Проекты метрополитена в Москве

Одно из главных событий в истории мирового метростроения произошло 10 января 1863 году - в Лондоне открылась первая в мире линия внеуличной железной дороги для поездов с паровой тягой, построенная компанией «The Metropolitan Railway». Протяженность первого подземного участка с семью станциями составляла 3,6 км. Уже в первый же день новым видом транспорта воспользовалось около 30 тысяч человек. А за первый год работы было перевезено около 10 миллионов пассажиров. Несмотря на то, что поездки в заполненных паровозным дымом и копотью тоннелях были далеко не комфортабельными, популярность метро превзошла все ожидания, и уже в год пуска парламентская комиссия одобрила сооружение подземной окружной железной дороги, общей протяженностью около 30 км. Вторым в мире открылся в 1868 году метрополитен в Нью-Йорке, представлявший собой наземную железную дорогу, проложенную, в основном, на эстакадах. Новинка получила название "эливейтер". Как и в Лондоне, движение осуществлялось на паровой тяге. Первая в мире электрифицированная линия метро имела длину 5 км. Уже к 1905 году все линии Лондонского метрополитена были переведены на электричество. Метрополитен показал огромные преимущества перед наземным городским транспортом и стал быстро развиваться. Первые предложения по строительству внеуличной транспортной системы в Москве появились еще в 1875 году. Инженер Титов предложил проложить железнодорожный тоннель от Курского вокзала через Лубянскую и Трубную площади до Марьиной рощи. На рубеже XIX – XX веков население Москвы превысило миллион человек и вопрос о строительстве городских внеуличных железных дорог для перевозки пассажиров и грузов встал особенно остро. 15 мая 1902 года один из инициаторов отечественного метростроения инженер Петр Иванович Балинский и его соавтор известный специалист по строительству крупных мостов Транссибирской железной дороги Евгений Карлович Кнорре подали на имя московского генерал-губернатора докладную записку о необходимости создания в Москве «городских железных дорог большой скорости внеуличного движения». Проектом предусматривалось соединить Замоскворечье (Павелецкий вокзал) с Тверской заставой подземной линией, а через Красную площадь и у Пушкинской площади поезда должны были двигаться по эстакаде. Предполагалось три очереди строительства общей протяжённостью 83 км, из которых 67 км - эстакады и 16 км - тоннели. Авторы впервые в отечественной истории добились широкого обсуждения своего проекта во влиятельных кругах. Представление проекта в городской Думе состоялось 7 августа 1902 года. После бурных обсуждений городская Дума вынесла резолюцию, в которой было сказано: «Господам Кнорре и Балинскому в их домогательствах отказать...» Гласные городской думы усомнились в достаточной проработанности проекта. Свою лепту внесло и трамвайное лобби (в те годы трамвай в Москве приносил большую прибыль). Проект Петра Ивановича Балинского и Евгения Карловича Кнорре проиллюстрировал своими акварелями известный автор иллюстраций к книгам русских писателей художник Николай Николаевич Каразин.

К идее строительства метрополитена в Москве вернулись всего лишь через пять с небольшим лет. На этот раз разработку проектов инициировали уже городские власти. Население Москвы стремительно возрастало и приближалось к двум миллионам. Вместе с ростом города обострялись и транспортные проблемы. Казалось, что перспектива строительства метрополитена приобретает облик реальности, но начавшаяся первая мировая, а затем и гражданская война отодвинули решение транспортной проблемы на неопределенное время. В очередной раз к идее строительства метро вернулись в 1924 году, когда Управлению московских городских железных дорог (МГЖД) было поручено «проектирование метрополитена с производством первоочередных натурных изысканий». В Управлении был создан специальный подотдел метрополитена. С 1925 по 1930 год там был разработан проект сети метрополитена из четырех диаметральных и одной кольцевой пиний общей протяженностью около 50 километров. В рамках работы над этим проектом впервые в Москве были проведены серьезные геологические изыскания, предшествующие всякому подземному строительству. Стало ясно, что метростроители столкнутся в Москве с невиданными сложностями.

