Лабиринты ума

Лабиринты ума

Блиц-опрос по регулированию в сфере образования явно демонстрирует, что стандарты профессиональной деятельности в образовании касаются не только учебных заведений и преподавателей. Уже сейчас мы выходим на уровень взаимодействия между СРО различных отраслей. Становится сложно сказать, диалог о том, каким должно быть обучение, это диалог учебных центров и ВУЗов, или это диалог со строительными СРО, СРО в области промышленной безопасности, СРО продюсеров, СРО страховщиков. Наверное СРО в области образования создавать стандарт, но в тесном контакте с СРО всех остальных отраслей и с учетом их запросов, поэтому диалог начат, а продолжение за вами.

Тарасенко Александр, д.т.н., профессор, почетный нефтяник, заведующий кафедрой деталей машин, директор Института повышения квалификации и переподготовки кадров Тюменского государственного нефтегазового университета
Пойманова Дарья, генеральный директор ЦБО "ДелУм"
Субботин Евгений, директор УрТИСИ ГОУ ВПО «СибГУТИ», проректор ГОУ ВПО «СибГУТИ»
Стоцкая Людмила, директор ЗАО «УЭЦ», доцент, к.т.н., акад. МАНЭБ
Безлепкин Валерий, ректор Института Развития Дополнительного Профессионального Образования

Что должно лечь в основу стандартов деятельности саморегулируемых организаций работников сферы образования (управленцев, педагогических работников, осуществляющих инновационную деятельность и т.д.) с учетом требований сегодняшнего дня?

Тарасенко Александр:
Главным двигателем процесса, на мой взгляд, является стремление образовательного учреждения к конкурентоспособности. К сожалению, часто отсутствует встречный процесс со стороны заказчика. Значительная часть обращающихся организаций пытается «приобрести» свидетельства государственного образца без обучения. Естественно, что крупные университетские центры дополнительного образования по такому пути пойти не могут. В результате появляются многочисленные ангажированные СРО образовательные центры, как правило, частные. Справедливости ради нужно сказать, что крупные нефтегазовые предприятия работают по совершенно прозрачным схемам и постоянно контролируют содержание и качество обучения своего персонала.

Субботин Евгений:
В основе стандартов деятельности саморегулируемых организаций работников сферы образования должен быть спрос на образовательные услуги и образовательные программы, реализуемые образовательным учреждением, характеризуемый качеством приема. А с другой стороны должен быть спрос на выпускников образовательного учреждения, характеризуемый качеством выпуска и трудоустройства. Все остальные показатели имеют промежуточные формы контроля. Сами образовательные учреждения на основе государственных образовательных стандартов и разрабатываемых норм образовательного процесса должны осуществлять контроль с участием образовательных учреждений внутри своих саморегулируемых организаций.

Стоцкая Людмила:
СРО на сегодня касается определенных сфер деятельности, а именно: строители, организации, связанные с объектами повышенной опасности, поднадзорные Ростехнадзору, а не управленцы, педагоги и тем более специалисты, осуществляющие инновационную деятельность. Поэтому считаю, что вопрос не корректен.
Что касается СРО в области промышленной безопасности, которым планируется передавать функции Ростехнадзора в части подготовки кадров по промышленной безопасности, то стандарты по подготовке специалистов должны отвечать требованиям ИСО 9001 и Единой системы соответствия с учетом специфики сфер деятельности.

Безлепкин Валерий:
Это и есть главный вопрос, по крайней мере для системы дополнительного профессионального образования.
Прежде чем пытаться ответить на этот вопрос надо получить определение, что такое дополнительное профессиональное образование (ДПО).
ДПО - это повышение квалификации и переподготовка руководителей, специалистов, научно-педагогических работников, т.е. всех нас.
Повышение квалификации – процесс и непрерывный и бесконечный. И какие здесь могут быть стандарты сказать трудно. Могут быть только новые и новые требования сегодняшнего дня. И пока мы эти требования для программ до 100 учебных часов будет регламентировать в виде стандартов наступит день завтрашний. Вот Вам и ответ.
Переподготовка по новым направлениям объемом свыше 500 учебных часов частично может проходить по стандартам соответствующего уровня образования высшего и среднего, но это только небольшая часть всех обучаемых слушателей.
В основном переподготовка до 500 часов отвечает требованиям заказчика, т.е. реального сектора. И здесь есть над чем поработать.
И последнее, переподготовка с присвоением дополнительной квалификации объемом учебных часов свыше 1000 регламентируется требованиями, утвержденными Минобрнаукой.
Таким образом, проблема разработки стандартов дополнительного профессионального лежит в области прежде всего повышения квалификации.

