История Московского метрополитена
15 июня 1931 года. Июньский пленум ЦК ВКП(б) принял решение о сооружении метрополитена в Москве.
Ноябрь 1934 года. Образование при Моссовете Управления метрополитена.
15 мая 1935 года. Открытие первой очереди Московского метрополитена на участках от станции «Сокольники» до станции «Парк культуры» с ответвлением от станции «Охотный ряд» до станции «Смоленская» общей протяженностью 11,2 км.
20 марта 1937 года. Введен в действие участок второй очереди от станции «Смоленская» до станции «Киевская» протяженностью 1,4 км.
13 марта 1938 года. Вошел в строй действующих участок от станции «Улица Коминтерна» («Александровский сад») до станции «Курская» протяженностью 2,3 км. Организовано раздельное движение поездов по двум линиям — Кировско-Фрунзенской (Сокольнической) и Арбатско-Покровской.
11 сентября 1938 года. Открыто движение по Горьковскому радиусу от станции «Площадь Свердлова» («Театральная») до станции «Сокол» длиной 8,5 км. Завершено строительство второй очереди Московского метрополитена.
1 января 1943 года. Горьковский радиус продлен на 6,2 км от станции «Площадь Свердлова» («Театральная») до станции «Завод имени Сталина» («Автозаводская»).
18 января 1944 года. Вступил в эксплуатацию участок Арбатско-Покровской линии от станции «Курская» до станции «Измайловская» («Партизанская») протяженностью 7,1 км. Завершено сооружение третьей очереди столичного метрополитена.
1 января 1950 года. Принят в эксплуатацию первый участок Кольцевой линии от станции «Курская» до станции «Парк культуры» протяженностью 6,4 км.
30 января 1952 года. Открыт участок Кольцевой линии от станции «Курская» до станции «Белорусская» протяженностью 7,0 км.
5 апреля 1953 года. Началось движение по новому участку Арбатско-Покровской линии от станции «Площадь Революции» до станции «Киевская» глубокого заложения протяженностью 3,9 км.
14 марта 1954 года. Введен в эксплуатацию участок Кольцевой линии от станции «Белорусская» до станции «Парк культуры», замкнувший эту линию. Длина участка — 5,9 км.
5 ноября 1954 года. Арбатско-Покровская линия продлена от станции «Измайловская» («Партизанская») до временной станции «Первомайская», построенной на территории электродепо «Измайлово».
1 мая 1957 года. Продлена Кировско-Фрунзенская (Сокольническая) линия от станции «Парк культуры» до станции «Спортивная». Протяженность нового участка — 2,4 км.
1 мая 1958 года. Открыто движение поездов по Рижской линии от станции «Ботанический сад» («Проспект Мира») до станции «ВСХВ» («ВДНХ») протяженностью 4,5 км.
7 ноября 1958 года. С завершением строительства участка от станции «Киевская» мелкого заложения до станции «Кутузовская» протяженностью 2,3 км, открыто движение поездов по Филевской линии от станции «Калининская» («Александровский сад») до станции «Кутузовская».
7 ноября 1958 года начато внедрение автоматических контрольных пунктов (АКП) на станциях метрополитена.
12 января 1959 года. Кировско-Фрунзенская (Сокольническая) линия продлена на 4,5 км от станции «Спортивная» до станции «Университет».
7 ноября 1959 года. Открыто движение по участку Филевской линии от станции «Кутузовская» до станции «Фили» протяженностью 1,7 км. 1961 год — все станции оборудованы автоматическими контрольными пунктами (АКП), на входах оставлено по одному контролеру.
13 октября 1961 года. Принят в эксплуатацию участок Филевской линии от станции «Фили» до станции «Пионерская» протяженностью 3,5 км.
21 октября 1961 года. Принят в эксплуатацию участок Арбатско-Покровской линии протяженностью 3,8 км от станции «Измайловский парк» («Партизанская»)до станции «Первомайская». С этого момента временная станция «Первомайская» была закрыта.
13 октября 1962 года. Вступила в строй Калужская линия протяженностью 8,1 км от станции «Октябрьская» до станции «Новые Черемушки».
