23 МАРТА 1842 ГОДА: ДЕНЬ, КОГДА УМЕР СТЕНДАЛЬ, ОСНОВОПОЛОЖНИК ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РОМАНА

23 МАРТА 1842 ГОДА: ДЕНЬ, КОГДА УМЕР СТЕНДАЛЬ, ОСНОВОПОЛОЖНИК ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РОМАНА

Любитель женщин, поклонник Наполеона, автор романов нового жанра... Тот, кто путешествовал по Европе и слишком часто жил страстями, долго оставался в тени Гюго или, к примеру, Бальзака. Однако его самобытность сделала из Стендаля одного из крупнейших авторов XIX века.

Мари-Анри Бейль родился 23 января 1783 года в Гренобле в весьма зажиточной семье. В возрасте 7 лет умирает мать, к которой он был очень привязан, и мальчик остается предоставленным самому себе, поскольку отец относится к сыну весьма равнодушно. Поэтому воспитанием будущего великого писателя занимаются его тетя и особенно дед – доктор Анри Ганьон. Их воспитание – это восхищение эпохой Просвещения и философскими идеями XVIII века.

Блестящий ученик Центральной школы Гренобля, он прибывает в Париж на следующий день после государственного переворота 18 брюмера, чтобы реализовать свою страсть к математике, поступив в Политехнический институт. Но постепенно он охладевает к точным наукам и в возрасте 17 лет благодаря протекции своего кузена Пьера Дарю начинает работать в Военном министерстве.

Юноша неловок и застенчив, что вызывает многочисленные насмешки, которые он болезненно переживает. С облегчением он покидает министерство, чтобы присоединиться к Первому консулу в его второй Итальянской кампании. Анри уверен: это его путь к славе. «Я был абсолютно пьян, обезумев от счастья и радости. Здесь начинается эпоха энтузиазма и абсолютного счастья!» – расскажет он в своих воспоминаниях.

Восхищение Императором
Второй лейтенант в 8 Драгунском полку знакомится с Италией, к которой он будет испытывать огромную страсть на протяжении всей своей жизни. Можно ли противостоять очарованию Милана, а в особенности красивым итальянкам? Но любовь – не единственная его цель: движимый безумными амбициями, он мечтает о прибыльных и высоких должностях, ставя перед собой конкретную цель: занять должность аудитора в Государственном совете.

Это выгодное положение дало бы ему возможность сблизиться с Первым консулом и стало бы ступенькой для еще более престижной карьеры среди элиты нового режима. Стендаль, однако, не политический теоретик, он восхищается Наполеоном больше, чем созданной им Империей. Он убежден, что революция не смогла коренным образом изменить менталитет и нравы французского общества, которое в его глазах так и осталось консервативным.

По-прежнему находясь под покровительством своего двоюродного брата, он с радостью интегрируется в имперскую администрацию, получая различные должности (временный заместитель военных комиссаров, интендант Императора, аудитор в Государственном совете и, наконец, инспектор счетов и строений, принадлежащих Короне). Короче, он становится идеальным императорским клерком и следует за Великой армией через всю Европу до самой России.

Жизнь прекрасна!
Во время своего пребывания в Париже он ведет жизнь денди, постоянно посещая салоны, очаровывая женщин и умножая любовные завоевания, несмотря на свое несколько неуклюжее телосложение.
Однако он находит время, чтобы написать автобиографические произведения и приступить к капитальному труду – «Истории живописи в Италии». Но прекрасная жизнь заканчивается, когда в 1814 году на трон возвращаются Бурбоны. Тут же начинаются финансовые трудности: у него постепенно отбирают одну должность за другой. Вот он уже лишен титулов, должности аудитора, военного комиссара…
Соответственно, он лишен и привычного ему образа жизни. Он решает отправиться в свою любимую Италию, где было так много романтических встреч. Пора заняться серьезным делом!

В 1817 году, в возрасте 34 лет, он наконец публикует свою «Историю живописи в Италии», а затем и вторую работу «Рим, Неаполь и Флоренция», становящуюся настоящим путеводителем для начинающегося развиваться туризма, хотя самого понятия «туризм» в то время еще не существовало. В качестве псевдонима «Стендаль» он берет себе название немецкого городка Штендаль, в котором жил во время битвы при Ваграме. Он сближается с республиканцами – карбонариями. Но его либеральные взгляды и разговоры не нравятся властям, и в 1821 году ему приказывают покинуть Италию.

«Писал. Любил. Жил.»
Возвращение в Париж болезненно: он потерял отца, который оставил его без денег, и его безнадежная любовь к Матильде Висконтини-Дембовски – это полный провал, о котором он расскажет в своем эссе «О любви» (1822). Матильда была супругой польского генерала Яна Дембовского. Она рано умирает, но навсегда оставляет след в сердце Анри Бейля.

Все эти жизненные потрясения способствуют тому, что он увлекается романтизмом, который будет с энтузиазмом защищать в своем эссе «Расин и Шекспир» (1823). Он также начинает заниматься журналистикой.

Страстного любовника, обаятельного оратора, друга величайших писателей своего времени, самого Стендаля, тем не менее, никак не признают в качестве писателя. Но какое это имеет значение? В автобиографическом романе «Жизнь Анри Брюлара» он скажет: «Я пишу для неизвестных друзей, для горстки избранных лиц, которые похожи на меня». Он публикует свой первый роман «Арманс» (1827), который остается незамеченным. А вот со следующим романом – «Красное и черное» (1830) – дело обстоит совсем по-другому. Роман становится настоящим событием, критики буквально сражаются между собой: одни считают, что это полный провал, другие превозносят до небес.

А Стендаль, тем временем, возвращается в Италию, где из-за финансовых проблем вынужден занять место консула в небольшом городке Чивитавеккья, недалеко от Рима.

Там он продолжает работать над своими произведениями, но многое закончить не удается. Стендалю приходится ждать три года, когда он уйдет в длительный отпуск и вернется в Париж, где и допишет «Итальянские хроники» (1855), а в 1839 году издаст «Пармскую обитель», написанную им всего за несколько недель.

Затем он возвращается в мрачный Чивитавеккья, где в 1840 году с ним случается первый обморок. Он снова берет отпуск и возвращается в Париж. Именно там он и умирает от инсульта 23 марта 1842 года. Ему было всего 57 лет. Эпитафия на его могиле на Монмартрском кладбище, написанная им самим двадцатью годами ранее на итальянском языке, гласит: «Анри Бейль. Миланец. Писал. Любил. Жил.»

 

23.03.2022

Александр ПАРХОМЕНКО

 в избранное

Добавление комментария

(Добавить через форум)

Комментарии

  • Записей нет
ТЕМА НЕДЕЛИ НЕУЛОВИМАЯ МНИМОСТЬ
Удивительное дело – точное число совершенных мнимых сделок и споров по ним неизвестно. Эксперты объясняют это тем, что количество таких сделок незначительно, но эти же источники констатируют, что фиктивные...

Популярное
Новое