8 АВГУСТА 1523 ГОДА: ДЕНЬ, КОГДА ОТШЕЛЬНИК ЖАН ВАЛЬЕР СТАЛ ПЕРВЫМ ПРОТЕСТАНТОМ, СОЖЖЕННЫМ ВО ФРАНЦИИ
Последователь Лютера, этот монах-августинец из Ливри был запечен на свином рынке за то, что призывал к глубокой реформе Церкви.
8 августа 1523 года отшельник Жан Вальер, похоже, совсем не оценил огромную честь, оказанную ему за то, что он является первым французским протестантом, сожженным заживо. В скором времени сотни лютеран погибнут от огня или меча, будут убиты добрыми католиками. Трибунал инквизиции, не имеющий права назначать смертную казнь, передал его суду людей, которые и приговорили его к превращению в пепел.
Забирая «плохого» монаха из темницы в Консьержери, палач по требованию судей сажает его в телегу, предназначенную для вывозки мусора и всяких отбросов. Лучшего этот еретик не заслуживает.
Первую остановку конвой делает перед Собором Парижской Богоматери, чтобы осужденный смог поприсутствовать на искупительной мессе. Но только на площади, потому что и речи не может идти, чтобы позволить еретику осквернить собор своим присутствием. Звонят колокола, но Жан отказывается публично покаяться. Короче говоря, он стойко придерживается своей доктрины с «непреодолимым постоянством». После этого на площади перед собором разжигается большой костер со всеми произведениями Лютера, изъятыми в течение июля в столице. Городские глашатаи бегут по узким и вонючим улочкам Парижа, чтобы предупредить население, что никто не должен держать дома книги Лютера под угрозой конфискации «тела и имущества».
Отрезать язык
Затем монаха просят вернуться в тележку, которая доставляет его на рынок Пурсо, расположенный у подножия холма Мулен, за воротами Сент-Оноре. Там его ждет собственный костер. Безразличный к любопытной толпе осужденный молится. Пусть же злые люди делают свое дело. Он знает, что его путь истинно верный. Палач приковывает его к виселице, но, прежде чем поднести к поленнице огонь, он должен отрезать ему язык, тот орган, которым еретик распространял негодные слова. Пока его помощники обездвиживают Вальера, палач сует ему в рот впечатляющие по размеру клещи. Хлещет кровь, заливая одежду осужденного.
Отшельник еще не успевает выучить язык жестов, как его уже ставят на костер. Вскоре пламя облизывает его ноги, а затем полностью его окутывает. Под невозмутимым взором Бога он зажаривается на большом огне. От густого дыма отшельник задыхается. Обычно судьи тихонько просят палача задушить осужденного, чтобы избежать слишком больших страданий. Но не в этот раз. Жан Вальер подвергается жестокой пытке. Это первая из длинной серии, кульминацией которой станет резня в день святого Варфоломея.
Глубокая реформа Церкви
Но кто такой этот Жан Вальер? Он был монахом-августинцем, примерно сорока лет, жившим в отшельничестве в Ливри-ан-Олнуа (ныне Ливри-Гарган). В то время произведения Лютера начинают распространяться в Европе и находят отклик, особенно в религиозных общинах. Лютер и сам был монахом-августинцем. В своем дневнике один парижский буржуа отмечает, что отшельник якобы утверждал, что «Господь наш Иисус Христос был рожден от Иосифа и Богородицы, следовательно, он был зачат как простой человек». Как и многие образованные монахи эпохи Возрождения, Жан Вальер читает гуманистического Эразма Роттердамского и стремится к глубокой реформе Церкви.
Он поддерживает Лютера, когда тот утверждает, что Библия должна иметь большее значение, чем слово папы Римского, что торговля индульгенциями должна быть осуждена, и что каждый христианин должен установить доверительные отношения непосредственно с Богом, не прибегая к помощи церковнослужителей. И для Жана не имеет значения, получил ли Лютер в январе 1521 года буллу отлучения от церкви. Он достает его сочинения и рассказывает о них всем желающим. Он без колебаний на глазах у всех проповедует в деревнях, расположенных поблизости от своего места отшельничества. Однако прошло уже два года, как Сорбонна осудила сочинения и идеи Лютера.
Реформировать Церковь
В это время молодой французский король Франциск I и особенно его мать Луиза Савойская, которая с согласия сына фактически правит государством, задаются вопросом о том, что делать с последователями лютеранства. В первые годы государь пытается сдерживать Сорбонну, но парламент решает расправиться со священниками, являющимися приверженцами новых идей. В 1522 году король даже обещает реформировать Церковь, чтобы пресечь ее злоупотребления. Но эти пожелания остаются лишь на словах.
Другой великий католический король того времени, Карл V Испанский, не колеблясь, использует жестокую политику против еретиков, особенно в своих провинциях в Нидерландах. 1 июля 1523 года, за месяц до пыток Жана Вальера, на площади Гран-Пляс в Брюсселе были заживо сожжены два августинских монаха из Антверпена – Анри Во и Жан Ван Гессен. Когда их плоть начинает поджариваться, один из них говорит: «Кажется, я вижу разбросанные розы», а затем вместе они начинают петь Te Deum1.
Перевод
Александра ПАРХОМЕНКО
1 - Te Deum (лат. Te Deum laudamus – «Тебя, Бога, хвалим») – старинный христианский гимн.
08.08.2023
Фредерик ЛЕВИНО, Гвендолина ДОС САНТОС Le Point
Комментарии