Германия после Первой Мировой Войны: От унижения к нацизму
Ни одна страна после Первой Мировой Войны не была в столь жалком положении, как Германия. Входившая в XX века как один из двух мировых лидеров, наряду с Англией, после Версальского мирного трактата Германия была унижена и оскорблена.
Весь мир клеймил позором немецкую военно-политическую машину и приветствовал полный ее разгром и тяжелейшие условия договора 1919г. Показательным примером изменения отношения к войне может служить судьба великого немецкого писателя Томаса Манна, который в 1914г. с воодушевлением приветствовал войну как «народную» (что повлекло даже обвинения в национализме), а уже через несколько лет чувствовал глубокую горечь от поражения и всестороннего кризиса в его родной стране.
По суровым условиям Версальского договора Германия оказывалась в полной изоляции. Зато за ее счет обогатились практически все союзники. Франция вернула Эльзас и Лотарингию. Значительные территориальные приобретения получили Бельгия и Польша, которая была буквально соткана из бывших восточногерманских и части уже советских земель.
Также Германия потеряла некоторые пограничные земли в результате плебисцитов: к Дании отошел Шлезвиг, к Польше — часть Верхней Силезии. Саарская область на 15 лет переходила под контроль Лиги Наций, после чего ее судьбу должен был решить плебисцит. 50 км пограничной зоны между Францией и Германией подлежали демилитаризации. Еще одним важным и унизительным фактом стала потеря Германией всех колоний и их передел державами-победительницами. Именно в результате этого пункта в Версальской договоре Того и Камерун перешли к Франции и Англии.
Однако на этом союзники не остановились. Отныне германские вооруженные силы должны были быть ограничены 100-тысячной армией. Подавляющая часть военно-морского флота передавалась победителям; вводился запрет на использование новейшего оружия массового поражения. Огромным ударом по экономике Германии стали непомерные репарации странам-победителям.
Версальский договор стал ударом для Германии. Официально только она становилась ответственной за разжигание войны. А о выработке совместных мирных решений союзники не помышляли: они в ранге триумфаторов решили навязать свои условия, о последующем пересмотре которых не могли быть и речи. Поэтому и неудивительно то разочарование, которым был встречен договор. Как заметил один из французских военных, прочтя договор: «Это не мир. Это перемирие на 20 лет». Его слова стали пророческими. Ровно через 20 лет Германия напала на Польшу.
Сейчас, спустя почти век, становится очевидным, что положение, в котором оказалась Германия после Первой Мировой Войны и столь унизительного мира, не могло не вызвать рост радикальных настроений в обществе. Не способствовала их искоренению и Веймарская республика, возникшая на развалинах Второго Рейха. Новая форма правления не могла решить старых проблем.
Несмотря на общую либеральную направленность, в Веймарском государстве не была выработана четкая политическая доктрина, в рамках которой нашлось бы место всем политическим движениям. Поэтому Веймарской республики пришлось все 15 лет своего существования лавировать между кайзеровскими традициями, которые оказались весьма живучими, и новыми радикальными течениями — коммунистами и крайне правыми партиями. Невозможность найти выход из сложившейся политической ситуации привела в итоге к падению Республики.
Веймарскому государству пришлось расплачиваться за недальновидную политику кайзера Вильгельма II. Необходимость выплачивать огромные репарации, опустошение казны привели к самому значительному обесцениванию денег в истории и гиперинфляции. К концу 1923г. курс доллара к марке составил более 150 млн (!) марок за один доллар. И хотя правительству удалось — временно — остановить инфляцию, реформы ударили по малообеспеченным слоям населения.
На несколько лет в Республике наступило затишье. Эти «золотые годы» связаны прежде всего с именем блестящего политика Густава Штреземана, который смог добиться постепенного выхода Германии из внешнеполитической изоляции, роста государственных доходов и улучшения климата внутри страны. Однако смерть политика в 1929 г. ознаменовала начало заката Веймарской Республики.
Основной удар по Республике пришел из США вместе с финансовым кризисом 1929г., названным впоследствии «Великой депрессией». Хрупкая экономическая стабильность, выстроенная в середине 20-х гг. непомерными усилиями правительства, рухнула в одночасье. Несмотря на попытки взять под контроль банковский сектор, позитивных результатов добиться не удалось. За короткое время в Германии сменилось несколько кабинетов министров, но остановить кризис не удавалось. И тогда, на волне тяжелого финансового положения и уязвленной после Первой Мировой Войны национальной гордости, на первый план вышла Национал-социалистическая немецкая рабочая партия во главе с Гитлером.
Становление диктатуры в Германии стало возможным не только благодаря бедственному положению населению, но и потому, что все 15 лет своего существования Республика своим главным врагом мнила коммунистов.
Левые партии достигли внушительных успехов в 20-е гг., но после прихода на пост рейхпрезидента генерал-фельдмаршала Пауля фон Гинденбурга в высших слоях росли антисоциалистические и антикоммунистические настроения.
Тем не менее, вплоть до прихода Гитлера к власти коммунисты представляли собой значительную силу, с которой приходилось считаться. Однако на волне антикоммунизма стало возможно выдвижение националистических партий правого толка, которые с учетом тяжелого положения внутри страны находили серьезную поддержку простого народа.
Не все знают, но становление диктатуры в Германии происходило демократическим путем. Сам Гитлер неоднократно заявлял, что стремится захватить власть не в результате вооруженного восстания, а конституционным путем. В ходе продолжительных политических игр было решено создать коалиционное правительство во главе с Гитлером.
30 января 1933г. Гинденбург назначил его рейхканцлером. Однако на выборах НСДАП не получила большинства, даже несмотря на официальный запрет коммунистической партии, и с этого момента глава нацистской партии перестал играть в демократические игры. И хотя либеральные принципы конституции Веймарской республики еще официально действовали, это не мешало новому правителю.
Только со смертью Гинденбурга 2 августа 1934г. и объединением функций рейхканцлера и рейхпрезидента в одних руках можно говорить об окончательных - с юридической точки зрения - падении Веймарского государства и официальном переходе всей полноты власти к Гитлеру.
Ованес Акопян,
историк, аспирант МГУ им. М. В. Ломоносова
05.08.2011
Комментарии