21 ФЕВРАЛЯ 1804 ГОДА: ДЕНЬ, КОГДА ПЕРВЫЙ ПАРОВОЗ ПОКАТИЛСЯ ПО РЕЛЬСАМ

21 ФЕВРАЛЯ 1804 ГОДА: ДЕНЬ, КОГДА ПЕРВЫЙ ПАРОВОЗ ПОКАТИЛСЯ ПО РЕЛЬСАМ

Созданный англичанином Ричардом Тревитиком первый локомотив с 70 пассажирами на борту преодолел 15 километров за 4 часа.

21 февраля 1804 года несколько сотен рабочих из городка Пенидаррен, что в Корнуолле, а также многие жители региона собираются на железнодорожной линии, соединяющей канал с металлургическим заводом. Путь состоит из металлических пластин, в которые впаяны рельсы. Такая штука обычно используется для вагонеток с рудой, запряженных лошадьми. Ходят слухи, что сегодня пройдут испытания не обычного, а «железного коня». Ну да, к вагонам прицепят паровой двигатель. Такое событие никак нельзя упустить. Известен и изобретатель, это 33-летний Ричард Тревитик, которого прозывают «Корнуоллским гигантом» из-за его геркулесовых размеров, а также за то, что он гений в том, что касается всяких изобретений. Тремя годами ранее он уже построил паровоз «Пыхтящий дьявол», к сожалению, слишком тяжелый и дорогой, чтобы его использовать.

Идея использования локомотива начинается с пари между двумя боссами металлургических заводов – Сэмюэлем Хамфри и Ричардом Кроуши. Первый, работодатель Тревитика, утверждает, что сможет буксировать 10-тонный груз целых 15 километров по Пенидаррену с помощью парового двигателя. Ну кто может спасти Хамфри от проигрыша? Только «Корнуоллский гигант»! С помощью молотка (но без мата, как это принято в некоторых странах) он разбирает паровую машину и оснащает ее большим боковым колесом и колесами. Затем добавляет высокий дымоход, чтобы улучшить тягу и, следовательно, повысить температуру.
Вот и готовый к работе локомотив. Но все же надо что-то сделать, чтобы он не скользил по металлическим рельсам. Это серьезная проблема для инженера, и 15 января он пишет своему другу: «В прошлую субботу мы зажгли огонь в вагоне и заставили его работать без колес, чтобы проверить машину. В понедельник ставим на рельсы. Он очень хорошо ходит, поднимался и спускался с холма с большой легкостью и маневренностью. У нас много пара и мощности. Думаю, завтра попробую еще раз».

Обалденная скорость: 9 километров в час
21 февраля – великий день. Оставим Тревитику честь самому рассказать об этом эпическом путешествии: «Мы проделали путь при помощи машины; мы перевезли 10 тонн железа, 5 вагонов и 70 человек. Мы преодолели более 15 километров за четыре часа и пять минут; но нам пришлось срубить несколько деревьев и убрать с дороги несколько больших камней». Но все же при входе в туннель труба сломалась. Подбадриваемый толпой «Корнуоллский гигант» лично ремонтирует трубу, иначе его босс проиграет пари. Ну вот, ничего не мешает, и локомотив развивает головокружительную скорость 9 км/час. Для первых 70 путешественников на поезде в истории впечатлений выше крыши.

Наконец, под аплодисменты зрителей, состав прибывает. Хамфри выигрывает пари. Кроуши, широко улыбаясь, протягивает ему 500 гиней. Обратный путь менее впечатляющий, потому что на пути из-за тяжести вагонов начинаются поломки, что требует нескольких часов ремонта. Тем не менее, «Корнуоллский гигант» доказал две фундаментальные вещи: пар способен тянуть тяжелые грузы и что сцепления колес с рельсами достаточно для обеспечения тяги.

Catch Me Who Can («Поймай меня, кто сможет»)
В течение следующих нескольких дней Тревитик нагружает свой локомотив все тяжелее и тяжелее, но рельсы снова ломаются, поскольку железо того времени не выдерживает такой нагрузки. Наконец, паровая машина разбирается и возвращается к своей повседневной работе: дроблению на металлургическом заводе. Второй паровоз, который он построит в следующем году, пройдет всего несколько испытаний. В 1808 году инженер предпринимает последнюю попытку с машиной под названием «Поймай меня, кто сможет», которая должна была работать на кольцевой железнодорожной линии на Юстон-сквер (Лондон). Чтобы прокатиться, нужно заплатить 5 шиллингов. Таким образом, он надеется привлечь внимание инвесторов, чтобы усовершенствовать свои локомотивы, но, черт возьми, их нет!