К началу 30-х годов в Москве, достигшей к тому времени числинности населения в четыре миллиона человек, сложилась критическая ситуация - трамвайная сеть уже не справлялась со все возрастающими пассажирскими перевозками. Никого в те годы не удивляли бесконечные трамвайные пробки. 15 июня 1931 года на Пленуме ЦК ВКП(б), посвященному реконструкции и дальнейшему развитию городов страны было принято постановление, в которое вошло и решение «немедленно приступить к подготовительным работам с тем, чтобы в 1932 году уже начать строительство метро в Москве, как единственного средства быстрых и дешевых людских перевозок».

Главным вдохновителем и организатором строительства Московского метрополитена назначили лидера московской партийной организации ВКП(б), большевика Лазаря Моисеевича Кагановича. Начальником и главным инженером Московского метростроя был назначен Павел Павлович Ротерт, незадолго до этого руководивший строительством ДнепроГЭСа - гидроэлектростанции на реке Днепр, гордости и надежды Страны Советов.

03.12.2008

 в избранное

Добавление комментария

Комментарии

  • Записей нет
ТЕМА НЕДЕЛИ ПРОВЕРОЧНАЯ ЖЕСТОКОСТЬ
Немотивированное ужесточение наказаний в виде замены условного срока на реальный нередко приводит в ступор не только осужденных и их защиту, но и само судейское сообщество. В июне 2024 года ВС даже пришлось...

Популярное
Новое
  • Рубен Маркарьян: Приговоры в отношении предпринимателей находятся в зоне внимания властей Рубен Маркарьян: Приговоры в отношении предпринимателей находятся в зоне внимания властей
    Газета «Коммерсантъ» рассказала о деле Николая Тихоновца, известном читателям ЭСМИ «ЗАКОНИЯ» из журналистского расследования «Пермский захват». Владелец сети заправок...
  • ПРОВЕРОЧНАЯ ЖЕСТОКОСТЬ ПРОВЕРОЧНАЯ ЖЕСТОКОСТЬ
    Немотивированное ужесточение наказаний в виде замены условного срока на реальный нередко приводит в ступор не только осужденных и их защиту, но и само судейское сообщество. В июне 2024 года ВС даже пришлось...
  • Правозащита online: Как владельцам квартир не потерять съемщиков и плату за аренду в пандемию? Правозащита online: Как владельцам квартир не потерять съемщиков и плату за аренду в пандемию?
    Рынок аренды жилья ожидает существенное проседание в части спроса, отметила в интервью порталу «ЗАКОНИЯ» главный юрисконсульт проектов судебной практики Ольга Старых.
  • ОСНОВАНИЯ ДЛЯ НЕДОВЕРИЯ ОСНОВАНИЯ ДЛЯ НЕДОВЕРИЯ
    Принцип «нет оснований не доверять» свидетелю традиционно жестко критикуется юридическим сообществом. Возникло такое отношение не на пустом месте. Многолетняя практика, когда, например, показания свидетеля...
  • Правовое государство  (Детективная сказка) Правовое государство (Детективная сказка)
    1.- Ночью кто-то убил бабку Парасью. Поленом по голове. И надругался над покойной. Не ты? - грозно спросил Воевода. 
    Добрыня исподлобья бросил на Воеводу удивлённый взгляд. 
    - Я был...
  • НЕ ТАК ПРИЗНАЛСЯ НЕ ТАК ПРИЗНАЛСЯ
    Постулат: «признание – царица доказательств» и механизм сделки со следствием проявились лишь в российском праве. Советская правовая система не совсем понимала, что значит договариваться с преступником...
  • Александр Калмыков о русском  цирке с участием животных как элементе национальной идеи Александр Калмыков о русском цирке с участием животных как элементе национальной идеи
    Генеральный директор «Росгосцирка» Александр Калмыков рассуждает о русском цирке с участием животных как элементе национальной идеи. Скоморохи и дрессированный медведь с козой, домашние животные – всё...
  • ГРАДУС АГРЕССИИ ГРАДУС АГРЕССИИ
    Только за последние дни марта информагенства сообщили о массовых драках в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Рязанской области, Люберцах. В начале месяца в Оренбуржье камера домофона зафиксировала драку...
  • НИЖЕГОРОДСКИЙ СЛЕДСТВЕННЫЙ МИКС НИЖЕГОРОДСКИЙ СЛЕДСТВЕННЫЙ МИКС
    В этом деле «прекрасно» все: от такой «малости», как переписывание карандашиком на папке статей обвинения без положенного по УПК РФ закрытия одного и возбуждения другого дела, до того, что по всем законам...