Какие выводы мы должны сделать из истории кота Твикса?

Какие выводы мы должны сделать из истории кота Твикса?

События в поезде «Екатеринбург – Санкт-Петербург» 11 января 2024 года и их последствия смело можно называть «Феноменом Твикса». Потерянного представителем хозяина и выброшенного проводницей кота искали по колено в снегу несколько сот волонтеров, эта история почти на две недели стала топовой в соцсетях России и даже Белоруссии и Казахстана. Глава СКР Александр Бастрыкин поручил провести проверку по факту жестокого обращения с животным. Реакция людей, безусловно, преувеличена – считает заместитель президента Гильдии российских адвокатов Рубен Маркарьян, но она – знаковая и должна стать базой для здравых выводов и ответственных лиц и общества в целом. Что важно в этой истории – обсуждали гости  программы «Своя правда» радиостанции «Говорит Москва»: Рубен Маркарьян и соучредитель и юрист общественного движения «Нетовар» Жанна Белоусова.

Кто в ответе за тех, кого приручили?

По мнению Рубена Маркарьяна, к трагическим последствиям привело несоблюдение установленных правил представителем хозяина кота и буквальным их исполнением проводницей вагона. «Есть правила  перевозки домашних животных в поездах дальнего следования. В них нет упоминания о том, что проводник должен сличать «личность» животного, потому, что у животного согласно законодательству ее нет. По статье 137 ГК РФ к домашним животным применяется общее правило об имуществе, они находятся на содержании владельца – физического лица. По правилам перевозки домашних животных мелкие животные должны находиться в переноске», – сказал адвокат.
«Проводница не могла не знать, что в вагоне едут животные, и у нее была возможность посмотреть, на каких местах едут владельцы животных, чтобы выяснить непосредственно у них, чей кот. Профессиональный проводник должен контролировать комфорт пассажиров», – считает Жанна Белоусова.
Однако случилось следующее: кот из переноски выбрался, хотя, как уже было сказано, за его нахождение там отвечает хозяин, равно как и за обеспечение для питомца санитарно-гигиенических требований. Те же самые требования, но уже для всех пассажиров вагона, должен обеспечить проводник. Ведь вполне может быть, что у кого-то из них аллергия, например, на кошачью мочу. «То есть, у проводницы нет в обязанностях спрашивать у котика: «ты чей?», да это и абсурдно. Этот ларчик просто бы открывался, если бы у кота был ошейник с идентифицирующими его данными», – уверен Рубен Маркарьян.
Но поскольку этого нет, проводница, скорее всего, опросив пассажиров и не услышав ответа, высадила кота, таким образом выполнив требования по обеспечению санитарно-гигиенических требований. Ведь если бы у кого-то развился отек Квинке, последствия могли быть трагическими уже для людей, и отвечать за них теперь уже по всей строгости должна была та же проводница.
«Я сторонник философского подхода Иммануила Канта: "Мы не имеем перед животными обязанностей, животные не являются самосознательными и значение их определяется их конечной целью. Такой целью является человек". Поэтому нельзя, например, жестоко обращаться с животными, так как мы вредим этим человеческому обществу», – отметил Рубен Маркарьян. По его мнению, в данном случае «близко нет 245 статьи УК (жестокое обращение с животными), так как причинение боли и страдания не было целью проводницы», она, согласно своим инструкциям, освобождала вагон от неизвестного ей животного с возможными болезнями, которые могут быть у безнадзорных животных –  бешенство, например. Да, проводница видела, что зашел в вагон пассажир с котом в переноске, но она-то уверена, что кот, как и положено, в ней находится. Ведь историю с переносками для животных придумали не просто так на ровном месте – как говорится, «все уставы писаны кровью».    

Что не так в «уставе»?

