11 ОКТЯБРЯ 1963 ГОДА: ДЕНЬ, КОГДА ФРАНЦИЯ ОПЛАКИВАЛА ВЕЛИКОГО ПОЭТА И ВЕЛИКУЮ ПЕВИЦУ

11 ОКТЯБРЯ 1963 ГОДА: ДЕНЬ, КОГДА ФРАНЦИЯ ОПЛАКИВАЛА ВЕЛИКОГО ПОЭТА И ВЕЛИКУЮ ПЕВИЦУ

В пятницу, 11 октября 1963 года, на 74-м году жизни умирает поэт и академик Жан Кокто (1889–1963). За несколько часов до смерти он узнает, что в возрасте 48 лет скончалась его подруга и певица Эдит Пиаф (1915–1963). Это был конец долгой дружбы, длившейся более двадцати лет...

Писатель и поэт (романист, драматург, критик), художник, декоратор, график и керамист, хореограф и режиссер Жан Кокто родился в Мезон-Лаффит 5 июля 1889 года в семье выходцев из парижской буржуазии. С детства его вдохновляли музыкальные приемы, которые организовывал его дед, и чтение рассказов его гувернанткой Жозефиной.

Очень тяжело перенесший самоубийство своего отца Жоржа, когда ему было всего 9 лет (1898), Жан Кокто решил избавиться от страданий, вызванных этой трагедией, преследовавшей всю его жизнь, открыв для себя мир цирка, иллюзии и обмана, творческого воображения и мечты. Из-за своего увлечения он даже забывает сдать экзамен на степень бакалавра в лицее Кондорсе, а затем вообще бросает учебу.

Светский нонконформист, с шестнадцати лет (1905) он часто посещает художественные круги Парижа (Марсель Пруст, Доде, Ростан, графиня де Ноай) и Европы (Эдит Уортон, принцесса Бибеско, Эзра Паунд).

Эдуар де Макс, известный трагик, очарованный творчеством юного 19-летнего поэта, эстета и денди, в 1908 году в театре «Фемина» организовывает театральный утренник, чтобы представить его сказочные произведения. Затем вместе с Морисом Ростаном и Франсуа Бернуаром Жан Кокто основывает поэтический журнал «Шехерезада» и публикует сборник стихов «Лампа Аладдина» (1909).

Настоящим открытием для него становится знакомство со знаменитым Сержем Дягилевым, руководителем «Русских балетов». Он создает декорации для «Весны священной» (Стравинский, 1913). Кокто объединяет вокруг себя антиконформистский авангард с Монпарнаса. Он работает со своими друзьями Пикассо, Модильяни, Максом Жакобом, Аполлинером, Арагоном, Андре Жидом…

Во время Первой мировой войны Жан Кокто помогает бороться с немцами: он работает в Париже водителем скорой помощи, помогает эвакуировать раненых. Под влиянием своего нового товарища, очень молодого писателя Раймона Радиге, который внезапно умирает, Кокто начинает писать романы.

После нервного срыва, вызванного смертью Раймона, Кокто вовсю пристрастился к опиуму, но затем проходит курс детоксикации.

Во время немецкой оккупации, ненавидимый из-за своего гомосексуализма коллаборационистским режимом Виши, у него начинается связь с оккупантом Арно Брекером, любимым скульптором Адольфа Гитлера. Кокто часто посещает Карла Хептинга, директора немецкого Института Эрнста Юнгера. В то же время он свидетельствует в пользу Жана Жене в суде присяжных (1942). После разгрома фашистов Кокто, которого подозревали в сотрудничестве с немцами, защищали Жан Жене, Поль Элюар и Луи Арагон.

Кокто, благодаря своему литературному гению, становится все более известным. Его избирают в Королевскую академию Бельгии, а затем и во Французскую академию (1955). Интересно, что свою речь по случаю принятия в число «бессмертных», Кокто лично переводит на тюремное арго.

«Смерть Эдит Пиаф убила Жана Кокто»
В своем загородном доме, за несколько часов до собственной смерти, Кокто узнает от своей кухарки о смерти великой подруги – Эдит Пиаф. Свою первую роль на сцене, она, кстати, сыграла в его пьесе «Равнодушный красавец», в 1940 году. В Париже в этот момент все поражены, почему столь близкий к Пиаф человек молчит и не высказывает соболезнования.

Люди просто не знают, что он сам, после двух сердечных приступов и потрясенный новостью о кончине любимой подруги, находится при смерти. Он говорит своим близким: «Эта лодка тонет. Это мой последний день на этой земле».

Спустя несколько часов Кокто умирает, так и не успев написать заказанную журналом «Пари Матч» статью, которая должна была быть опубликована 12 октября. Жан Кокто покоится в им самим в 1959 году реставрированной часовне Сен-Блез-де-Семпль в Милли-ла-Форе.

На следующий день газета «Паризьен Либере» выходит с огромным заголовком на первой полосе: «Смерть Эдит Пиаф убила Жана Кокто».

 

11.10.2024

Александр ПАРХОМЕНКО

 в избранное

Добавление комментария

(Добавить через форум)

Комментарии

  • Записей нет
ТЕМА НЕДЕЛИ ОСНОВАНИЯ ДЛЯ НЕДОВЕРИЯ
Принцип «нет оснований не доверять» свидетелю традиционно жестко критикуется юридическим сообществом. Возникло такое отношение не на пустом месте. Многолетняя практика, когда, например, показания свидетеля...

Популярное
Новое