БАРБИ – КУЛЬТОВАЯ ИГРУШКА
Настоящая икона, эта кукла знает, как оставаться бессмертной, несмотря на свои 62 года, благодаря изменениям, которые следуют за переменами в обществе.
Ей 62 года, и она не страдает от разрушительного воздействия времени. Родившаяся 9 марта 1959 года Барби сохраняет неизгладимую молодость. И самое главное, она остается вне конкуренции, поскольку 58 миллионов (100 в минуту) экземпляров продаются ежегодно. «Барби, не устаревшая и не заброшенная, никогда не будет забыта», – говорит Мишель Мансон, историк и почетный профессор университета Париж-13. В чем секрет ее долголетия? Кукла умеет развиваться вместе с изменяющимся временем, воспринимая все новшества.
Именно Рут Хэндлер, жена Гарольда Мэтсона, соучредителя американской компании по производству игрушек Mattel, вдохновляет последнего на идею создания куклы, а их дочь Барбара желает иметь игрушку похожую на взрослых. Вдохновленная куклой Лилли, появившейся в Германии несколькими годами ранее, и была создана Барби (уменьшительное от Барбары). И очень скоро в Соединенных Штатах и в Европе ее телосложение, которое не соответствует асексуальности игрушек того времени, возносит ее на вершины продаж.
Модель
Красотка-блондинка с ультратонкой талией, Барби носит купальник в черно-белую полоску, у нее слегка косоватый и таинственный взгляд: так выглядят модницы того времени. И кукла обладает, благодаря своему антропоморфному характеру, мощной игровой гибкостью: так специально задумано. «Кукла-женщина существовала еще в давние времена. Жан-Жак Руссо в "Эмиль или о воспитании" рассказывает нам, насколько девочка может проецировать себя через куклу в качестве будущей женщины, которой она станет», – подчеркивает Мишель Мансон.
Рут Хэндлер знает это и хочет сделать Барби образцом эмансипации. «Она не желает видеть куклу няней или поварихой, она отказывается ограничивать ее ролью матери или жены», – напоминает Анн Монье, куратор отдела современных коллекций игрушек в Музее декоративного искусства. В 1961 году у Барби появляется бойфренд Кен (которого на короткое время заменит Блен), но его роль является второстепенной.
Вечная гонка
В высшей степени независимая, за рулем своей машины, в 1968 году Барби отныне смотрит всегда вперед. С 1970 года она предстает в образе профессий, которые до того времени принадлежали лишь мужчинам: хирург, космонавт, жокей, полицейский, инженер-робототехник или кандидат в президенты… Всего Барби перепробует около 200 профессий. А иногда она предстает в образе знаменитых в прошлом женщин, таких как художница Фрида Кало или математик Кэтрин Джонсон. Несмотря на распространенное мнение, «Барби – феминистка!», утверждает Анн Монье.
С 1967 года начинает меняться ее этнический облик. И тело куклы также моделируется в соответствии с канонами своего времени. В1960 – 1970 годах она отказывается быть похожей на Джекки Кеннеди и следует модному течению «Свингующий Лондон». В 1980-х годах она приобретает ярко выраженные изгибы тела и более яркую внешность. «Mattel находится в вечной гонке, чтобы сделать Барби как можно более актуальной и современной», – говорит Анн Монье.
Авангард
В 2016 году продажи начинают падать. Mattel обвиняют в том, что их куклы с «бесконечными» ногами отражают «идеализированное видение женщины», что не «вдохновляет» девочек, а «усложняет» их восприятие жизни. Mattel тут же разрабатывает три новых силуэта: «стройный», «маленький» и «полненький». А три года спустя, даже запускает в производство кукол в инвалидных колясках, страдающих витилиго или, к примеру, не имеющих выраженного пола.
«Производя куклы с разным видом телосложения, Mattel в некотором смысле воссоединяется с авангардными корнями Барби», – анализирует Анн Монье. И делает из нее вневременную икону. Стратегия, которая окупается: 55% продаваемых сегодня во всем мире Барби не имеют ни светлых волос, ни голубых глаз. «Ее постоянная эволюция, – прогнозирует г-жа Монье, – должна обеспечить Барби долгую жизнь».
Перевод
Александра ПАРХОМЕНКО
13.08.2021
Алиса ПЕРО-ВАССЕР Le Point
Комментарии