Что сможет изменить в сфере предоставления образовательных услуг разработка современного стандарта деятельности образовательных учреждений?

Тарасенко Александр:
Мы работаем с СРО по нескольким направлениям и считаем, что универсальный стандарт будет ущербным при любом авторстве. Государственных требований к дополнительному образованию вполне достаточно, для осуществления любых форм обучения. Другое дело, что все программы и учебные планы проходят рецензирование и доработку на предприятиях – участниках СРО с определенной периодичностью. Поводом для изменения учебных планов может стать замечание любого из участников СРО.

Пойманова Дарья:
Принятие общих стандартов качества и требований к программам обучения в первую очередь сможет в лучшую сторону повлиять на уровень получаемых знаний и профессиональной подготовки слушателей образовательных программ.

Субботин Евгений:
Современный государственный образовательный стандарт должен дать больше свободы образовательному учреждению и педагогическому персоналу для обеспечения креативных педагогических методов обучения на основе инновационных технологий.

Стоцкая Людмила:
Стандарты СРО по подготовке специалистов внесут конкретику (на общем фоне ИСО и ЕСС) в программы с учетом объектов деятельности.

Безлепкин Валерий:
Заход должен быть со стороны оценки качества подготовки конечного продукта – выпускника или слушателя. А такая оценка может осуществляться только заказчиком или потребителем. Поэтому оценивать надо не только качество учебного процесса, но прежде всего знания, умения выпускника и результаты его работы в реальном секторе, должна быть обратная связь. Такие стандарты не могут утверждаться на 5 лет и более. Они должны быть «плавающие», т.е. постоянно готовые и открыты к изменениям с помощью заказчиков.

Какие первоочередные задачи должны поставить перед собой СРО в сфере образования: начать менять законы «под себя», взять под контроль аттестацию и подготовку профессионального сообщества или же обеспечить надежную защиту своим членам?

Тарасенко Александр:
Создание СРО в сфере образования не целесообразно!

Пойманова Дарья:
Несомненно, что принятие определенных законодательных актов должно опираться на мнения непосредственно тех, кого эти акты касаются. А задачи СРО должны сводиться к предоставлению актуальной информации о необходимых изменениях в законодательстве, которые могут вывести рынок образовательных услуг на качественно новый уровень.

Субботин Евгений:
Проводить опережающую коррекцию нормативной и законодательной базы образовательной сферы в соответствии с принятой стратегией развития экономики страны, проводить рейтинги образовательных программ и образовательных учреждений исходя из объективной потребности экономики страны и обеспечивать защитные функции образовательных учреждений, реализующих образовательные программы, пользующиеся спросом у граждан и работодателей, проводить их позиционирование.

Стоцкая Людмила:
Задачи стандартов СРО в сфере образования - это повышение качества подготовки кадров и специализация подготовки в той сфере, в которой работает СРО.

Безлепкин Валерий:
Конечно нужно обладать не только правом но и желанием к законодательным инициативам. Но надеяться на государство в этой сфере не стоит. Слишком долго, да эффект от этого небольшой. Поэтому надо создавать условно-нормативную базу внутри сообщества. Тогда государство будет вынуждено с ним считаться, само отвечая на наши действия изменением в законодательной базе.

Всегда ли «чехарда законодательных поправок» должна сопровождать переход отрасли на саморегулирование? Смогут ли СРО в сфере образования самостоятельно, или с помощь привлеченных экспертов, создать нормативы работы отрасли на базе стандартов и правил своих СРО?