22 июля 1963 года. Сдан в строй участок Арбатско-Покровской линии «Первомайская» – «Щелковская» протяженностью 1,6 км.
30 декабря 1963 года. Кировско-Фрунзенская (Сокольническая) линия продлена на 4,5 км от станции «Университет» до станции «Юго-Западная».
15 апреля 1964 года. Калужская линия продлена на 1,5 км от станции «Новые Черемушки» до временной станции «Калужская», построенной на территории электродепо «Калужское».
31 декабря 1964 года. Горьковская линия продлена от станции «Сокол» до станции «Речной вокзал» на 6,2 км.
5 июля 1965 года. Филевская линия продлена от станции «Пионерская» до станции «Молодежная». Длина нового участка — 3,8 км.
31 декабря 1965 года. Введен в эксплуатацию участок Кировско-Фрунзенской (Сокольнической) линии от станции «Сокольники» до станции «Преображенская площадь» протяженностью 2,5 км.
31 декабря 1966 года. Открыта Ждановская (Таганская) линия от станции «Ждановская» («Выхино») до станции «Таганская» протяженностью 12,9 км.
6 ноября 1967 года. В вестибюле станции «Спортивная» открыт Народный музей Московского метрополитена.
11 августа 1969 года. Вступил в строй участок Горьковско-Замоскворецкой (Замоскворецкой) линии от станции «Автозаводская» до станции «Каховская». Длина участка — 9,5 км. 3 января 1971 года. Открыты участки: Калужской линии от станции «Октябрьская» до станции «Площадь Ногина» («Китай-город») длиной 3,8 км и Ждановской (Таганской-Краснопресненской) линии от станции «Таганская» до станции «Площадь Ногина» («Китай-город») — 2,1 км.
31 декабря 1971 года. Вступил в строй участок «Площадь Ногина» («Китай-город») — «Проспект Мира» (2,9 км), соединивший Калужскую и Рижскую линии. Образована Калужско-Рижская линия. 30 декабря 1972 года. Вступила в строй Краснопресненская линия протяженностью 7,2 км от станции «Баррикадная» до станции «Октябрьское Поле».
12 августа 1974 года. Вступил в строй участок Калужско-Рижской линии от станции «Новые Черемушки» до станции «Беляево» длиной 3,6 км. С этого момента временная станция «Калужская» была закрыта.
17 декабря 1975 года. Вступил в строй участок «Площадь Ногина» («Китай-город») — «Баррикадная», соединивший Ждановскую и Краснопресненскую линии. Образована Ждановско-Краснопресненская (Таганско-Краснопресненская) линия.
30 декабря 1975 года. Началась эксплуатация участка «Октябрьское поле» — «Планерная».
29 сентября 1978 года. Калужско-Рижская линия продлена на 8,1 км от станции «ВДНХ» до станции «Медведково».
15 июля 1979 года. Открыта станция «Горьковская» («Тверская»). 30 декабря 1979 года. Открыто движение по Калининской линии протяженностью 11,4 км от станции «Марксистская» до станции «Новогиреево».
5 ноября 1980 года. Открыта станция «Шаболовская».
8 ноября 1983 года вступила в эксплуатацию Серпуховская линия от станции «Серпуховская» до станции «Южная» протяженностью 13,0 км.
30 декабря 1984 года. Вступил в строй участок Горьковско-Замоскворецкой линии от станции «Каширская» до станции «Орехово» протяженностью 6,4 км. На линии организовано вилочное движение поездов. От «Речного вокзала» поезда следуют до станций «Каховская» и «Орехово».
7 сентября 1985 года. От станции «Орехово» Горьковско-Замоскворецкая линия продлена на 3,4 км до станции «Красногвардейская».
6 ноября 1985 года. Принят в эксплуатацию участок Серпуховской линии протяженностью 1,1 км от станции «Южная» до станции «Пражская».
Январь 1986 года. Введен в эксплуатацию участок Серпуховской линии от станции «Серпуховская» до станции «Боровицкая» протяженностью 2,8 км. Завершено сооружение центрального участка Калининской линии от станции «Марксистская» до станции «Третьяковская» длиной 1,7 км.
