Инсайдер не пройдет

Инсайдер не пройдет

Принятие Федерального закона от 27.07.2010 № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» поставило точку в вопросе законодательного регулирования использования инсайдерской информации на финансовом рынке.

В основу Закона был положен принцип равенства и равного доступа инвесторов к информации, который, исходя из международного опыта регулирования в сфере борьбы с незаконным использованием инсайдерской информации, является в данной области фундаментальным.

Принятый Закон вводит четкий понятийный аппарат, определяет сферу применения, круг лиц, располагающих инсайдерской информацией, действия, относящиеся к манипулированию рынком, а также меры пресечения неправомерного использования инсайдерской информации и объем полномочий федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков.

До принятия Закона регулирование основывалось лишь на трех статьях главы 8 Закона о рынке ценных бумаг, нормы которой отчасти пытались ограничить использование служебной информации. Применение этих положений показало крайнюю их неэффективность ввиду отсутствия квалифицирующих признаков инсайдерской деятельности, субъектов ответственности и санкций за нарушение.

Законодатель подошел к решению данных проблем комплексно. Так, принятый Закон помимо служебной включил в понятие инсайдерской информации коммерческую, банковскую тайну и тайну связи, а также другую информацию, исчерпывающий перечень которой утверждается для эмитентов, брокеров и иных лиц нормативным актом ФСФР. Таким образом, границы экономически значимой для финансового рынка информации были расширены, что в настоящее время соответствует международной практике.

Следует отметить, что понятие инсайдерской информации, так же как и некоторые другие определения Закона, основаны на директивах Евросоюза, в частности на Директиве Евросоюза 2003/6/ЕС об инсайдерской деятельности и рыночном манипулировании (Insider Dealing and Market Manipulation (Market Abuse).

Кто инсайдер?

Еще одной новеллой Закона является определение четкого круга инсайдеров, то есть лиц, обладающих инсайдерской информацией либо доступом к ней. В частности, к инсайдерам были отнесены эмитенты, профессиональные участники рынка ценных бумаг, организаторы торговли, кредитные, клиринговые организации, государственные и муниципальные служащие, члены совета директоров, рейтинговые агентства, физические лица (работники, подрядчики), оценщики, аудиторы и некоторые другие лица. В число инсайдеров Закон прямо не включает юристов и иных консультантов, которые могут получить доступ к значимой информации, например о слияниях, банкротствах, крупных судебных процессах. И хотя п. 5 ст. 4 Закона не является закрытым, его распространение на данных лиц может породить множество споров, учитывая строгость вводимых санкций за нарушение Закона.

Интересен тот факт, что в законопроекте в качестве инсайдера фигурировали также органы прокуратуры, однако в окончательной редакции Закона они были исключены. Представляется, что прокуратура, будучи в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» надзорным органом, на который возлагаются полномочия по надзору за соблюдением Конституции РФ и федерального законодательства, не может быть подконтрольным лицом. Тем не менее этот вопрос относится к политике права, поскольку не вызывает сомнений то, что в ходе следственных мероприятий работники прокуратуры могут получить сведения, относящиеся к инсайдерской информации.

Несмотря на американский опыт, российский законодатель целенаправленно отказался от закрепления такого понятия, как «вторичный инсайдер». Это объясняется тем, что при отсутствии практики применения Закона инсайдером может быть признан и технический персонал, например личный водитель генерального директора. Между тем, хотя на вторичных инсайдеров и не распространяется обязанность по раскрытию информации, ст. 7 Закона закрепляет общее правило, в силу которого любое лицо, неправомерно использовавшее инсайдерскую информацию и (или) осуществившее манипулирование рынком, несет ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Дополнительно в целях осуществления мер по выявлению использования инсайдерской информации и противодействия этому Закон возлагает на некоторых инсайдеров (эмитентов, брокеров, кредитные организации и т. д.) обязанность по ведению списка инсайдеров.

Способы манипуляции


Закон определяет ряд действий, которые относятся к манипулированию рынком. Бурные дискуссии вызвало признание в качестве манипулирования рынком такого действия, как умышленное распространение через СМИ, в том числе через электронные, информационно-телекоммуникаци­он­ные сети общего пользования (включая Интернет), заведомо ложных сведений, которые могут оказать влияние на цену, спрос, предложения или объем торгов на рынке. Виновными могут быть признаны главный редактор и иные работники СМИ. Учитывая, что журналисты нередко не имеют возможности проверить, являлась ли информация ложной, разработчики Закона пошли навстречу и установили в качестве основания для освобождения от ответственности возможность определить источник происхождения информации при дословном ее воспроизведении. Тем не менее Закон не освобождает СМИ от ответственности в случаях, если от распространения подобной информации был извлечен доход, либо получено встречное предоставление, либо СМИ отказалось от раскрытия источника полученных сведений.

Основные изменения

Одно из серьезных нововведений – внесение поправок в КоАП РФ, а также в УК РФ, где устанавливается уголовная ответственность за неправомерное использование инсайдерской информации и манипулирование рынком (ст. 185.3, 185.6 УК РФ). При наличии в действиях состава преступления наказание может достигать шести-семи лет лишения свободы со штрафом и лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Следует отметить, что при законодательном регулировании неправомерного использования инсайдерской информации криминализация данного деяния остается на усмотрение каждого государства. Такая позиция выражена и в Директиве Евросоюза 2003/6/ЕС.

Изменения в УК РФ вступят в силу по истечении трехлетнего периода, что является сбалансированным решением. Закон должен быть апробирован на практике, должны устояться понятия и квалификация тех или иных действий в качестве незаконных, в связи с чем трехлетний мораторий на применение уголовного наказания будет достаточным сроком формирования первой судебной практики.

