И РИМ ОТКРЫЛ КАРАВАДЖО…

И РИМ ОТКРЫЛ КАРАВАДЖО…

Встреча мятежного и провокационного художника с Римом навсегда ознаменовала судьбу и города, и Караваджо.

В конце XVI века папский город процветает. Последствия протестантской Реформации – в частности, разграбление 1527 года, самого серьезного со времен варварских вторжений, а также последовавший за этим впечатляющий демографический спад – были устранены. Актуальность создания нового художественного языка в соответствии с принципами Контрреформации подталкивает папство к колоссальным инвестициям для восстановления церквей и часовен, а также для строительства новых дворцов, улиц и площадей. Такая неистовая деятельность привлекает художников со всей Европы, тем самым вносящим свой вклад в миф о Риме как о мировой столице искусства.

Именно такая атмосфера царит в Вечном городе, когда молодой Микеланджело Меризи, покинув свой родной городок Караваджо, прибывает в Рим в 1594 году после непродолжительного обучения в Милане в мастерской художника Симоне Петерцано. Пока что никто и представить себе не может, что прибытие художника в этот город навсегда оставит свой след в судьбе обоих. Рим для Караваджо является плодородной почвой для проявления его таланта и настоящим трамплином к славе, но также и свидетелем его удивительного творческого и человеческого пути, от трудного начала до его триумфа, а затем и трагического конца. Город приветствует его и формирует его талант, уже неоспоримый, но еще недостаточно зрелый; прежде всего, Рим – неиссякаемый для него источник вдохновения через лица страдающего и отчаявшегося человечества, которые художник переносит в евангельские метафоры, полные эмоций. Взамен Караваджо предлагает Риму необыкновенные шедевры, бесценные свидетели его художественного приключения, которому нет равных в истории искусства.

Любитель подраться
Если Караваджо – художник, который лучше, чем кто-либо другой, умел запечатлеть самую сокровенную душу Рима и восстановить ее через свои неподражаемые портреты, то это благодаря интимным, почти интуитивным отношениям, которые художник поддерживал с его обитателями – проститутками, сиротами, нищими и головорезами, с которыми он делил трудности первых лет в Риме и которых он продолжает частенько навещать уже после того, как стал признанным мастером, делая их своими моделями для своих великолепных картин. Увы, при всем своем таланте он не смог сдержать свой бунтарский и провокационный характер, что делает из него почти архетип про́клятого художника (аспект, который во многом способствовал его открытию заново в прошлом веке).

Из-за своего пристрастия к дракам и скандалам (часто из-за своих работ) он постоянно подвергается резкой критике. Так обстоит дело, например, с его картиной под названием «Смерть Богородицы», предназначенной для церкви Санта-Мария-делла-Скала, но которую отказываются брать на том основании, что она не уважает священный сюжет: Караваджо взял за образец проститутку, утонувшую в Тибре! После многочисленных приключений эта картина оказалась в Лувре, где ею можно любоваться и сегодня. Пребывание Караваджо в Риме окончательно завершилось вечером 28 мая 1606 года, когда во время ссоры он зарезал некоего Рануччо Томассони. На этот раз даже его влиятельные друзья не могут обеспечить ему «охранную грамоту», и Караваджо вынужден скрыться, чтобы избежать смертной казни.

Лицо, залитое кровью
Последующие мучительные годы скитаний составляют главу, контрастирующую с остальной частью биографии художника, и на которой не стоит останавливаться. Для нас важно то, что изгнание Караваджо не прервало его связи с Римом. Об этом свидетельствуют многочисленные письма, адресованные Павлу V, в которых художник умоляет Верховного понтифика помиловать его, чтобы он мог вернуться в Вечный город. К последнему письму он приложил картину, ставшую легендарной: он изобразил собственное лицо, залитое кровью, в облике великана Голиафа, обезглавленного юным Давидом. Эта картина, которая сейчас выставлена ​​в галерее Боргезе, произвела на папу Римского такое впечатление, что он решил помиловать художника. Слишком поздно. Караваджо скончался по дороге в Рим, в возрасте 38 лет.

