Как наказать чиновника?

Проблем в нашем обществе искать не надо: они выдают себя сами. Например, в различных учреждениях столицы и других городов мы видим толпы граждан, часто пожилых и беспомощных, стоящих в бесчисленных очередях. Не секрет, что некоторые чиновники отмахиваются от просителей, как от назойливой мухи.

Нередко можно увидеть доведенного до слез и отчаяния пожилого человека (и без того прошедшего тяжкие жизненные испытания), который из-за бесконечной волокиты уже не в состоянии добиться ответа на свои вопросы или решить проблему. Спросить за это не с кого: чиновник не несет персональной ответственности за свои действия или бездействие. Редакция еженедельника «Интерфакс ВРЕМЯ» попросила прокомментировать эту ситуацию генерал-майора милиции, заслуженного юриста Российской Федерации, доктора юридических наук, профессора Татьяну МОСКАЛЬКОВУ.

Персональная ответственность должностных лиц – очень больной вопрос. В Гражданском кодексе есть статья 1069 «Ответственность за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами». В ней сказано, что вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (или бездействия) государственных органов или должностных лиц, подлежит возмещению. Но возмещается он либо за счет казны Российской Федерации, либо казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования – в зависимости от статуса «вредителя» деньги выплачиваются за счет государства. А должностное лицо в большинстве случаев ничем не рискует, во всяком случае материально. Кроме того, обиженному гражданину, прежде чем он сможет получить компенсацию за вред, ни много ни мало – опять писать заявление, но уже исковое – в суд. То есть заново собирать справки, доказательства, опять стоять в очередях.

С учетом судебной практики хочу отметить, что компенсация морального вреда выплачивается в размерах, в сотни раз меньше тех сумм, на которые граждане, пострадавшие от действий чиновников, рассчитывали. Если же ввести персональную ответственность тех, кто должен рассматривать обращения граждан и решать конкретные проблемы, добавив контроль за ними со стороны единого органа, представляется, что качественная сторона этой работы существенно улучшится. Во всяком случае, можно надеяться, что кадровый вопрос будет решен: останутся те, кто действительно сможет и будет в состоянии что-то решать и за что-либо отвечать.

Нельзя сказать, что процедура обращений граждан у нас вообще никаким образом законодательно не урегулирована, – в Российской Федерации существует Закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». В нем подтверждается право гражданина на обращение в государственные органы, органы местного самоуправления и к должностным лицам. В этом же законе указаны и сроки ответа на обращения – не более 30 дней. Документ содержит много чего полезного, в том числе и формальную фразу о том, что виновные должностные лица несут ответственность. Однако в законе нет, на мой взгляд, самого важного: в нем не указано, куда следует обращаться гражданину в конкретной ситуации. Дело в том, что если уж человек решился идти к должностному лицу со своей бедой, то, как правило, ему очень важно, чтобы его услышали и помогли. Но на практике все оборачивается бесчисленными «хождениями по мукам» и стоянием в очередях. Иногда, простояв к одному окошку, выясняется, что надо было стоять совсем к другому. И опять – в очередь... Конечно, можно сказать, что все это происходит из-за отсутствия правовой грамотности населения. Но я соглашусь с этой мыслью только отчасти: не обязаны наши граждане перечитывать тонны юридической литературы, чтобы решить свои насущные, но в общем-то обычные повседневные проблемы. Полагаю, что можно было бы вернуть единый орган по принципу некогда существовавшего Комитета народного контроля, куда можно направить любую жалобу.

Далее жалоба должна быть в этом едином органе взята на контроль, чтобы то должностное лицо, кому она будет переадресована, знало о своей – именно о своей – персональной ответственности в связи с решением или не решением обозначенной проблемы. Пока же, в отсутствие этого механизма контроля за обращениями, у обращающегося с жалобой всегда есть шанс столкнуться со следующей ситуацией. Гражданин обоснованно недоволен работой какого-либо чиновника, от которого зависит реализация тех или иных прав. Он подает жалобу вышестоящему должностному лицу; тот, в свою очередь, пересылает ее именно тому, чьей работой гражданин недоволен... Нетрудно представить, что в итоге происходит: в лучшем случае – ничего, в худшем – мелкая месть со стороны чиновника, скажем, в виде бойкотирования вообще всех обращений гражданина, посмевшего пожаловаться.