Жанна Белоусова привела, исходя из имущественной коллизии, пример гипотетической ситуации: проводник видит чей-то бесхозный айфон, никто не отвечает, чей это гаджет. Один из пассажиров уверен, что в айфоне заложено взрывное устройство, и его надо выбросить. Как тогда быть проводнику? Выбрасывать, как и кота с подозрениями на бешенство? К тому же, по ее мнению, кот – не совсем классическое имущество и от кошелька или айфона отличается тем, что федеральным законодательством наделен эмоциями и возможностью физического страдания (статья 4 ФЗ «Об ответственном обращении с животными»). И нештатная ситуация с нахождением живого кота не совсем та же нештатная ситуация с нахождением бесхозного предмета.   
Участники обсуждения согласились, что информации о происшествии, несмотря на огромный резонанс и обсуждение, крайне мало, поэтому квалифицировать действия проводницы исходя из норм уголовного и гражданского права на основании разрозненных и противоречивых сведений, как минимум, непрофессионально. В чем уверена Жанна Белоусова, так это в том, что проводница не выполнила до конца всех требований: не обошла всех пассажиров вагона, которые везли животных, согласно квитанции, не сообщила начальнику поезда о нахождении кота, не связалась с зоозащитниками из ближайшего населенного пункта. «Наше движение уверено, что никого живого выбрасывать на мороз нельзя», – заявила Жанна Белоусова.    
Рубен Маркарьян в свою очередь считает, что обсуждать, выполнила или нет проводница все требования должностной инструкции, также не имеет смысла, не видя этой инструкции. То, что она была соблюдена, косвенно подтверждает комментарий РЖД о том, что благодаря этой истории, они внесли изменения в некий регламент. Значит, проводница формально ничего не нарушила, другое дело, что она оказалась наказана за моральную сторону своих действий или бездействия, ославлена на всю страну и ей с этим жить.

Опасные тенденции

В реакции на произошедшее участники и многие слушатели программы увидели еще одну негативную составляющую: шельмование проводницы. Теперь уже ее общественное мнение в массе своей требует «выпнуть на мороз». Но разве это не то же, что вменяется в вину самой женщине? Происходят совсем уж недопустимые вещи, когда в отсутствиe достоверных сведений в интернете размещают фото совсем других людей и на них, уж совершенно невиновных, направляется общественный гнев. Какое-то огромное количество людей надели на себя «белое пальто», якобы они кота бы «накормили, напоили, спать уложили». Большинство поставили себя на место владельцев кота, и мало у кого возникла эмпатия к проводнице, которая не должна нарушать санитарно-гигиенические нормы, в противном случае, обнаружь начальник поезда или иная проверка бесхозного кота, она бы ответила рублем, не говоря уже о более серьезных последствиях в случае аллергической реакции кого-то из пассажиров. И кстати, где были и почему молчали пассажиры злополучного вагона, почему перевозивший кота человек столько часов не интересовался, как там кот – живое существо, которому надо есть и сходить в туалет? Но «всех собак» теперь вешают  на «погубившую котика» проводницу. 
Рубен Маркарьян напомнил в этой связи, что согласно Конституции Российской Федерации главная ценность в стране – человек, притом, что домашних животных мы традиционно любим и считаем членами семьи.  Поэтому с точки зрения этого постулата, а также норм законов, кодексов и должностных инструкций произошедшее вполне объяснимо и законно. Если исходить из того, что проводница лишила гражданина имущества, то есть вполне законные меры защиты: обращение с иском о материальном возмещении, в том числе, морального вреда: потеря домашнего любимца – это большой стресс.

Резюмируя:
    • должностная инструкция и правила перевозки домашних животных должны быть изменены в части идентификации перевозимого животного и его принадлежности хозяину, а также усиления ответственности за соблюдение данных норм и владельцем животного и сотрудниками РЖД;
    • помимо соблюдения норм права следование нормам морали никто не отменял, как в штатных, так и в нештатных ситуациях;
    • нельзя третировать и шельмовать человека, особенно на основе малочисленных и недостоверных сведений, публичные интернет-казни не должны становиться нормой, если мы претендуем на звание цивилизованного общества, нельзя спасая одних, добивать других;
    • в стране – большой запрос на добро и справедливость и немалое количество неравнодушных людей, в первую очередь волонтеров, которые проявляли доброту не на словах, а на деле;
    • история кота Твикса должна стать хорошим уроком для всех, для юристов – прежде всего в части осмысления и закрепления в нормах разумных действий на стыке закона и морали.  
    

24.01.2024

ЭСМИ "ЗАКОНИЯ"

 в избранное

Добавление комментария

Комментарии

  • Записей нет
ТЕМА НЕДЕЛИ ОСНОВАНИЯ ДЛЯ НЕДОВЕРИЯ
Принцип «нет оснований не доверять» свидетелю традиционно жестко критикуется юридическим сообществом. Возникло такое отношение не на пустом месте. Многолетняя практика, когда, например, показания свидетеля...

Популярное
Новое