Лицом к человеку
С первым заместителем начальника Правового департамента МВД РФ, генерал-майором милиции, заслуженным юристом Российской Федерации, доктором юридических и доктором философских наук, профессором Татьяной Москальковой беседует Олег Лурье
– Татьяна Николаевна, расскажите, пожалуйста, об основных функциях Правового департамента МВД…
– Правовой департамент прошел длинный путь формирования. И когда-то начинал с отдела юридического, который был в составе другого подразделения – аппарата министра или управления делами министра, а потом по мере возрастания роли и функции правового государства, по мере возрастания значимости права в развитии государства росло и правовое подразделение. Оно было сначала отделом, потом управлением, потом Главным правовым управлением и трансформировалось в такое самостоятельное мощное подразделение, как Правовой департамент.
– Выполняете надзорные функции?
– Я бы так не сказала, скорее методические. У правовых подразделений МВД есть свои командиры в виде начальников УВД, министров внутренних дел субъектов. С нашей стороны это больше помощь, нежели надзор, хотя при проведении контрольных инспекторских проверок мы проверяем свою работу – правовую работу юристов.
Теперь несколько слов в самом сжатом виде о функциях Правового департамента.
В первую очередь это подготовка комплексных нормативных правовых актов, в том числе законодательного, правительственного, президентского и ведомственного уровня проектов приказов; правовая экспертиза проектов нормативных правовых актов, которые разрабатывает департамент МВД России по линии своей деятельности. Департамент охраны общественного порядка по своей линии, Департамент уголовного розыска – по своей и так далее, потому что все министерство – это орган власти, главными функциями которого являются выработка государственной политики вверенной отрасли и создание нормативной правовой базы в этом секторе государственной деятельности.
Вообще это совершенно новый подход, который установил Президент указом № 314 2004 года, на основании которого у нас и родилась трехзвенная система управления и концептуально изменились подходы к функциональному построению органов исполнительной власти. То есть Президент определил, что высший орган исполнительной власти во вверенной сфере, в данном случае МВД РФ, главным образом занимается тем, что создает «правила игры», по которым будут работать все остальные подразделения органов внутренних дел. Это самое главное – создать правовую базу, правовое поле, правовые рамки, определить права, обязанности, ответственность каждого, и только тогда исполнители могут эффективно работать. Еще раз подчеркну: выработка приоритетов для органов внутренних дел и определение, по каким нормативным правовым актам мы живем, – главная функция министерства. И в исполнении этой функции Правовой департамент является головным департаментом. Вторая основная функция связана с защитой интересов органов внутренних дел в судах.
Большое количество исков предъявляется к МВД, и само МВД также предъявляет иски к субъектам, не выполнившим свои обязательства, большей частью гражданско-правового характера.
– Иски предъявляются не к следователю такому-то лично, а именно к министерству?
– Да, конечно. Следователь выступает как представитель конкретного юридического лица, в данном случае органов власти – МВД РФ.
Вторая часть исков связана с незаконными (с точки зрения истца) трудовыми увольнениями, дисциплинарными наказаниями и нарушением других функций, связанных с законодательством о службе в органах внутренних дел.
Еще одна категория исков связана с невыполнением государством, по мнению истца, обязательств перед своими сотрудниками. Мы знаем, что большое количество наших сотрудников участвовали в контртеррористических операциях, и государство им выплачивает определенную повышенную зарплату, денежные компенсации и прочие надбавки. И вокруг этого было тоже много споров, в том числе и потому, что нормативная правовая база была недостаточно отрегулирована, что и породило большое количество так называемых боевых исков.
Другие категории исков связаны с хозяйственной деятельностью, которую осуществляет министерство – поставки формы одежды, ГСМ, техники. В случаях нарушений взаимных обязательств появляются иски в суды.
Следующее направление нашей деятельности связано с взаимодействием с Государственной Думой, Советом Федерации, Правительством, администрацией Президента, потому что любой законопроект, выработанный в недрах ведомства, должен пройти соответствующие инстанции, процедуру, предусмотренную действующим законодательством. На этих этапах нужно аргументировать необходимость принятия тех или иных нормативных правовых актов, разъяснять и отстаивать их положения. Следует помнить, что любой закон – это компромисс противоположных интересов, и особенно это видно в таких актах, как Уголовно-процессуальный кодекс, где сходятся интересы прокурора, адвоката, судьи, следователя. Здесь нужно удержать баланс всех интересов во имя общей цели защиты прав и интересов личности, общества, государства. Поэтому мы работаем во всех комитетах, комиссиях Государственной Думы и Совета Федерации, отстаивая позицию МВД.
Кроме того, очень активной формой правовой работы для нас являются парламентские слушания, правительственный час, на который приглашаются руководители МВД, министр и его заместители. В прошлом году это были следующие темы: организованная преступность, состояние преступности среди несовершеннолетних, профилактика преступлений и другие.
