Две трети и один голос
Сегодня строительная отрасль является существенной и важной для развития страны в целом. Вклад строительной отрасли в валовый продукт Российской Федерации превышает 5%. Если говорить с точки зрения занятости населения, то более 5, 5 млн. человек сегодня работают в строительной отрасли. Причем эта цифра, при всех сложностях финансового кризиса в последние годы остается практически неизменной.
Стойкая четверть
Мы понимаем, что на плечи всего строительного комплекса ложится и экономическая и социальная нагрузка. Уже второй год строительное сообщество работает в рамках системы саморегулирования. Вы помните, как это все начиналось, как два года назад нам приходилось отстаивать введение этой системы в качестве альтернативы установленной государством системе лицензирования.
Институт саморегулирования подвергался самой жесткой критике, но тем не менее главным подтверждением, главным итогом съезда строителей стало то, что саморегулирование в отрасли состоялось.
Мы сегодня пытаемся шагнуть еще дальше и распространить саморегулирование на управляющие компании. И от того, как зарекомендует себя саморегулирование в строительной отрасли, зависит будущее всей работы в целом в России.
Благодаря введению саморегулирования строительная отрасль существенно очистилась от фирм-однодневок и мертвых компаний. И сегодня в строительном комплексе работает чуть больше 80 тысяч строительных компаний. Два года назад, когда мы отказывались от лицензирования, все помнят, что их насчитывалось более 270 тысяч. Т.е. фактически только каждая четвертая компания действительно реально работала на строительном рынке.
Ответственность за “кухню”
На сегодняшний день в реестре саморегулируемых организаций числится 419 организаций из которых 230 – в сфере строителстьства, причем 208 из них состоят сегодня в Национальном объединении строителей. А с завтрашнего дня все саморегулируемые организации автоматически становятся членами Национального объединения строителей, таким образом НОСТРОй становится представителем практически всего строительного сообщества России. Это накладывает определенную ответственность!
Хотелось бы особо подчеркнуть, что саморегулирование, это не просто замена лицензирования на выдачу свидетельства о допуске, а новая система государственного управления строительного комплекса. Государственное вмешательство ограничится выработкой государственной политики, а “внутреннюю кухню” в строительстве будет определять саморегулирование, и координировать эту работу должно Национальное объединение.
В этой связи хочу отметить, что Министерством регионального развития РФ установлено активное сотрудничество с Национальным объединением строителей, и как бы ни пытались отдельные структуры дискредитировать и внести в это сотрудничество свой диссонанс, ничего не получилось. Наше взаимодействие сегодня демонстрирует сильные стороны именно саморегулирования.
Актуальная адекватность
Минрегион совместно с Национальным объединением работает над совершенствованием нормативной базы. Важным шагом на этом пути стало принятие дополнений и изменений в Градостроительный кодекс в части саморегулирования. Мы должны понимать, что эта работа только начинается, что касается нормативной базы - впереди, и еще очень много необходимо сделать.
В рамках работы по снятию административных барьеров в строительстве разработан сегодня и реализуется план действий. Частокол этих барьеров, к сожалению, не сокращается и работы в этом направлении еще очень и очень много.
Ярким примером того, как можно решать проблемы, является показатель по устранению наших природных пожаров. Мы в течении трех месяцев прошли весь цикл работ по проектированию, выделению земельных участков и строительству жилых комплексов, включая всю инфраструктуру и социальную сферу. Поэтому и считаю, что мы можем решить эту проблему с вами совместно и в кратчайшие сроки.
Сегодня перед нами стоит огромная работа по реформированию системы технического регулирования в отрасли. Мы знаем, что принят технический регламент «О безопасности зданий и сооружений», заложивший основу структуры обновленной нормативной базы в строительстве. Для содействия в его реализации в марте 2010 года Министерством регионального развития и Национальными объединениями изыскателей, проектировщиков и строителей подписано соглашение, по которому, в том числе, предусмотрено совместное участие в финансировании работ по разработке и актуализации нормативно-правовых документов в строительстве.
При активном участии Национального объединения строителей идет разработка и актуализация СНИПов и Национальных стандартов. В июне текущего года был утвержден Перечень, в соответствии с которым до конца 2010 года запланирована актуализация 25 обязательных СНИПов, введеных этим Перечнем. Остальные 58 будут актуализированы до 01 июля 2012 года. Минрегион свои обязательства перед НОСТРОем выполнил, в т.ч. по финансированию этой работы, понимая актуальность и важность именно этой темы, Минрегионом перечислено 108 млн. рублей, выделенных при сокращении остальных программ. Тем более, что в ноябре 2010 года запланирована встреча со всеми странами-участниками СНГ по вопросам актуализации стандартов на всем пространстве СНГ, включая гармонизацию с нашими еврокодами. Кроме того, актуализировать нормы и СНИПЫ мы должны ежегодно, а для этого должны быть все условия и все институты нами совместно созданы.
Курс на “самонастройку”
В увязке с системой технического регулирования реформируется система ценообразования в строительстве. С переходом на новую систему, можно уже начиная с 2011 года отказаться от системы индексации и перейти к управлению стоимостью при проектировании строительства. Отрегламентировать все вопросы ценообразования сегодня в наших силах. Одним из ключевых направлений работы на ближайший период становится построение системы управления контрактными рисками в строительных проектах. Уже сформированы основные принципы построения базовых систем контрактации в строительстве, реализация которых в сочетании со снижением административных рисков позволит создать системный спрос на эффективные инженерные решения и новации, квалифицированный труд. Это должно стать одной из главных мотиваций повышения эффективности работы в отрасли. Важнейшим институтом обеспечения ответственности может стать институт страхования в строительстве и управлении недвижимостью. Данное направление прорабатывается нами совместно с профильным комитетом в Государоственной Думе РФ, с Российским Союзом Страховщиков и крупнейшими компаниями в этой области. Комплексная реализация указанных задач должна обеспечить самонастройку отрасли и ее выход на уровень конкурентоспособности. Все шаги в развитии строительства на перспективу будут осуществляется в рамках подготовленного комплекса мер.
17.11.2010
Комментарии