Отдельно обратим внимание на расширение в Законе полномочий ФСФР в части предотвращения, выявления и пресечения неправомерного использования инсайдерской информации. Законодатель закрепил за ФСФР право требовать предоставления документов и информации, право проводить проверки, получать объяснения и справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, выдавать предписания на устранение нарушений, приостанавливать торговлю финансовыми инструментами, а также принимать решения о приостановлении или об аннулировании лицензий. Исходя из европейского опыта регулирования указанные выше полномочия, предоставляемые регулятору, можно считать минимально необходимыми для эффективной борьбы с неправомерным использованием инсайдерской информации. Тем не менее Закон дополнительно наделил ФСФР правом обращаться в органы внутренних дел в случае необходимости проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Иностранный опыт свидетельствует о том, что невозможно поймать каждого нарушителя за руку. Это в принципе и не должно быть самоцелью, так как чрезмерно активные действия регулятора могут негативно отразиться на деятельности добросовестных инвесторов. Более того, Закону не удалось избежать и «каучуковых» формулировок, ввиду чего толкованию будет придана изрядная доля усмотрения. Вместе с тем принятие Закона – это первый шаг на пути к информационной открытости российского финансового рынка. Требуется лишь нормативное регулирование, совершенствование которого может быть продолжено с учетом практики применения данного Закона.

Юрий Сбитнев,
юрист практики по разрешению споров Юридической фирмы «Вегас-Лекс»

05.10.2010

Электронная приемная газеты "эж-Юрист"

 в избранное

Похожие статьи

Чем грозит неуплата по потребительскому кредиту?
Основной и второстепенные кредиторы
Банковский счет. Правовая природа договора обезличенного металлического счета
Бессрочные проценты по срочному займу
К вопросу об объекте договора обезличенного металлического банковского счета
Банкротство - ответственность за незнание
Уставный капитал: увеличение и побочное явление

Добавление комментария

Комментарии

  • Записей нет
ТЕМА НЕДЕЛИ ОСНОВАНИЯ ДЛЯ НЕДОВЕРИЯ
Принцип «нет оснований не доверять» свидетелю традиционно жестко критикуется юридическим сообществом. Возникло такое отношение не на пустом месте. Многолетняя практика, когда, например, показания свидетеля...

Популярное
Новое
  • Рубен Маркарьян: Приговоры в отношении предпринимателей находятся в зоне внимания властей Рубен Маркарьян: Приговоры в отношении предпринимателей находятся в зоне внимания властей
    Газета «Коммерсантъ» рассказала о деле Николая Тихоновца, известном читателям ЭСМИ «ЗАКОНИЯ» из журналистского расследования «Пермский захват». Владелец сети заправок...
  • ОСНОВАНИЯ ДЛЯ НЕДОВЕРИЯ ОСНОВАНИЯ ДЛЯ НЕДОВЕРИЯ
    Принцип «нет оснований не доверять» свидетелю традиционно жестко критикуется юридическим сообществом. Возникло такое отношение не на пустом месте. Многолетняя практика, когда, например, показания свидетеля...
  • Правозащита online: Как владельцам квартир не потерять съемщиков и плату за аренду в пандемию? Правозащита online: Как владельцам квартир не потерять съемщиков и плату за аренду в пандемию?
    Рынок аренды жилья ожидает существенное проседание в части спроса, отметила в интервью порталу «ЗАКОНИЯ» главный юрисконсульт проектов судебной практики Ольга Старых.
  • НЕ ТАК ПРИЗНАЛСЯ НЕ ТАК ПРИЗНАЛСЯ
    Постулат: «признание – царица доказательств» и механизм сделки со следствием проявились лишь в российском праве. Советская правовая система не совсем понимала, что значит договариваться с преступником...
  • Правовое государство  (Детективная сказка) Правовое государство (Детективная сказка)
    1.- Ночью кто-то убил бабку Парасью. Поленом по голове. И надругался над покойной. Не ты? - грозно спросил Воевода. 
    Добрыня исподлобья бросил на Воеводу удивлённый взгляд. 
    - Я был...
  • ГРАДУС АГРЕССИИ ГРАДУС АГРЕССИИ
    Только за последние дни марта информагенства сообщили о массовых драках в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Рязанской области, Люберцах. В начале месяца в Оренбуржье камера домофона зафиксировала драку...
  • Вячеслав Фетисов. Интервью ЗАКОНИИ. Вячеслав Фетисов. Интервью ЗАКОНИИ.
    Говоря о феноменальном прорыве «милиционеров» в сезоне, Фетисов отметил, что все это – закономерный результат воплощения в жизнь философии Континентальной хоккейной лиги, заложенной в нее при ее создании:...
  • БАНКРОТСТВО ОТ ЛУКАВОГО БАНКРОТСТВО ОТ ЛУКАВОГО
    Увы, но факт: весьма либеральная экономическая процедура банкротства стала благодатной почвой для разного рода мошенников. Это и недобросовестные юристы, и конкурсные управляющие, которые всячески обманывают...
  • НИЖЕГОРОДСКИЙ СЛЕДСТВЕННЫЙ МИКС НИЖЕГОРОДСКИЙ СЛЕДСТВЕННЫЙ МИКС
    В этом деле «прекрасно» все: от такой «малости», как переписывание карандашиком на папке статей обвинения без положенного по УПК РФ закрытия одного и возбуждения другого дела, до того, что по всем законам...