ГЛЕБ КАЛЕДА, УЧЕНЫЙ И СВЯЩЕННИК, ПЕРВЫМ ПРИШЕЛ К ЗАКЛЮЧЕННЫМ «БУТЫРКИ»

ГЛЕБ КАЛЕДА, УЧЕНЫЙ И СВЯЩЕННИК, ПЕРВЫМ ПРИШЕЛ К ЗАКЛЮЧЕННЫМ «БУТЫРКИ»

«И в годы Великой Отечественной, и во время пастырского служения он всегда был воином», – Святейший Патриарх Алексий II о Глебе Каледе.

Задача Церкви, как отмечал епископ Красногорский Иринарх, председатель Синодального отдела по тюремному служению, заключается в подготовке тюремных священников, которые могут оказывать помощь заключенным в их духовном развитии. Они играют важную роль в духовном окормлении заключенных. Тюремные священники помогают им находить духовную поддержку и наставления, а также оказывают помощь в решении личных проблем. Глеб Александрович Каледа стал первым московским священником, который начал служить в тюрьмах.

Трудно переоценить роль, которую играют священники в пенитенциарных учреждениях. Одним из примеров проблем, которые они могут решать, является проблема перехода к новой жизни после освобождения из тюрьмы. Священники могут помочь заключенным в адаптации к новой жизни, например, помочь найти работу, обеспечить жилье и т.д. Кроме того, тюремные священники могут помочь заключенным в решении конфликтов с другими заключенными или с администрацией тюрьмы. Они могут также помочь заключенным в решении проблем, связанных с наркотиками, алкоголем и другими зависимостями. Священников, идущих окормлять заключенных в тюрьмы, можно назвать настоящими подвижниками. Одним из первых таких подвижников был Глеб Александрович Каледа (1921–1994).

Он родился 2 декабря 1921 года в Петрограде. Отец Глеба Александровича – Александр Васильевич, был крупным экономистом, а мать происходила из дворянского рода Сульменевых. К христианству он пришел еще в детском возрасте. Будучи подростком, Глеб участвовал в деятельности «катакомбной церкви», поддерживал контакты со скрывавшимися в Подмосковье православными клириками, доставлял материальную помощь семьям репрессированных священников.

В раннем детстве семья Глеба перебралась в Москву, и именно там в их квартире сложился христианский кружок, который в будущем организует он уже и в своей собственной квартире. Там же произошла встреча со священником Владимиром Амбарцумовым, ставшим его духовным отцом, впоследствии расстрелянным на Бутовском полигоне.

В 1941 году Глеб окончил школу и был призван на военную службу. Пройдя на Урале подготовку на курсах связистов, он участвовал в битвах под Волховом, Сталинградом, Курском, в Белоруссии и под Кёнигсбергом. За свои ратные подвиги будущий священник был удостоен множества наград, включая ордена Красного Знамени и Отечественной войны. Судьба (или Бог) хранила молодого солдата: за время войны он не был даже ранен, хотя не раз ходил в разведку, брал пленных, попадал под бомбежки и артобстрелы.

На фронте Глеб Каледа потерял брата Кирилла. В течение всей войны он переписывался с Лидией – дочерью священномученика Владимира Амбарцумова, много лет они дружили и поженились в 1951 году. Эта переписка успокаивала солдата и придавала ему силы и мужества.

После войны Глеб Каледа окончил курс Горного института и предполагал учиться в Московском университете, но, как говорится, человек предполагает, а Бог располагает. Вместо МГУ он поступил в Московский геологоразведочный институт, который и окончил с отличием в 1951 году. Надо сказать, что уже на старших курсах он не раз назначался руководителем геологической партии.

В общей сложности Глеб Александрович написал более 170 научных работ, в том числе по геологии, став в 1954 году кандидатом, а в 1980 доктором минералогических наук и профессором.

Параллельно науке Глеб Александрович занимался и богословием. В своих богословских работах он обращал внимание на взаимосвязь науки и религии.  Он считал, что наука и религия не противопоставляют друг друга, а наоборот, дополняют и обогащают друг друга. Каледа утверждал, что наука и религия имеют общую цель – поиск истины. Он также подчеркивал, что наука не может заменить религию, а религия не может заменить науку.

Возникает вопрос: как такой известный ученый мог одновременно верить в Бога? Но здесь нет ничего необычного. Многие выдающиеся ученые и естествоиспытатели верили в Бога. Эйнштейн, Паскаль, Бэкон, Галилей, Мендель, Ньютон, Ломоносов, Кеплер, Пастер, Планк, Коперник, Фарадей... перечислять можно очень долго. Некоторые выражали свою веру в Бога открыто, в то время как другие не делали этого. Например, Альберт Эйнштейн говорил о Боге как о том, что «открывает себя в гармонии существующего».