После этого Тревитик отказывается от своей игрушки, чтобы разработать множество других способов использования парового двигателя в области морского транспорта. «Корнуоллскому гиганту» так никогда и не придется услышать свисток кондуктора. 13 лет спустя Джордж Стивенсон, вдохновленный работой Тревитика, создаст первый из своих многих локомотивов.

Перевод
Александра ПАРХОМЕНКО

21.02.2022

Фредерик ЛЕВИНО, Гвендолина ДОС САНТОС Le Point

 в избранное

Добавление комментария

(Добавить через форум)

Комментарии

  • Записей нет
ТЕМА НЕДЕЛИ ПРОВЕРОЧНАЯ ЖЕСТОКОСТЬ
Немотивированное ужесточение наказаний в виде замены условного срока на реальный нередко приводит в ступор не только осужденных и их защиту, но и само судейское сообщество. В июне 2024 года ВС даже пришлось...

Популярное
Новое
  • Рубен Маркарьян: Приговоры в отношении предпринимателей находятся в зоне внимания властей Рубен Маркарьян: Приговоры в отношении предпринимателей находятся в зоне внимания властей
    Газета «Коммерсантъ» рассказала о деле Николая Тихоновца, известном читателям ЭСМИ «ЗАКОНИЯ» из журналистского расследования «Пермский захват». Владелец сети заправок...
  • ПРОВЕРОЧНАЯ ЖЕСТОКОСТЬ ПРОВЕРОЧНАЯ ЖЕСТОКОСТЬ
    Немотивированное ужесточение наказаний в виде замены условного срока на реальный нередко приводит в ступор не только осужденных и их защиту, но и само судейское сообщество. В июне 2024 года ВС даже пришлось...
  • Правозащита online: Как владельцам квартир не потерять съемщиков и плату за аренду в пандемию? Правозащита online: Как владельцам квартир не потерять съемщиков и плату за аренду в пандемию?
    Рынок аренды жилья ожидает существенное проседание в части спроса, отметила в интервью порталу «ЗАКОНИЯ» главный юрисконсульт проектов судебной практики Ольга Старых.
  • ОСНОВАНИЯ ДЛЯ НЕДОВЕРИЯ ОСНОВАНИЯ ДЛЯ НЕДОВЕРИЯ
    Принцип «нет оснований не доверять» свидетелю традиционно жестко критикуется юридическим сообществом. Возникло такое отношение не на пустом месте. Многолетняя практика, когда, например, показания свидетеля...
  • Правовое государство  (Детективная сказка) Правовое государство (Детективная сказка)
    1.- Ночью кто-то убил бабку Парасью. Поленом по голове. И надругался над покойной. Не ты? - грозно спросил Воевода. 
    Добрыня исподлобья бросил на Воеводу удивлённый взгляд. 
    - Я был...
  • НЕ ТАК ПРИЗНАЛСЯ НЕ ТАК ПРИЗНАЛСЯ
    Постулат: «признание – царица доказательств» и механизм сделки со следствием проявились лишь в российском праве. Советская правовая система не совсем понимала, что значит договариваться с преступником...
  • ЗАКОН: без права применения ЗАКОН: без права применения
    15 мая 2012 г. Санкт-Петербург. В Президентской библиотеке имени Б.Н. Ельцина состоялась третья научно-практическая конференция по мониторингу правоприменения.Почти год назад Президентом России Д.А. Медведевым...
  • ГРАДУС АГРЕССИИ ГРАДУС АГРЕССИИ
    Только за последние дни марта информагенства сообщили о массовых драках в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Рязанской области, Люберцах. В начале месяца в Оренбуржье камера домофона зафиксировала драку...
  • НИЖЕГОРОДСКИЙ СЛЕДСТВЕННЫЙ МИКС НИЖЕГОРОДСКИЙ СЛЕДСТВЕННЫЙ МИКС
    В этом деле «прекрасно» все: от такой «малости», как переписывание карандашиком на папке статей обвинения без положенного по УПК РФ закрытия одного и возбуждения другого дела, до того, что по всем законам...