Тарасенко Александр:
Постоянный мониторинг законодательства, инновационных изменений, технологических новинок, зарубежного опыта по сотням образовательных программ - весьма дорогостоящее мероприятие. Создать современные нормативы работы отраслей силами образовательных организаций, даже с привлечением экспертов, совершенно не реально. Напомню, что практически все современные высокотехнологичные отрасли имеют собственные научно-исследовательские и проектные институты. Несмотря на хорошее финансирование и кадровый потенциал, до сих пор не разработаны основные регламенты, предусмотренные законом «О техническом регулировании». В сфере образования просто нет ресурсов для решения подобных задач.

Субботин Евгений:
Переход отрасли на саморегулирование является доминантным трендом развития в сфере образования в странах с развитой экономикой и гражданским обществом.

Стоцкая Людмила:
При необходимости СРО имеет возможность разрабатывать методики, программы и пособия для подготовки специалистов.
Что касается нормативных документов, то это сфера специалистов, а не учебных органов. Специалисты СРО, если отсутствуют необходимые технические документы для осуществления их деятельности, могут разрабатывать соответствующие документы в виде Стандартов предприятия СТП. В ряде случаев НТД СРО согласуются с контролирующими их органами. СТП – документы, которых придерживаются члены СРО при выполнении своих работ.

Безлепкин Валерий:
Конечно одной из причин перехода на саморегулирование в сфере образования является, как Вы говорите, «чехарда Законодательных поправок», но для системы ДПО парадокс заключается в том, что начиная с 1995 года практически никаких законодательных или нормативных актов не вышло. И это является также одной из основных причин ведущих на путь саморегулирования в области ДПО.

Ответственность за качество образования, каковы наиболее оптимальные механизмы?


Тарасенко Александр:
Усиление ответственности за качество образования неминуемо приведет к увеличению его стоимости. На мой взгляд, центры повышения квалификации для членов СРО должны переместиться в крупные ВУЗы, поскольку многие вопросы качества здесь решаются автоматически. В первую очередь, необходима неформальная международная аттестация в области менеджмента качества ISO 9001. В нашем университете работает больше 200 докторов наук и более 600 кандидатов. Поскольку существует мощная внутриуниверситетская систем оценки квалификации преподавателей их проверкой мы не занимаемся. Зато у нас есть анонимная анкета выходного контроля, в которой оценивается в баллах квалификация каждого преподавателя и другие параметры обучения. На этом этапе происходит отсев слабых специалистов. Оценка на экзамене, иногда оценка за итоговый реферат и является показателем качества обучения. Здесь все зависит от мотивации заказчика обучения своим сотрудникам.
Беда в том, что значительная часть руководителей считает, что все экзамены в этой жизни они уже сдали, а на повышении квалификации нужно отдохнуть и получить государственную бумагу. Пока такой подход не изменится, нельзя всерьез рассуждать об ответственности за качество образования. Хотелось бы отметить еще один важный аспект проверки качества обучения. Чрезмерное увлечение тестовыми системами, снижает значимость подготовки.
Нельзя говорить об оптимальном механизме ответственности за качество образования. Их много. Высшая школа накопила много эффективных способов проверки качества знаний. В нашем университете даже для студентов введена система объективизированного контроля, когда лекции читает один преподаватель, а экзамены принимает другой, либо компьютерная система. Способ обеспечить и проконтролировать знания мы найдем! Только вот готовы ли сегодня руководители предприятий к достоверной оценке знаний своих специалистов? Конечно удобнее сказать, что «сегодняшние университеты ничему путному научить не могут». Все эти высказывания многократно посрамлялись. Однако, сегодня едва ли можно найти консенсус по этому вопросу, однако при наступлении «страховых случаев» в СРО возникнет соблазн перенести ответственность на учебные центры. Поскольку юридические службы у заказчиков намного сильнее, необходимо обязательно прописывать вопросы ответственности на этапе заключения контрактов на обучение.