Одни ученые считают, что научное творчество должно быть свободно от религиозных убеждений, поскольку они могут привести к предвзятости и ограничениям в научных исследованиях. Другие полагают, что вера в Бога может играть значительную роль в научном творчестве, стимулируя научное творчество, поскольку она может помочь понимать мир в целом и видеть в нем глубинный смысл. При этом верующие ученые могут иметь более высокий уровень мотивации и более высокую этическую ответственность, что может способствовать научному творчеству. К таковым принадлежал и Глеб Александрович Каледа. В целом же роль веры в научном творчестве может быть различной и зависит от индивидуальных убеждений и мировоззрения ученого.

В 1972 году митрополит Иоанн (Вендланд) тайно рукоположил Глеба Каледу во диакона, а затем во пресвитера. С этого времени отец Глеб регулярно совершал Евхаристию в своей домовой церкви, освященной в честь всех русских святых, вел большую духовническую работу. В 1990 году он стал священником Московской епархии, служил в храме Илии Обыденного, затем еще в ряде храмов.

Осенью 1990 года отец Глеб вместе с группой единомышленников включился в работу над созданием Богословско-катехизаторских курсов в Москве и вскоре был избран их ректором. Занятия на курсах начались в феврале 1991 года.

В тех же 1990-х годах отец Глеб первым из священников пришел к мысли, что слово Божие необходимо нести в тюрьмы. Его трудами был воссоздан храм Покрова Богородицы в Бутырской тюрьме, закрытый сразу после Октябрьской революции и использовавшийся то под склад, то еще под что-то. Первую Литургию в Бутырском храме он совершил на Светлой неделе 1992 года. 23 октября 1993 года отец Глеб указом патриарха Алексия II был назначен настоятелем Бутырского храма.

В тюрьме, как вспоминают знавшие отца Глеба, его полюбили и сотрудники, и заключенные. Обитатели камер ждали его посещения, с глубоким уважением относились к нему, упрашивали его побыть с ними подольше. Он уходил от заключенных уже после отбоя и глубоко за полночь возвращался домой. Поскольку отец Глеб сам являлся отцом шестерых детей, то этот опыт отцовства сполна раскрылся в его пастырском служении. К каждому из заключенных он относился как к сыну по плоти, и многие лишь через него впервые ощутили само понятие отцовства. Он очень близко к сердцу принимал все невзгоды, несчастья и падения каждого.

Встречался отец Глеб и с приговоренными к смертной казни. В первый раз, когда он вошел в камеру, где содержался приговоренный к смерти, надзиратель находился за дверью и держал дверь открытой. Но затем отец Глеб настоял, чтобы он оставался с такими осужденными наедине, проводя так много часов. Часто он приносил «смертникам» небольшие подарки и фрукты. Сотрудники «Бутырки» закрывали на это глаза. В период Пасхи он настаивал на том, чтобы смертникам доставлялись куличи и яйца. Нескольких из них он крестил. Отец Глеб неоднократно говорил, что нигде не видел такой горячей молитвы, как в камере смертников. Увиденное там еще более убедило его в необходимости отмены смертной казни, ибо, по его словам, «мы приговариваем к смерти одного человека, а казним уже совсем другого»…

По итогам своей пастырской деятельности в Бутырской тюрьме отец Глеб позже написал книгу «Остановитесь на путях ваших…»

В 1993 году отец Глеб тяжело заболел и 1 ноября 1994 года в возрасте 72 лет скончался в Боткинской больнице. Последними его словами стали: «Не волнуйтесь, мне очень хорошо…» Его могила, на которой всегда есть живые цветы, находится на Ваганьковском кладбище. Приносят их туда и родные, и близкие, и бывшие заключенные…

Отдавая дань уважения отцу Глебу, Патриарх Московский и всея Руси Алексий II сказал: «Вспоминая отца протоиерея Глеба Каледу, невольно думаешь о его жизненном пути. Ученый, профессор, доктор наук. Тайно рукоположенный в тяжелые для Церкви годы, создавший в своей квартире домовый храм, в котором воспитывалась вся семья – с приходом религиозной свободы в нашей стране он явил себя миру как пастырь – ревностный, усердный, одаренный жизненным и духовным опытом. Будучи светским ученым, он занимался богословием и накопил богатый опыт духовных знаний, которые так пригодились ему в будущем…»

 

08.02.2025

Александр ПАРХОМЕНКО

 в избранное

Добавление комментария

(Добавить через форум)

Комментарии

  • Записей нет
ТЕМА НЕДЕЛИ НЕУЛОВИМАЯ МНИМОСТЬ
Удивительное дело – точное число совершенных мнимых сделок и споров по ним неизвестно. Эксперты объясняют это тем, что количество таких сделок незначительно, но эти же источники констатируют, что фиктивные...

Популярное
Новое