АНТОНИЙ ТОМИШКО: АРХИТЕКТОР, ПОСТРОИВШИЙ ЛУЧШУЮ ТЮРЬМУ В ЕВРОПЕ
У родившегося 6 апреля 1851 года в небольшом чешском городке мальчика по имени Антонин (позже он станет зваться на российский манер Антоний) с детства была склонность к рисованию. Неудивительно, поскольку его отец был скульптором.
Семья вскоре переехала в Москву, где уже Антоний, а не Антонин, поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества. С успехом завершив обучение, будущий главный тюремный архитектор был принят в Императорскую Академию художеств в Петербурге. За время учебы (1870–1875) был удостоен ряда медалей за свои программы. В 1874 году Антоний Томишко получил российское подданство. Для продолжения учебы Академия отправила его на целых четыре года за границу, где Томишко совершенствовал свое мастерство. В 1879 году ему присвоили звание «академик» за «проект православного собора на 3 000 человек» и другие работы и оставили в Академии для преподавательской деятельности в должности профессора, которую он совмещал с работой в Главном тюремном управлении.
Вершиной творчества Антония Томишко является проектирование и строительство «Крестов» – крупнейшей по тем временам тюрьмы в Петербурге, открытой 1 декабря 1892 года на Выборгской стороне. Эта тюрьма станет образцом для возведения других российских одиночных тюрем в XX веке, которые будут построены в ряде крупных городов.
«Замурованный заживо»
– Государь, я построил для Вас тюрьму, – вроде бы так по преданию доложил императору Николаю II об окончании строительства тюрьмы ее архитектор Антоний Иосифович Томишко.
Государю, естественно, такая формулировка не понравилась, и он приказал заживо замуровать Томишко в одной из камер. Якобы, эта камера имела номер «1000». Сколько ни искали потом самые разные исследователи камеру с таким номером, найти ее так и не удалось. Да ее и быть не могло, так как Томишко умер через много лет своей смертью. Только легенда настолько красивая, что со временем она обросла массой подробностей. Ну, например, говорят, что стенающий призрак архитектора вплоть до последнего времени наводил страху на узников. Сейчас, правда, узников в этой тюрьме нет, в качестве следственного изолятора она официально была закрыта 22 декабря 2017 года.
… Еще во времена царствования Анны Иоанновны на этом месте существовал так называемый «Винный городок». Хранившимся в этих складах вином можно было поить весь Питер не одну неделю. В 1867 году на месте винных складов по проекту архитектора В. П. Львова была построена уголовная тюрьма на 700 человек. По нынешним меркам тюрьма была средних размеров, хотя на тот момент вакантные места в ней были. Но преступность, как и прогресс, развивается бурными темпами, и уже лет эдак через двадцать мест для преступивших закон мужчин и женщин стало катастрофически не хватать. Перед Главным тюремным управлением, входившим в состав тогдашнего Министерства внутренних дел Российской империи, встал вопрос о строительстве новой тюрьмы.
Уже тогда Россия, даром что царская, стремилась войти в число передовых европейских стран. Для изучения тюремного опыта за границу было отправлено несколько человек и среди них штатный архитектор Главного тюремного управления, он же академик архитектуры, Антоний Иосифович Томишко. Как же представляла себе царская власть тюрьму нового типа? Как ни странно, вполне цивилизованно: «Тюрьма должна быть построена прочно и удобно, но совершенно просто, без лишних украшений и роскоши, нередко допускаемых в западных государствах и столь нежелательных для России, где предстоит построить значительное количество мест заключения» (из Инструкции о строительстве).
Посетив немало западных тюрем, ознакомившись с последними достижениями в тюремном строительстве, Антоний Томишко и предложил свой вариант, который и был одобрен. В 1884 году строительство «Крестов» началось. Строили, как сейчас выражаются, хозспособом, т.е. заключенные старой тюрьмы возводили новые корпуса для себя и будущих сидельцев и по мере их построения в них же и переселялись. Строительство продолжалось 5 лет и 7 месяцев (вполне современные темпы) и завершилось в 1890 году.
Ну, а откуда, собственно, взялось название «Кресты»? Если посмотреть на тюрьму сверху, то сразу же видно, что корпуса построены в виде двух одинаковых равноконечных крестов. Существует мнение, что, построив крестообразные корпуса, Томишко тем самым как бы подчеркнул, что тюремное пребывание невозможно без духовного покаяния. Оба «креста» соединены между собой зданием административного корпуса, на верхнем этаже которого воздвигнут пятиглавый храм, носящий имя святого благоверного великого князя Александра Невского. Освящен он был в год окончания строительства – в 1890 году. Кстати сказать, храм этот строился не на деньги государства, а на частные пожертвования.
