29 АПРЕЛЯ 1913 ГОДА: ДЕНЬ, КОГДА БЫЛА ЗАПАТЕНТОВАНА ЗАСТЕЖКА «МОЛНИЯ»
Инженер и изобретатель Гидеон Сандбек родился 24 апреля 1880 года в Швеции, учился в Германии, а в 1905 году уехал в США, где и прожил всю свою сознательную жизнь. Его самым известным изобретением является застежка «молния» (zipper).
Аналогичные застежки многие пытались придумать и до Сандбека. Так, еще в 1851 году инженер Элайя Хоу получил патент на «автоматическую, непрерывную застежку для одежды». В 1893 году американец Уитком Лео Джадсон тоже создал прототип «молнии». Но все предлагаемые варианты были крайне неудобны и сложны в изготовлении. Кроме того, они часто выходили из строя.
Короче, «молния» Джадсона успеха не имела, и его предприятие уже находилось на грани банкротства. Но тут ему посоветовали привлечь к работе Гидеона Сандбека, что он сделала и, как оказалось, не прогадал.
Не сразу, но Сандбеку удалось-таки разработать надежный вариант «молнии». Его изобретение состояло из двух текстильных лент, на которых были закреплены идущие в шахматном порядке металлические звенья. Соединение или разъединение половинок выполнялось при помощи замка (слайдера), скользящего по лентам. И к удивлению многих, эта «молния» служила надежно и не ломалась. В одном только 1918 году было продано 24 000 таких застежек. Особенно популярны они были почему-то у моряков.
К 1923 году «молния» получила широкое распространение по всему миру. Тогда же появилось и ее англоязычное название – «zipper».
В том же 1923 году Сандбек продал свои европейские права Мартину Отмару Винтерхальтеру, который улучшил дизайн, и начал производство сначала в Германии, а затем в Швейцарии.
Застежка «молния» понравилась многим дизайнерам. Так, знаменитый дом моды Hermès купил права на патент и стал использовать «молнии» в своих знаменитых сумках. Использовала «молнии» и сама «королева моды» Коко Шанель. А вот в мужских брюках «молнии» появились лишь в 1937 году.
Умер Гидеон Сандбек 21 июня 1954 года в возрасте 74 лет. Он похоронен в городе Мидвилл (Пенсильвания).
29.04.2021
Александр ПАРХОМЕНКО
Комментарии