6 ноября 1987 года. Калужско-Рижская линия продлена на 3,0 км от станции «Беляево» до станции «Теплый Стан».
21 декабря 1987 года. На Серпуховско-Тимирязевской линии открыта станция «Чеховская». Длина нового участка — 1,6 км.
31 декабря 1988 года. Вступил в строй участок Серпуховско-Тимирязевской линии от станции «Чеховская» до станции «Савеловская» протяженностью 4,2 км.
31 декабря 1989 года. Открыта станция «Крылатское» Филевской линии. Длина нового участка — 1,9 км.
17 января 1990 года. Введен в эксплуатацию участок Калужско-Рижской линии от станции «Теплый Стан» до станции «Битцевский парк» протяженностью 3,6 км.
3 августа 1990 года. Вступил в строй участок Сокольнической линии от станции «Преображенская Площадь» до станции «Улица Подбельского» длиной 3,8 км.
5 ноября 1990 года — переименованы следующие станции и линии:
«Кировская» — «Чистые Пруды» «Дзержинская» — «Лубянка» «Площадь Ногина» — «Китай-город» (обе станции) «Проспект Маркса» — «Охотный Ряд» «Площадь Свердлова» — «Театральная» «Горьковская» — «Тверская» «Калининская» — «Александровский Сад» «Колхозная» — «Сухаревская» «Щербаковская» — «Алексеевская» «Ленино» — «Царицыно»
Кировско-Фрунзенская линия — Сокольническая линия Горьковско-Замоскворецкая линия — Замоскворецкая линия
1 марта 1991 года. Введен в эксплуатацию участок Серпуховско-Тимирязевской линии от станции «Савеловская» до станции «Отрадное» длиной 8,5 км.
31 декабря 1992 года. Вступил в строй участок Серпуховско-Тимирязевской линии от станции «Отрадное» до станции «Бибирево» протяженностью 2,6 км.
15 июля 1994 года. Введен в строй участок Серпуховско-Тимирязевской линии от станции «Бибирево» до станции «Алтуфьево» протяженностью 2,0 км.
20 ноября 1995 года. Принят в эксплуатацию оборотный тупик станции «Каширская». С этого момента прекращено вилочное движение поездов по Замоскворецкой линии. Поезда следуют от станции «Речной Вокзал» до станции «Красногвардейская», а участок линии протяженностью 3,3 км от станции «Каширская» до станции «Каховская» выделен в самостоятельную Каховскую линию.
29 декабря 1995 года. Введен в строй первый участок Люблинской линии от станции «Чкаловская» до станции «Волжская» протяженностью 12,1 км.
25 декабря 1996 года. Люблинская линия продлена на 5,4 км от станции «Волжская» до «Марьино».
25 августа 1997 года. Открыты вторые выходы на станциях «Белорусская»-кольцевая и «ВДНХ».
11 декабря 1999 года. Открыта станция «Дубровка» Люблинской линии.
31 августа 2000 года вступила в строй первая часть Бутовского участка Серпуховско-Тимирязевской линии от станции «Пражская» до станции «Улица Академика Янгеля» длиной 2,0 км.
12 декабря 2001 года. Бутовский участок Серпуховско-Тимирязевской линии продлен еще на один перегон длиной 1,4 км до станции «Аннино».
14 декабря 2002 года. Вновь открыта станция «Воробьевы Горы» Сокольнической линии.
26 декабря 2002 года. С пуском станции «Бульвар Дмитрия Донского» завершено сооружение Бутовского участка Серпуховско-Тимирязевской линии. Длина перегона — 2,0 км.
6 мая 2003 года открыта станция «Парк Победы». Длина перегона «Киевская»–«Парк Победы» — 3,2 км.
27 декабря 2003 года вступила в строй первая очередь Бутовской линии легкого метро из 5 станций («Улица Старокачаловская», «Улица Скобелевская», «Бульвар Адмирала Ушакова», «Улица Горчакова», «Бунинская Аллея»).
03.12.2008
Комментарии