По плану строительства предполагалось, что содержание в тюрьме будет исключительно одиночное. На территории в почти пять гектаров кроме двух корпусов с камерами, расположились больница, морг, инфекционный барак, ледник, кузница и другие необходимые для функционирования «казенного дома» строения. От города тюрьму отделяла высокая глухая кирпичная стена. Частично она сохранилась и сейчас.
По тем временам тюрьма была лучшей не только в России, а и во всей Европе. В каждой камере имелось электричество, были оборудованы водопровод и принудительная вентиляция, а также водяное отопление. Параши, правда, в камерах оставались еще долгое время, и существовали они вплоть до 60-х годов прошлого столетия. Кстати сказать, согласно тогдашним тюремным инструкциям, на каждого дореволюционного заключенного должно было приходиться 8 квадратных метров жилой площади. Современные международные нормы устанавливают этот норматив только в семь квадратных метров, а во многих странах в тюрьмах на зеков приходится и три метра, и два, и того меньше. В России совсем еще недавно на одного сидельца приходилось в среднем по полтора метра, а бывало, что и по 80 квадратных сантиметров. Сейчас, в результате значительно изменившейся карательной политики и курса, проводимого ФСИН России на гуманизацию условий содержания под стражей, к счастью, такого уже нет. В подавляющем большинстве СИЗО площадь на одного человека составляет не менее четырех квадратных метров.
Как сказано выше, для своего времени старый питерский СИЗО был самым прогрессивным пенитенциарным учреждением во всей Европе. Здесь коротали сроки многие знаменитости – революционеры Троцкий и Каменев, Луначарский и Антонов-Овсеенко, историк Лев Гумилев, маршал Рокоссовский, актер Георгий Жженов, действительные и мнимые (по большей части) «враги народа» – всех и не перечесть. Как писала великая поэтесса Анна Ахматова, приносившая сюда передачи своему сыну и часами стоявшая в бесконечной очереди, в те страшные времена, когда за любое неосторожно высказанное слово можно было запросто «загреметь» лет на 15–20, «улыбался/ Только мёртвый, спокойствию рад,/ И ненужным привеском болтался/ Возле тюрем своих Ленинград».
Антоний Томишко настолько удачно спроектировал «Кресты» с точки зрения обеспечения безопасности, что за всю истории этой легендарной тюрьмы отсюда было совершено лишь три резонансных побега (все «побегушники» были позднее схвачены, а знаменитый налетчик Ленька Пантелеев расстрелян при задержании).
Что будет с бывшим следственным изолятором, пока не совсем ясно. Легендарную тюрьму уже передали госкорпорации «ДОМ.РФ». Обсуждается открытие музейного комплекса и сопутствующих организаций, но единой утвержденной концепции проекта пока нет.
Другие проекты
Но вернемся к Антонию Томишко. Его деятельность не ограничивалась лишь тюрьмами. Он спроектировал много других социально значимых построек – богаделен, училищ и больниц.
Томишко спроектировал и ряд сооружений в Болгарии, включая памятник Свободы на перевале Шипка. Памятник был построен в память павших за освобождение Болгарии во время обороны перевала Шипка в русско-турецкой войне 1877–1878 годов. Монумент расположен на пике Столетова и представляет собой каменную башню в виде усеченной пирамиды высотой 31,5 м. Гигантский бронзовый лев, длиной 8 м и высотой 4 м, расположен над входом в башню, а фигура женщины символизирует победу над османскими войсками.
В общей сложности на ниве архитектуры Антоний Томишко трудился более 20 лет. Напряженные темпы его трудовой деятельности (ему необходимо было содержать большую семью) подорвали его здоровье, и 8 октября 1900 года во время работы над Великокняжеской усыпальницей Антоний Томишко ушел из жизни. Ему было всего 49 лет.
За свою деятельность в 1875 году архитектор был удостоен Императорского ордена Святого равноапостольного князя Владимира, а также пенсии Императорской Академии художеств.
Похоронен Антоний Томишко был на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. Могила его, к сожалению, не сохранилась.
12.01.2025
Александр ПАРХОМЕНКО
Комментарии