20 СЕНТЯБРЯ 1946 ГОДА: ДЕНЬ, КОГДА СОСТОЯЛОСЬ ОТКРЫТИЕ ПЕРВОГО КАННСКОГО КИНОФЕСТИВАЛЯ

20 СЕНТЯБРЯ 1946 ГОДА: ДЕНЬ, КОГДА СОСТОЯЛОСЬ ОТКРЫТИЕ ПЕРВОГО КАННСКОГО КИНОФЕСТИВАЛЯ

Инициатору и организатору Филиппу Эрланже открытия фестиваля пришлось ждать 7 лет. Открылся он лишь после войны.

Первоначально открытие первого Каннского кинофестиваля было запланировано на 1 сентября 1939 года. Но в тот день Адольф Гитлер решил вторгнуться в Польшу. Сначала открытие откладывается на десять дней, потом на пятнадцать. Филипп Эрланже, который стоит у истоков фестиваля в качестве директора «Французской ассоциации художественной деятельности», не складывает оружия. Он переносит его на Рождество, затем на февраль. Пасха – его последний шанс. Но в мае Гитлер вторгается уже во Францию. От проведения фестиваля приходится отказаться. Эрланже скрывается, выживает во время войны, и как только она заканчивается, он вновь охвачен идеей проведения фестиваля. В общем, 20 сентября 1946 года Каннский фестиваль, наконец, поднимает занавес.

Кто такой этот Филипп Эрланже? Он родился в 1903 году в богатой семье еврейских банкиров, сделавших свое состояние во времена Второй империи1. Но банк его совершенно не интересует. Его привлекает художественный мир. Он поступает на службу во «Французскую ассоциацию художественной деятельности». В 1938 году министерство отправляет его на Венецианский кинофестиваль, который проводится с 1932 года.
Молодой человек ужасно возмущен тем, что призами награждаются два фильма, пропагандирующие фашизм: «Боги стадиона» («Олимпия») Лени Рифеншталь и «Пилот Лучано Серра» Гоффредо Алессандрини. Эрланже возвращается в Париж, обещая сделать все, чтобы создать во Франции международный фестиваль, достойный этого имени. Пустив в ход все доступные ему средства, при поддержке министра народного просвещения и изящных искусств Жана Зэя, он достигает своей цели. Канны предлагают использовать имеющееся в городе здание казино, железные дороги обязуются бесплатно перевозить звезд кино и членов жюри. Многие страны намерены прислать свои фильмы. Короче говоря, 1 сентября 1939 года все готово к празднованию на набережной Круазетт, но в этот момент, как сказано выше, Гитлер решает вторгнуться в Польшу.

Разоренная Франция
В 1945 году, когда смолкает грохот пушек, Эрланже снова в боевой готовности. Он убеждает временное правительство вступить в эту новую кинематографическую битву, потому что другие города за рубежом также планируют создать свои кинофестивали: Монте-Карло, Брюссель, Базель и другие... 13 июля 1945 год, комитет Международного Каннского кинофестиваля собирается, планируя открыть его осенью. Пустая трата времени, поскольку Франция разорена и обескровлена ​​в финансовом плане. Казино до сих пор находится в полуразрушенном в результате войны виде, а все отели в городе заняты находящимися на лечении солдатами. Эрланже приходится отложить фестиваль на шесть месяцев, до следующей весны. Но опять не время. Франция все еще залечивает свои раны, а европейские страны не готовы присылать делегации. Следовательно, это будет осень 1946 года.

Но вот оно, Италия решила возобновить Венецианскую биеннале 30 августа. Черт, никакой вежливости со стороны страны, проигравшей войну и поставившей кино на службу фашизму. Эрланже садится в самолет, чтобы найти общий язык с итальянцами. Он требует, чтобы этот кинопоказ стал не более, чем национальным фестивалем и без вручения «Гран-при». В крайнем случае, лучшим фильмам можно вручить золотые медали. Он также требует, чтобы Венецианский кинофестиваль был проведен после Каннского. Обе стороны подписывают соглашение. Успокоенный, Эрланже возвращается в Париж. Его обдурили: итальянцы вовсе не хотят идти на поводу у французов. Вскоре после его отъезда они объявляют, что их фестиваль откроется, как и планировалось, 31 августа. Эрланже вновь летит в Рим.

Компромисс
Идет бурный, но откровенный разговор. Компромисс найден. В этот год именно Канны будут международным кинофестивалем, а очередь итальянцев наступит в следующем году. Итак, Венецианский кинофестиваль без приставки «международный» открывается 31 августа. А уже 20 сентября 1946 году стартует первый Каннский международный фестиваль. Министр торговли гордо восклицает перед толпой гостей: «Я объявляю открытым первый фестиваль... сельского хозяйства!» И жалобно добавляет: «…Каннский». Сенегальские солдаты-пехотинцы маршируют по набережной Круазетт на глазах у любопытной толпы. Американская певица Грейс Мур запевает «Марсельезу». Чудесный праздник. Здесь присутствуют настоящие звезды: Мишель Морган, Эдит Пиаф, Жан Кокто и многие другие… Делегации со многих стран все прибывают и прибывают… Советская делегация предлагает всем икру и водку, сколько душе угодно.

