3 МАЯ 1320 ГОДА: ДЕНЬ, КОГДА ПАСТУШКИ ОТПРАВИЛИСЬ В АНТИСЕМИТСКИЙ КРЕСТОВЫЙ ПОХОД

3 МАЯ 1320 ГОДА: ДЕНЬ, КОГДА ПАСТУШКИ ОТПРАВИЛИСЬ В АНТИСЕМИТСКИЙ КРЕСТОВЫЙ ПОХОД

Ведомые двумя «озаренными сверху» клириками, 10 000 оборванцев, не сумев попасть в Палестину, отправляются в Тулузу, чтобы убивать евреев.

3 мая 1320 года парижане становятся свидетелями вторжения в их город армии нищих. Их, наверное, тысяч десять, и они называют себя «пастушками», то есть «маленькими пастухами». Их длинная процессия идет по узким грязным улочкам к тюрьме Шатле. У этих завоевателей воинственное настроение. Одни машут дубинками. Другие потрясают косами. Чтобы подбодрить друг друга, они поют псалмы и побуждают присоединиться к ним парижан, которые почему-то предпочитают прятаться в своих домах. Торговцы поспешно убирают свои прилавки.

Парижане недоумевают. Кто эти жалкие завоеватели? А они им отвечают, что идут в крестовый поход, но сделали крюк и завернули в Париж, чтобы привлечь на свою сторону короля, а также освободить из Шатле некоторых заключенных из числа своих. Если понадобится, то и силой. Парижский прево выходит из своей резиденции, чтобы встретиться с ними для переговоров. Но с таким же успехом можно просить азиатских шершней изменить курс полета. Несчастного прево тут же затаптывают на ступенях Шатле. Затем пастушки берут штурмом крепость-тюрьму, чтобы вызволить из темниц своих товарищей. Между тем, власти, наконец, приходят в себя. Навстречу захватчикам отправляются войска, и пастушки предпочитают отступить в предместье Сен-Жермен, на знаменитый луг Пре-о-Клерк (он знаменит тем, что там, как правило, проходят дуэли). Два отряда стоят и смотрят друг на друга, слышны взаимные оскорбления. Но битвы так и не случается, потому что пастушки, в конце концов, отступают и направляются в Аквитанию. Не сумев убедить короля отправиться с ними в крестовый поход, они решают провести этническую чистку на юге страны. Магометан там нет, поэтому они довольствуются евреями.

Папская угроза
Этот второй крестовый поход пастушков (первый состоялся в 1251 году) начинается в Мон-Сен-Мишель. Молодых крестьян, прибывших в паломничество из северной Франции, убеждают отступник-бенедиктинский монах и священник, изгнанный из церкви, чтобы они отправились и сразились с неверными на Святой Земле. Это оборванное войско быстро пополняется и превращается в армию из нескольких тысяч обездоленных: пастухи, крестьяне, покинувшие свои земли, молодежь, воры, бродяги, девушки (куда ж без девушек). Чтобы обозначить свое желание совершить крестовый поход, они рисуют кресты на своих лохмотьях. Это разношерстное войско отправляется в Париж, чтобы убедить короля Франции возглавить этот крестовый поход. Когда они только выступают, у них еще хорошая репутация. Население предлагает им еду. Но в среде пастушков заводится множество головорезов, занимающихся разграблением попадающих по пути ферм. После десяти дней марша отряд прибывает в Париж. Однако у Филиппа V нет никакого желания отправиться на Святую Землю. У него достаточно дел в самой Франции, например, отвоевать утраченные провинции. А идти к мусульманам, чтобы вернуться назад частями в виде мощей, как уже это было с его прадедом Святым Людовиком, ну уж нет, извините…

Даже папа Римский грозит им отлучением! Какое горе! Изгнанные из Парижа пастушки следуют по 20-му национальному шоссе, тьфу ты, короче, по направлению к Тулузе. По пути банда крестоносцев превращается в банду воров. Пастушки терроризируют население, грабят, разрушают и уничтожают все на своем пути. Евреи в приоритете, но и остальные не в почете. Разграблены церкви и аббатства. Никто не может их остановить. Подобно облаку голодной саранчи, так называемые крестоносцы налетают на города Сент и Ангулем, которые подвергаются разграблению. Затем наступает черед Перигора, Керси и Ломаня. Их уже более 40 000 человек. 25 июня они прибывают в город Альби, а затем в Тулузу, где евреи укрываются в замке Нарбонна. Но пастушки вытаскивают их оттуда и убивают тех, кто отказывается принять крещение. Ух, аж на душе полегчало: погибших 115 человек.

Осада
Затем одна часть отряда отправляется в Испанию, чтобы продолжить там свои убийства, а другая идет вверх по течению Гаронны. Около пятисот евреев, живущих на берегу реки, запираются в башне замка Верден-сюр-Гаронн. Начинается осада. Чтобы защитить себя, они бросают через бойницы все, что находят. Бросать больше нечего, и они берутся за собственных детей, так утверждает Гийом де Нанжи (или тот, кто от его имени пишет хроники). Ну пусть он и завершит этот чудесный рассказ: «Тем не менее, осада не закончилась, потому что пастушки подожгли одну из дверей башни и сильно навредили осажденным евреям дымом и пламенем. Видя, что они не могут убежать, и, предпочитая убить себя, а не быть убитыми необрезанными людьми, поручили одному из своих, который, казалось, был самым сильным среди них, убить их своим мечом; он согласился и немедленно убил почти пятьсот человек. Спустившись с башни с небольшим количеством еще живых мужчин и детей евреев, которых он пощадил, он держал беседу с пастушками и рассказал им, что он только что сделал, попросив крестить его вместе с детьми. Пастушки сказали ему: виновный в таком великом преступлении против своего народа, ты хочешь избежать смерти! Они тут же перерезали ему конечности и убили, но пощадили детей, которых крестили в верующих католиков».