Несмотря на то, что Караваджо больше никогда не увидел Рим, именно там он оставил самые значимые работы своей выдающейся карьеры, навсегда скрепив узы, которые так много способствовали увековечиванию его искусства. Даже сегодня произведения Караваджо, разбросанные по большим коллекциям, маленьким церквям и частным дворцам, становятся настоящим путешествием во времени через места, чье очарование сохраняется уже более четырех веков и где можно насладиться редкой привилегией полюбоваться его неповторимыми шедеврами.

Перевод
Александра ПАРХОМЕНКО

На фото: «Давид с головой Голиафа» (Караваджо).

08.06.2022

Филиппо КОСМЕЛЛИ Le Point

 в избранное

Добавление комментария

(Добавить через форум)

Комментарии

  • Записей нет
ТЕМА НЕДЕЛИ ОСНОВАНИЯ ДЛЯ НЕДОВЕРИЯ
Принцип «нет оснований не доверять» свидетелю традиционно жестко критикуется юридическим сообществом. Возникло такое отношение не на пустом месте. Многолетняя практика, когда, например, показания свидетеля...

Популярное
Новое
  • Рубен Маркарьян: Приговоры в отношении предпринимателей находятся в зоне внимания властей Рубен Маркарьян: Приговоры в отношении предпринимателей находятся в зоне внимания властей
    Газета «Коммерсантъ» рассказала о деле Николая Тихоновца, известном читателям ЭСМИ «ЗАКОНИЯ» из журналистского расследования «Пермский захват». Владелец сети заправок...
  • ОСНОВАНИЯ ДЛЯ НЕДОВЕРИЯ ОСНОВАНИЯ ДЛЯ НЕДОВЕРИЯ
    Принцип «нет оснований не доверять» свидетелю традиционно жестко критикуется юридическим сообществом. Возникло такое отношение не на пустом месте. Многолетняя практика, когда, например, показания свидетеля...
  • Правозащита online: Как владельцам квартир не потерять съемщиков и плату за аренду в пандемию? Правозащита online: Как владельцам квартир не потерять съемщиков и плату за аренду в пандемию?
    Рынок аренды жилья ожидает существенное проседание в части спроса, отметила в интервью порталу «ЗАКОНИЯ» главный юрисконсульт проектов судебной практики Ольга Старых.
  • НЕ ТАК ПРИЗНАЛСЯ НЕ ТАК ПРИЗНАЛСЯ
    Постулат: «признание – царица доказательств» и механизм сделки со следствием проявились лишь в российском праве. Советская правовая система не совсем понимала, что значит договариваться с преступником...
  • Правовое государство  (Детективная сказка) Правовое государство (Детективная сказка)
    1.- Ночью кто-то убил бабку Парасью. Поленом по голове. И надругался над покойной. Не ты? - грозно спросил Воевода. 
    Добрыня исподлобья бросил на Воеводу удивлённый взгляд. 
    - Я был...
  • ГРАДУС АГРЕССИИ ГРАДУС АГРЕССИИ
    Только за последние дни марта информагенства сообщили о массовых драках в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Рязанской области, Люберцах. В начале месяца в Оренбуржье камера домофона зафиксировала драку...
  • Александр Коновалов: O реформировании нотариата Александр Коновалов: O реформировании нотариата
    На заседании коллегии, посвященном подведению итогов деятельности Министерства юстиции РФ за 2012г. и задачам на 2013г, Министр юстиции РФ Александр Коновалов высказался в поддержку дальнейшего обсуждения...
  • БАНКРОТСТВО ОТ ЛУКАВОГО БАНКРОТСТВО ОТ ЛУКАВОГО
    Увы, но факт: весьма либеральная экономическая процедура банкротства стала благодатной почвой для разного рода мошенников. Это и недобросовестные юристы, и конкурсные управляющие, которые всячески обманывают...
  • НИЖЕГОРОДСКИЙ СЛЕДСТВЕННЫЙ МИКС НИЖЕГОРОДСКИЙ СЛЕДСТВЕННЫЙ МИКС
    В этом деле «прекрасно» все: от такой «малости», как переписывание карандашиком на папке статей обвинения без положенного по УПК РФ закрытия одного и возбуждения другого дела, до того, что по всем законам...