Имеет смысл ввести критерии оценки деятельности органов государственной власти и должностных лиц. Если обратиться к опыту Республики Беларусь, то там очень эффективно действует такой критерий, как репрезентативный опрос общественного мнения. То есть деятельность чиновника оценивается не на основании его же многочисленных и подробнейших отчетов о проделанной работе, а именно по оценкам граждан, которые сталкиваются с деятельностью этого должностного лица. Эффект и объективность данного метода достаточно очевидны. Раз уж мы говорим о жалобах и реализации прав граждан, хочу обратить внимание еще на один момент. У нас нет четкого разъяснения, в каких именно случаях россиянин может обратиться в Страсбургский суд. Информация о такой возможности должна быть доступна и четко изложена. А поскольку этой информации нет, правды в Страсбурге люди либо не ищут вообще, либо пытаются туда жаловаться в любой ситуации, разве что не на соседей, лишь бы не сталкиваться с бездействием местных должностных лиц. Если же мы сможем отрегулировать обратную связь – гражданин – должностное лицо, то я уверена, что поводов для обращения в Страсбург станет гораздо меньше. В итоге выиграют и граждане, и казна.

19.01.2009

«Интерфакс»

 в избранное

Похожие статьи

Присоединить Крым к России помогло мошенничество Екатерины II
НЭП: 7 лет политики, которую сложно забыть
КАТЫНЬ: преступление, которого не скроешь

Добавление комментария

Комментарии

  • Записей нет
ТЕМА НЕДЕЛИ ОСНОВАНИЯ ДЛЯ НЕДОВЕРИЯ
Принцип «нет оснований не доверять» свидетелю традиционно жестко критикуется юридическим сообществом. Возникло такое отношение не на пустом месте. Многолетняя практика, когда, например, показания свидетеля...

Популярное
Новое
  • Рубен Маркарьян: Приговоры в отношении предпринимателей находятся в зоне внимания властей Рубен Маркарьян: Приговоры в отношении предпринимателей находятся в зоне внимания властей
    Газета «Коммерсантъ» рассказала о деле Николая Тихоновца, известном читателям ЭСМИ «ЗАКОНИЯ» из журналистского расследования «Пермский захват». Владелец сети заправок...
  • ОСНОВАНИЯ ДЛЯ НЕДОВЕРИЯ ОСНОВАНИЯ ДЛЯ НЕДОВЕРИЯ
    Принцип «нет оснований не доверять» свидетелю традиционно жестко критикуется юридическим сообществом. Возникло такое отношение не на пустом месте. Многолетняя практика, когда, например, показания свидетеля...
  • Правозащита online: Как владельцам квартир не потерять съемщиков и плату за аренду в пандемию? Правозащита online: Как владельцам квартир не потерять съемщиков и плату за аренду в пандемию?
    Рынок аренды жилья ожидает существенное проседание в части спроса, отметила в интервью порталу «ЗАКОНИЯ» главный юрисконсульт проектов судебной практики Ольга Старых.
  • НЕ ТАК ПРИЗНАЛСЯ НЕ ТАК ПРИЗНАЛСЯ
    Постулат: «признание – царица доказательств» и механизм сделки со следствием проявились лишь в российском праве. Советская правовая система не совсем понимала, что значит договариваться с преступником...
  • Правовое государство  (Детективная сказка) Правовое государство (Детективная сказка)
    1.- Ночью кто-то убил бабку Парасью. Поленом по голове. И надругался над покойной. Не ты? - грозно спросил Воевода. 
    Добрыня исподлобья бросил на Воеводу удивлённый взгляд. 
    - Я был...
  • ГРАДУС АГРЕССИИ ГРАДУС АГРЕССИИ
    Только за последние дни марта информагенства сообщили о массовых драках в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Рязанской области, Люберцах. В начале месяца в Оренбуржье камера домофона зафиксировала драку...
  • Виктор Перевалов. Президент Уральской государственной юридической академии. Виктор Перевалов. Президент Уральской государственной юридической академии.
    Свои предложения по внесению изменений и дополнений в содержание проекта «Основ», а также о недостатках документа высказал Президент Уральской государственной юридической академии Виктор Перевалов. При...
  • БАНКРОТСТВО ОТ ЛУКАВОГО БАНКРОТСТВО ОТ ЛУКАВОГО
    Увы, но факт: весьма либеральная экономическая процедура банкротства стала благодатной почвой для разного рода мошенников. Это и недобросовестные юристы, и конкурсные управляющие, которые всячески обманывают...
  • НИЖЕГОРОДСКИЙ СЛЕДСТВЕННЫЙ МИКС НИЖЕГОРОДСКИЙ СЛЕДСТВЕННЫЙ МИКС
    В этом деле «прекрасно» все: от такой «малости», как переписывание карандашиком на папке статей обвинения без положенного по УПК РФ закрытия одного и возбуждения другого дела, до того, что по всем законам...