Завершив этническую чистку, армия нищих движется по дороге на Каркассон, увеличивая количество убийств евреев в каждом встречающемся на пути городе. По приказу короля Франции сенешаль страны приказывает добрым христианам защищать евреев от этой банды варваров, но «многие христиане, счастливые видеть гибель евреев, отказывались подчиняться этому приказу, говоря, что это не так уж и справедливо встать на сторону евреев, неверных и врагов христианской веры, против верующих и католиков (…), сенешаль под угрозой смертной казни заявляет что, по крайней мере, никто не должен помогать пастушкам», – продолжает Гийом де Нанжи. Наконец, королевская армия под командованием Эмерика де Кро встречает пастушков у Каркассона и рубит их без всякой жалости. Выживших выслеживают и безжалостно вешают. Осенью 1320 года все пастушки отправляются кто в рай, кто в ад.

Перевод
Александра ПАХОМЕНКО

03.05.2023

Фредерик ЛЕВИНО, Гвендолина ДОС САНТОС Le Point

 в избранное

Добавление комментария

(Добавить через форум)

Комментарии

  • Записей нет
ТЕМА НЕДЕЛИ ПРОВЕРОЧНАЯ ЖЕСТОКОСТЬ
Немотивированное ужесточение наказаний в виде замены условного срока на реальный нередко приводит в ступор не только осужденных и их защиту, но и само судейское сообщество. В июне 2024 года ВС даже пришлось...

Популярное
Новое
  • Рубен Маркарьян: Приговоры в отношении предпринимателей находятся в зоне внимания властей Рубен Маркарьян: Приговоры в отношении предпринимателей находятся в зоне внимания властей
    Газета «Коммерсантъ» рассказала о деле Николая Тихоновца, известном читателям ЭСМИ «ЗАКОНИЯ» из журналистского расследования «Пермский захват». Владелец сети заправок...
  • ПРОВЕРОЧНАЯ ЖЕСТОКОСТЬ ПРОВЕРОЧНАЯ ЖЕСТОКОСТЬ
    Немотивированное ужесточение наказаний в виде замены условного срока на реальный нередко приводит в ступор не только осужденных и их защиту, но и само судейское сообщество. В июне 2024 года ВС даже пришлось...
  • Правозащита online: Как владельцам квартир не потерять съемщиков и плату за аренду в пандемию? Правозащита online: Как владельцам квартир не потерять съемщиков и плату за аренду в пандемию?
    Рынок аренды жилья ожидает существенное проседание в части спроса, отметила в интервью порталу «ЗАКОНИЯ» главный юрисконсульт проектов судебной практики Ольга Старых.
  • ОСНОВАНИЯ ДЛЯ НЕДОВЕРИЯ ОСНОВАНИЯ ДЛЯ НЕДОВЕРИЯ
    Принцип «нет оснований не доверять» свидетелю традиционно жестко критикуется юридическим сообществом. Возникло такое отношение не на пустом месте. Многолетняя практика, когда, например, показания свидетеля...
  • Правовое государство  (Детективная сказка) Правовое государство (Детективная сказка)
    1.- Ночью кто-то убил бабку Парасью. Поленом по голове. И надругался над покойной. Не ты? - грозно спросил Воевода. 
    Добрыня исподлобья бросил на Воеводу удивлённый взгляд. 
    - Я был...
  • НЕ ТАК ПРИЗНАЛСЯ НЕ ТАК ПРИЗНАЛСЯ
    Постулат: «признание – царица доказательств» и механизм сделки со следствием проявились лишь в российском праве. Советская правовая система не совсем понимала, что значит договариваться с преступником...
  • Александр Калмыков о русском  цирке с участием животных как элементе национальной идеи Александр Калмыков о русском цирке с участием животных как элементе национальной идеи
    Генеральный директор «Росгосцирка» Александр Калмыков рассуждает о русском цирке с участием животных как элементе национальной идеи. Скоморохи и дрессированный медведь с козой, домашние животные – всё...
  • ГРАДУС АГРЕССИИ ГРАДУС АГРЕССИИ
    Только за последние дни марта информагенства сообщили о массовых драках в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Рязанской области, Люберцах. В начале месяца в Оренбуржье камера домофона зафиксировала драку...
  • НИЖЕГОРОДСКИЙ СЛЕДСТВЕННЫЙ МИКС НИЖЕГОРОДСКИЙ СЛЕДСТВЕННЫЙ МИКС
    В этом деле «прекрасно» все: от такой «малости», как переписывание карандашиком на папке статей обвинения без положенного по УПК РФ закрытия одного и возбуждения другого дела, до того, что по всем законам...