Субботин Евгений:
В рамках коллективного сообщества по сферам отраслей экономики образовательные учреждения в партнерстве с работодателями должны обеспечивать требуемое качество подготовки кадров для соответствующих отраслей экономики и нести ответственность за востребованность выпускников.

Безлепкин Валерий:
Ответственность за качество образования в системе ДПО может быть только одна - материальная, ну и конечно имидж в профессиональной среде.

17.11.2010

Электронная приемная журнала "Стратегия: саморегулирование"

 в избранное

Добавление комментария

Комментарии

  • Записей нет
ТЕМА НЕДЕЛИ ПРОВЕРОЧНАЯ ЖЕСТОКОСТЬ
Немотивированное ужесточение наказаний в виде замены условного срока на реальный нередко приводит в ступор не только осужденных и их защиту, но и само судейское сообщество. В июне 2024 года ВС даже пришлось...

Популярное
Новое
  • Рубен Маркарьян: Приговоры в отношении предпринимателей находятся в зоне внимания властей Рубен Маркарьян: Приговоры в отношении предпринимателей находятся в зоне внимания властей
    Газета «Коммерсантъ» рассказала о деле Николая Тихоновца, известном читателям ЭСМИ «ЗАКОНИЯ» из журналистского расследования «Пермский захват». Владелец сети заправок...
  • ПРОВЕРОЧНАЯ ЖЕСТОКОСТЬ ПРОВЕРОЧНАЯ ЖЕСТОКОСТЬ
    Немотивированное ужесточение наказаний в виде замены условного срока на реальный нередко приводит в ступор не только осужденных и их защиту, но и само судейское сообщество. В июне 2024 года ВС даже пришлось...
  • Правозащита online: Как владельцам квартир не потерять съемщиков и плату за аренду в пандемию? Правозащита online: Как владельцам квартир не потерять съемщиков и плату за аренду в пандемию?
    Рынок аренды жилья ожидает существенное проседание в части спроса, отметила в интервью порталу «ЗАКОНИЯ» главный юрисконсульт проектов судебной практики Ольга Старых.
  • ОСНОВАНИЯ ДЛЯ НЕДОВЕРИЯ ОСНОВАНИЯ ДЛЯ НЕДОВЕРИЯ
    Принцип «нет оснований не доверять» свидетелю традиционно жестко критикуется юридическим сообществом. Возникло такое отношение не на пустом месте. Многолетняя практика, когда, например, показания свидетеля...
  • Правовое государство  (Детективная сказка) Правовое государство (Детективная сказка)
    1.- Ночью кто-то убил бабку Парасью. Поленом по голове. И надругался над покойной. Не ты? - грозно спросил Воевода. 
    Добрыня исподлобья бросил на Воеводу удивлённый взгляд. 
    - Я был...
  • НЕ ТАК ПРИЗНАЛСЯ НЕ ТАК ПРИЗНАЛСЯ
    Постулат: «признание – царица доказательств» и механизм сделки со следствием проявились лишь в российском праве. Советская правовая система не совсем понимала, что значит договариваться с преступником...
  • А.Коновалов: О принципе "добросовестности" как основополагающем для новой редакции ГК РФ А.Коновалов: О принципе "добросовестности" как основополагающем для новой редакции ГК РФ
    Глава ведомства ответил на вопрос главного редактора ЭСМИ "ЗАКОНИЯ" Рубена Маркарьяна о закреплении принципа добросовестности при осуществлении гражданских прав и исполнении обязанностей.
  • ГРАДУС АГРЕССИИ ГРАДУС АГРЕССИИ
    Только за последние дни марта информагенства сообщили о массовых драках в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Рязанской области, Люберцах. В начале месяца в Оренбуржье камера домофона зафиксировала драку...
  • НИЖЕГОРОДСКИЙ СЛЕДСТВЕННЫЙ МИКС НИЖЕГОРОДСКИЙ СЛЕДСТВЕННЫЙ МИКС
    В этом деле «прекрасно» все: от такой «малости», как переписывание карандашиком на папке статей обвинения без положенного по УПК РФ закрытия одного и возбуждения другого дела, до того, что по всем законам...