4 ИЮНЯ 1896 ГОДА: ДЕНЬ, КОГДА ГЕНРИ ФОРД ПРОЕХАЛ НА СВОЕМ ПЕРВОМ АВТОМОБИЛЕ
В первый раз квадрицикл1, сконструированный Генри Фордом вместе с его другом Джеймсом Бишопом в сарае, находящемся в его саду, разогнался до скорости в 35 км/час.
4 часа утра. Две тени выскальзывают из дома, расположенного на Бэгли-авеню в Детройте. Они входят в сарай в глубине сада. Там 32-летний инженер Генри Форд и его друг Джеймс Бишоп возятся с причудливой штуковиной на четырех велосипедных колесах. Они толкают эту штуку к двери, намереваясь вывезти ее наружу. Бум, машина врезается в дверной косяк! Мужчины вновь пытается ее вытолкнуть. Опять неудачно. Невероятно, они наконец понимают, что дверь слишком узкая. Вот идиоты! Свой автомобиль они конструировали несколько месяцев, не проверив его габариты. Приходится топором расширять дверной проем.
В этот день, 4 июня 1896 года, Генри Форд намерен сесть за руль своего первого автомобиля. Одетый в старый комбинезон, он несколько минут манипулирует рычагами и металлическим маховиком, чтобы запустить двигатель. Тот несколько раз чихает, затем глохнет. Генри продолжает заводить. На этот раз получается. Он забирается на сиденье, сделанное из деревянного ящика, обтянутого тканью. Генри берет в руки длинный металлический стержень, соединенный с двумя передними колесами. Прежде чем нажать на рычаг, он слегка улыбается Бишопу. Квадрицикл фыркает, продвигается на сантиметр, потом на десять, на метр… Первый автомобиль Генри Форда едет!
Бешеная скорость… 8 км/час
Бишоп тут же прыгает на велосипед, чтобы расчищать ему дорогу. Размахивая рукой, он разгоняет редкие в этот ранний час конные упряжки и прохожих. После первой поломки, которая быстро устраняется, квадрицикл мчится по Гранд-Ривер-авеню, затем едет по нескольким улицам, прежде чем вернуться в исходную точку. У Форда есть две скорости, позволяющие ему разогнаться до 35 км/час. У него нет заднего хода или тормоза, но есть домашний звонок в качестве предупредительного устройства. Бензиновый двигатель передает движущую силу на колеса через простую велосипедную цепь. Вернувшись в пристройку, Генри горд, очень горд: он, простой деревенский парень, сумел сконструировать бензиновый автомобиль, который прекрасно работает!
Какой долгий путь для будущего императора автомобильной промышленности! Сына крестьянина быстро охватила страсть к механике. В 15 лет, уже окончив школу (он так никогда и не научился бегло писать и читать), Форд строит свой первый паровой двигатель. Этот человек-самоучка в конце концов становится главным инженером в Edison Illuminating Company в Детройте, где отвечает за обслуживание паровых двигателей, получая 75 долларов в месяц. Хорошая по тем временам зарплата и много свободного времени, которое он посвящает разработке бензиновых двигателей. Первый он заставляет работать 24 декабря 1893 года в кухонной мойке. Машинка крутится меньше минуты, но этого достаточно, чтобы он понял, что нашел свое призвание.
С этого момента он все свое свободное время проводит в небольшом сарае, построенном им в глубине своего сада. В ноябре 1895 года он читает в журнале American Machinist Magazine статью, посвященную транспортному средству с бензиновым двигателем. Он решает построить такой же. В марте 1896 года он узнает, что другой инженер из Детройта уже изготовил собственную ездящую машину с деревянной рамой, которая едет с бешеной скоростью 8 км/час. Генри хочет добиться большего. Его собственная машина будет легче, мощнее и быстрее.
«Молодой человек, вы попали в яблочко!»
Он убеждает горстку друзей, включая Бишопа, помочь ему. Они тестируют широкий спектр бензиновых двигателей, чтобы выбрать наиболее эффективный. Чтобы сделать автомобиль легче, Форд предпочитает использовать сталь, а не дерево. Он конструирует четырехцилиндровый двигатель с водяным охлаждением. Через несколько месяцев после первых поездок на квадрицикле он встречает Томаса Эдисона во время съезда в Нью-Йорке, который подбадривает его: «Молодой человек, вы попали в яблочко! Ваш автомобиль автономен и имеет собственный источник энергии». Продолжение этой истории и есть легенда о Форде.
В июле 1899 года он встречает богатого торговца пиломатериалами Уильяма Х. Мерфи, которого убеждает профинансировать предприятие, после того как прокатил его на своем квадрицикле: 100 километров за три с половиной часа. 5 августа 1899 года они вместе основывают Детройтскую автомобильную компанию по производству грузовиков для доставки товаров. Но, будучи в глубине души перфекционистом, Форд долго работает над своим автомобилем, к огорчению своего инвестора. Наконец, первый грузовик выставляется на продажу в январе 1900 года, но он был тяжелым и сложным в производстве. Два партнера прекращают свое сотрудничество в декабре 1901 года, после того как было произведено всего 20 грузовиков. В 1903 году, найдя других инвесторов, Форд и Мерфи основывают компанию Henry Ford Company, которая вскоре увеличивает выпуск автомобилей. Первый Ford T выезжает из ворот завода в 1908 году.
Перевод
Александра ПАРХОМЕНКО
1 - Ford Quadricycle (Форд Квадрицикл) – первый «автомобиль», сконструированный Генри Фордом.
04.06.2021
Фредерик ЛЕВИНО, Гвендолина ДОС САНТОС Le Point
Комментарии