– Как ни печально, но имидж и самого сотрудника МВД зачастую в глазах широких масс выглядит как-то не очень положительно. Этому способствует целый ряд факторов: поборы гаишников на дорогах, следователи часто нарушают правовые нормы – несанкционированная слежка, незаконные оперативно-розыскные мероприятия, шантаж, угрозы, моральный и физический прессинг. Как с этим бороться?
– Да, конечно, борьба с приведенными фактами правовыми методами тоже входит в наши функции. Министр уделяет огромное внимание этому направлению, он провел на эту тему целый ряд совещаний. У нас есть большое количество своих внутренних документов об имидже сотрудника органов внутренних дел. Но самое главное – это люди. Поймите, можно написать великолепные законы, но в руках грубых и бездушных людей любой закон превратится в свою противоположность. Нужно постоянно проводить с личным составом работу по повышению их профессионального уровня, не оставлять ни одного случая бездушного отношения к людям. Продолжать традицию наставничества.
Несколько лет назад у нас в качестве самостоятельной дисциплины в Университете МВД была введена дисциплина – «этика деятельности органов внутренних дел». На мой взгляд, очень важно научить человека, обладающего властью и входящего в контакт с населением, определенным этическим приемам. Есть ряд профессий, которым нужно нормы поведения преподавать особо. Ведь человек обращается в органы внутренних дел, как правило, с серьезной проблемой: или его обидели, или его подозревают, что он что-то совершил, а если его подозревают, то под удар ставится честь, доброе имя, благополучие его личной жизни. Это же целый комплекс эмоций! И вот здесь нужно подходить к человеку с сочувствием, сопереживанием, понимая, что каждое слово ранит. Работник правоохранительных, следственных структур должен действовать как врач – осторожно и внимательно. Кстати, наши две сферы– юриспруденция и медицина – очень схожи в этом отношении, потому что они связаны с болью: медицина – с физической болью, а мы – с социальной болью. Мы лекари общества с точки зрения социального и асоциального поведения.
– Мне кажется, что разрыв между руководством МВД и рядовым сотрудником, работающим «на земле», весьма велик. Как может участковый или следователь из маленького городка на окраине страны оперативно получить информацию, проконсультироваться, доложить о чем-то сверхважном?
– Мы создали свой банк данных нормативных правовых актов, к которому может подключиться любой сотрудник МВД и получить текст действующего приказа министра внутренних дел. Мы выпускаем экспресс-информацию, где публикуются ответы на юридические вопросы. И сейчас разворачиваем систему мониторинга права в системе МВД, которая позволит каждому сотруднику органов внутренних дел «на земле», войти в контакт с центральным аппаратом МВД и высказать свое недовольство действующим законодательством, свое предложение по совершенствованию законодательства. Таким образом мы можем иметь полноценную картину, как закон лег на практическую плоскость, практическую площадку, как он действует и что нужно сделать для того, чтобы либо устранить правовой пробел, либо принять нормативный акт, которого сейчас не хватает обществу.
– 7 сентября начал функционировать Следственный комитет при Генпрокуратуре РФ. Как это отразится на работе МВД и, в частности, Следственного комитета при МВД? Каковы задачи Следственного комитета при Генпрокуратуре?
– Во-первых, прокуратура и органы внутренних дел – два разных органа государственной власти. У нас в настоящее время имеются в четырех органах исполнительной власти следственные аппараты – в прокуратуре, в органах внутренних дел, в ФСБ и в ФСНК. Уголовно-процессуальный кодекс и первая концепция судебной реформы в качестве основной концептуальной задачи видят необходимость развести уголовно-процессуальные функции. Нельзя, чтобы один орган расследовал и за собой надзирал, нельзя, чтобы под одной крышей был следователь и прокурор, потому что остальные следователи оказываются в неравном положении. Так как следователь прокуратуры всегда легче получит прокурорскую санкцию на производство тех или иных действий – разрешение на обращение в суд за санкцией на арест, за санкцией на обыск, - чем, предположим, следователь внутренних дел. Субъективно они поставлены в неравное положение и процессуально это неверно.
Поэтому в органах внутренних дел еще несколько лет назад следственные комитеты были выведены из системы и получили свой статус «при» органах внутренних дел. То есть они находятся только в оперативном подчинении.
– У министра внутренних дел?
– И у министра внутренних дел, и на уровне субъектов у руководителя органов внутренних дел субъектов РФ. Но в процессуальном отношении они самостоятельны и не зависят от начальника УВД, который руководит органом дознания. Очень важно было развести функции прокурорского надзора, расследование преступлений, осуществление дознания, то есть предварительного следствия, проведение оперативно-розыскных мероприятий.
Выведение из прокуратуры Следственного комитета теоретически правильно, но практические сложности были в том, что уровень федеральный и уровень прокуратуры в городе, районе - с точки зрения организационных моментов - имеют огромную разницу. Во многих прокуратурах есть просто один следователь, и вот как его вывести и из него сделать подразделение – большая проблема. А с точки зрения теории процесса здесь все понятно и оправданно.
По материалам газеты "Старая гвардия" №40 от 24 октября 2007 года
16.01.2009
Комментарии