Тех законов и положений, которые есть – достаточно для того, чтобы защитить учителя, как и любого другого гражданина, от посягательства на личное достоинство. Что касается некоторых вещей, которые становятся известны – надо проверять, так это или не так. Если, например, это
законодательная защита от насмешек или обвинения в некомпетентности, то, мне кажется, что уголовное наказание - медвежья услуга для учителя. Потому что авторитет учителя поднимается не тем, что его защищают от насмешек, а тем, что к его мнению прислушиваются, ему дают свободу, самостоятельность, автономность.
Важно задать вопрос, что мы хотим? Если мы хотим защитить учителей от физического насилия, это угроза реальна, я могу подтвердить. Но достаточно или нет тех мер, которые есть в законодательстве по защите любого гражданина от физического насилия? Сначала надо доказать, что недостаточно. Последнее, что в этой ситуации надо делать, это принимать закон, относительно которого нельзя оскорблять учителя.
Сейчас школа становится открытой. Это раньше все было закрытым, никто из родителей, журналистов не мог проникнуть в школу. Сейчас все на виду. В этом смысле, конечно, учительство более уязвимо. Дело не только в этом, а еще и в том, что он перестал быть единственным источником информации, норм, ценностей и т.д. Все стало слишком доступно. Кроме того, а это и раньше было, я работал в школе много лет и прекрасно это знаю, есть дети неадекватные, которые могут допустить и грубость, а иногда и насилие. В этом смысле, мне кажется, нужно просто более широко применять те нормы законодательства, которые есть. А у нас сложилась такая практика, что мы защищаем двоечников, мы защищаем тех, кто слабо учится, тех, кто провинился. Для нас те, кто нарушил правила и нормы, более нуждаются в защите чем те, против кого эти правила были нарушены. Поэтому я думаю, что наращивать законодательную базу для защиты учителя не имеет смысла. Надо более тщательно применять то, что есть.
Авторитет учителя никогда не был высок ни в нашей стране, ни в других странах. Учитель это одна из самых малоуважаемых, малооплачиваемых и малоавторитетных профессий. Везде и всегда это было так. И в этом смысле задача, которую в свое время сформулировал Владимир Ильич Ленин, что нам надо поставить учителя на такую высоту, на которой он никогда не стоял и никогда стоять не будет, это все иллюзия. Не поставили большевики за 70 лет, не поставили сейчас. Дело не в том, что происходило 20 лет. Кризис коснулся любой профессии. Поэтому дело не в том, что 20 лет унижали учителя, а дело в том, что само образование испытывает жуткий кризис. Учитель перестал быть единственным источником знаний, образования и т.д. Ребенок и родитель прекрасно видят, что кроме учителя есть огромное число источников. Это во-первых. А во-вторых, и это самое главное, на мой взгляд, от чего авторитет учителя падает, мы не можем честно сказать родителю и ребенку, зачем ему хорошо учиться, зачем ему слушаться учителя, зачем ему выполнять задания и т.д. Родители и дети прекрасно видят, что хорошее образование не конвертируется ни в хорошую жизнь, ни в успех, ни в карьеру, ни в зарплату, а даже наоборот, люди, которые учились так себе, двоечники и троечники преуспевают больше, чем отличники. Это все прекрасно видят. В чем тогда основания убедить слушаться, выполнять домашние задания, учиться хорошо. А учитель привык, что у него в руках кнут, и он этим кнутом пользуется. А когда этого кнута нет, то оказывается что ничего и нет.
Широко известна теория о так называемом двойном отборе. Когда в ВУЗах в учителя идут те, кто не смог поступить в другие ВУЗы, а в школы после педвуза идут те, кто не смог устроиться на другую работу. Было несколько исследований на эту тему. Когда выясняли причины, почему не хотят идти в учителя, то на первом месте стояла рутинность работы, давление администрации, слабое материальное обеспечение, только на 4-м месте низкая зарплата. Учитель действительно сейчас как автомат, у него нет свободы, у него нет самостоятельности, у него нет возможности вести работу так, как он считает нужным. Все приказывают, все регламентировано. Поэтому сравнение учителя с неудачником для ребенка оправданно. В чем основание того, чтобы дети и родители хорошо относились к образованию в школе? Чем выше ценность образования, тем выше авторитет учителя. А искусственным способом поднять авторитет учителя не получится. Если карьеру, высокую зарплату, хорошее положение в обществе будут занимать не отличники, а двоечники, то авторитет учителя подниматься не будет.
Дальше...
«Закония» в соц. сетях