнеса уличных аниматоров – ИП, самозанятые, продюсерские центры – это их личная самоорганизация и выбор. Но вот в случае, если этот выбор не был сделан, государство и должно ввести свой контроль и надзор. О том, в каком виде они должны быть представлены, пока никто толком не знает. Если, допустим, в виде штрафов, то надо для начала представлять, за какие правонарушения.
Для таких артистов тоже, как и для уличных музыкантов был бы необходим кастинг, ведь они тоже – часть имиджа исторических городов. А потом уже эту красивую подачу, которая будет нравиться прохожим и привлекать их, надо превращать в монетизацию и грамотно ее упаковать.
Генеральный директор межрегиональной общественной организации содействия и развития экспертной деятельности «Координационный экспертный совет»
Уличным артистам необходим координирующий центр и кодекс чести
Уличный артист – это лицо города, особенно для приезжих людей, а для местных – это еще и уличный шум с учетом развития новых технологий в музыкальной индустрии. Попадая в другой город, всегда обращаешь внимание, что поёт артист, как он одет, какую музыку играет, как себя преподносит. Сразу становится понятны приоритеты и вкусовые предпочтения местного населения. И если это не очень цензурно, не очень внешне презентабельно, то создается впечатление, что город на это не очень обращает внимание. К сожалению, такое нередко случается в Сочи, когда не имеющий слуха, голоса, достойного инструмента и одежды человек пытается изобразить нечто музыкальное для публики. Возникает вопрос: почему власти не реагируют, ведь это видят и слушают и дети и иностранцы. Собственно, для придания этому культурному движению культурного вида не так уж много надо.
В первую очередь, необходимо определить, где можно выступать в любое время года и при любой погоде. Также стоит регламентировать требования к внешнему виду, репертуару в части соответствия текущей обстановке. И, что наиболее важно, в России проживают порядка 180 народностей, а мы мало знаем о культурных традициях друг друга. Почему бы на центральных улицах не услышать песни народов России?
Для регулирования всех этих моментов можно было бы создать специальные комиссии, а также позаимствовать опыт Европы, где, чтобы выступать на центральной улице, необходимо пройти небольшой кастинг в местной мэрии на соответствие певческих и творческих данных элементарным нормам и требованиям. Ведь культура восприятия, звуковая и этическая культура должны присутствовать в любом случае. В России же, к сожалению, звуковая культура зачастую отсутствует, так как маркетинг так настроен, что кто громче крикнул, тот и привлек внимание. И поэтому вместо красивого музыкального ряда мы получаем подобие хаоса и какофонии.
Также необходим диалог между уличными музыкантами, властью и экспертным сообществом. При этом власть должна не выкручивать руки артистам и придумывать препятствия, а родить единую концепцию, алгоритм, дорожную карту развития этого направления. Ведь это неплохо, когда есть уличная музыка, плохо, когда музыки нет совсем. Но еще лучше, когда эта музыка интересная, качественная, ложится на душу.
Уличный музыкант – это либо профессионал, либо любитель, исполняющий свои или чужие песни. Как у любого сообщества, у них должен быть свой кодекс этики. Понятно, что они разобщены, и консолидировать их может либо общественная организация и деятельный лидер, либо пусть власть берет на себя эту функцию.
Председатель Общероссийского движения «СИЛЬНАЯ РОССИЯ»
На улицах, куда приходят музыканты, расцветает жизнь
В свое время в Москве был системный конфликт между полицией и уличными музыкантами. Одним уличным музыкантам разрешали играть, поскольку у них были какие-то договоренности с патрульно-постовой службой, а некоторых, которые с полицией не договорились, она гоняла. Помимо Арбата эта проблема касалась и так называемой Ямы на пересечении Покровки и Бульварного кольца. Там было устроено место для выступлений музыкантов, а местные жители жаловались на шум. Для того чтобы подобные системные конфликты и между самими музыкантами и между ними, полицией и местными жителями не возникали, необходимо определить улицы, в первую очередь те, которые исторически служили площадками для культурной и музыкальной жизни Москвы и сделать там свободную зону для выступлений. То есть, музыканты могли бы там играть без какого-либо разрешения.