В перерывах между светскими мероприятиями проходят показы фильмов. Бардак полнейший. Безбилетников – море, во время показов происходит то одно происшествие, то другое: путаются бобины с пленками, а иногда и вовсе теряются, проекция идет мимо экрана… А что вы хотите? Ведь киномехаников не хватает, а те, которых набрали, раньше были парковыми рабочими. Когда российский фильм Юлия Райзмана «Взятие Берлина» несколько раз прерывается из-за отключений электроэнергии, Советы кричат ​​о саботаже и угрожают уйти. Американцы поступают так же, когда забывают показать бобину с фильмом Хичкока. В общем, америкосы подозревают русаков, а русаки америкосов. Настоящее начало холодной войны…

Жюри оценивает 45 фильмов, присланных из 19 стран. В то время никакой Золотой пальмовой ветви не было. Гран-при присуждается 11 фильмам («Яд» Билли Уайлдера, «Пасторальная симфония» Деланнуа, «Рим – открытый город» Росселлини…) Приз за лучшую режиссуру присуждается Рене Клеману за фильм «Битва на рельсах», лучшими актрисой и актером признаются Мишель Морган и Рэй Милланд. В общем, призы получают все делегации, никто не в обиде. Короче, 5 октября все согласны с тем, что первый Каннский кинофестиваль прошел с большим успехом. Венеция повержена. Филипп Эрланже счастлив. Но ненадолго. Когда во Франции узнают о его сделке с итальянцами, что в 1947 году очередь Канн быть не международным, а национальным кинофестивалем, его чуть ли не проклинают. Как только его, бедного, не называли…

Перевод
Александра ПАРХОМЕНКО

 

1 - Вторая империя – период бонапартистской диктатуры в истории Франции с 1852 по 1870 годы.

20.09.2021

Фредерик ЛЕВИНО, Гвендолина ДОС САНТОС Le Point

 в избранное

Добавление комментария

(Добавить через форум)

Комментарии

  • Записей нет
ТЕМА НЕДЕЛИ ПРОВЕРОЧНАЯ ЖЕСТОКОСТЬ
Немотивированное ужесточение наказаний в виде замены условного срока на реальный нередко приводит в ступор не только осужденных и их защиту, но и само судейское сообщество. В июне 2024 года ВС даже пришлось...

Популярное
Новое
  • Рубен Маркарьян: Приговоры в отношении предпринимателей находятся в зоне внимания властей Рубен Маркарьян: Приговоры в отношении предпринимателей находятся в зоне внимания властей
    Газета «Коммерсантъ» рассказала о деле Николая Тихоновца, известном читателям ЭСМИ «ЗАКОНИЯ» из журналистского расследования «Пермский захват». Владелец сети заправок...
  • ПРОВЕРОЧНАЯ ЖЕСТОКОСТЬ ПРОВЕРОЧНАЯ ЖЕСТОКОСТЬ
    Немотивированное ужесточение наказаний в виде замены условного срока на реальный нередко приводит в ступор не только осужденных и их защиту, но и само судейское сообщество. В июне 2024 года ВС даже пришлось...
  • Правозащита online: Как владельцам квартир не потерять съемщиков и плату за аренду в пандемию? Правозащита online: Как владельцам квартир не потерять съемщиков и плату за аренду в пандемию?
    Рынок аренды жилья ожидает существенное проседание в части спроса, отметила в интервью порталу «ЗАКОНИЯ» главный юрисконсульт проектов судебной практики Ольга Старых.
  • ОСНОВАНИЯ ДЛЯ НЕДОВЕРИЯ ОСНОВАНИЯ ДЛЯ НЕДОВЕРИЯ
    Принцип «нет оснований не доверять» свидетелю традиционно жестко критикуется юридическим сообществом. Возникло такое отношение не на пустом месте. Многолетняя практика, когда, например, показания свидетеля...
  • Правовое государство  (Детективная сказка) Правовое государство (Детективная сказка)
    1.- Ночью кто-то убил бабку Парасью. Поленом по голове. И надругался над покойной. Не ты? - грозно спросил Воевода. 
    Добрыня исподлобья бросил на Воеводу удивлённый взгляд. 
    - Я был...
  • НЕ ТАК ПРИЗНАЛСЯ НЕ ТАК ПРИЗНАЛСЯ
    Постулат: «признание – царица доказательств» и механизм сделки со следствием проявились лишь в российском праве. Советская правовая система не совсем понимала, что значит договариваться с преступником...
  • Мария Сазонова. Президент Федеральной нотариальной палаты России. Мария Сазонова. Президент Федеральной нотариальной палаты России.
    Новый ракурс в обсуждении правового образования граждан предложила президент Федеральной нотариальной палаты Мария Сазонова. В своем выступлении она сделала акцент на пользе, которую могут принести обществу...
  • ГРАДУС АГРЕССИИ ГРАДУС АГРЕССИИ
    Только за последние дни марта информагенства сообщили о массовых драках в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Рязанской области, Люберцах. В начале месяца в Оренбуржье камера домофона зафиксировала драку...
  • НИЖЕГОРОДСКИЙ СЛЕДСТВЕННЫЙ МИКС НИЖЕГОРОДСКИЙ СЛЕДСТВЕННЫЙ МИКС
    В этом деле «прекрасно» все: от такой «малости», как переписывание карандашиком на папке статей обвинения без положенного по УПК РФ закрытия одного и возбуждения другого дела, до того, что по всем законам...