Их присутствие в культурной городской среде очень важно. Например, ценность выступлений артистов прекрасно понимает Московский метрополитен, который специально привлекает артистов, устраивает кастинги, определяет необходимые жанры звучащих произведений для создания положительного настроения у пассажиров. В городской же среде речь идет о гораздо большем, чем просто настроение – с приходом артистов на какую-либо улицу, туда начинают стремиться люди, она становится популярной, открываются кафешки, жизнь в районе получает новый импульс. В США это явление давно подметили и используют для превращения заброшенных гангстерских районов в дорогие и цветущие.
Однако надо понимать, что на какой бы улице или площади не появились артисты, всегда будут недовольные жители. Пусть это будет небольшая группа, но они, как правило, очень активны. Поэтому и необходимо определить улицы – исторические центры городов, и позволить там выступать артистам, а те, кто хочет жить в тишине, могут выбрать себе для проживания уютный спальный квартал – в любом городе они есть.
Опасаться наплыва и жесткой конкуренции артистов в эти локации не стоит, так как, во-первых, цех уличных музыкантов давно научился сосуществовать вместе, во-вторых, их выступления и сейчас не происходят стихийно, а, особенно в Москве, достаточно подробно регламентируется, и, в-третьих, недостающие нормы можно спокойно прописать. И задачу это необходимо ставить местному самоуправлению. Ему в России до обидного мало уделяется внимания, хотя зарубежный опыт показывает, что именно органы местного самоуправления оказывают огромное влияние на жизнь района и города. Было бы замечательно, если бы некая саморегулирующая организация появилась и у самих артистов.
Член Высшего совета Общероссийского движения «СИЛЬНАЯ РОССИЯ», генерал-майор ФСБ запаса, генерал-лейтенант полиции в отставке
Нет никакой реальной необходимости в жесткой регламентации уличных музыкантов
Что такое жесткая регламентация творческой деятельности мы знаем из нашей недавней истории. В советские времена существовали редакционные, творческие, художественные советы, которые определяли репертуар исполняемых песен. Эта система отбора распространяла контроль не только на выступающих на большой сцене, но и на ресторанных артистов. В столице, например, для этих целей было создано Московское объединение музыкальных ансамблей. Ресторанным исполнителям четко устанавливался репертуар, и связано это было с тем, что производились выплаты авторам музыки и текста. Представители МОМА периодически приходили в рестораны и проверяли, как соблюдаются репертуарные рамки в ресторанах, а там бывало всякое – посетители порой норовили заказать что-то далеко выходящее за эти рамки. Увольняли после второго нарушения – то есть, исполнения чего-то, не утвержденного художественным советом. Все произведения, которые публично исполнялись, проходили Главлит. Если тексты не были «литованы», т.е. на тексте не стоял фиолетовый штамп комиссии, утвердившей произведение, то их исполнение могло иметь и более тяжелые последствия. Хотя, все песни Высоцкого не были «литованы», но на это закрывали глаза.
Что касается нынешних усилий некоторых законодателей поставить под контроль уличных музыкантов, можно уверенно сказать, что в большинстве своем такие меры совершенно излишни. Если репертуар уличного артиста не приносит никакого вреда общественной морали и нравственности, то его исполнение никак не должно регламентироваться. Понятно, что главным источником скандалов в Москве и Петербурге с уличными артистами является раздражение местных жителей. Власти вынуждены реагировать и защищать их права и ничего не находят лучше, как давить на репертуар. Уличить уличных музыкантов в вымогательстве и заставить перейти в разряд самозанятых у них особо не получается, так как тем платят гроши. Поэтому четкую позицию Конституционного и Верховного судов по уличным артистам, о том, что у них отсутствует обязанность на получение разрешения у администрации, поскольку их действия не подпадают под категорию публичного мероприятия, а получение ими денег не является вымогательством, можно только приветствовать. Нет никакой необходимости в столь жесткой регламентации, ведь никто же не регламентирует, например, город художников в Париже.
22.12.2022
Комментарии