ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ, ВЕРОЯТНО, БЫЛ СЫНОМ РАБЫНИ
Желая доказать обратное, видный специалист по итальянскому художнику пришел к выводу, что мать да Винчи определенно происходила из общины на Кавказе.
Еще одна загадка о Леонардо да Винчи… Гениальный итальянский художник вовсе не был плодом интрижки между нотариусом Пьером да Винчи и некой Катериной, молодой тосканской крестьянкой, как мы считали до сих пор, но его мать, должно быть, была рабыней-черкешенкой. Об этом факте сообщает крупнейшая итальянская газета «Коррьере делла сера». Это открытие недавно сделал Карло Вечче, один из самых известных итальянских специалистов по живописи эпохи Возрождения, который только что опубликовал книгу об этом открытии. Свою новую работу он назвал «Улыбка Катерины, матери Леонардо».
Самое любопытное в этой истории то, что исследователь наткнулся на доказательства, хотя сам хотел положить конец этой гипотезе, основанной на сомнительном и таинственном происхождении молодого Леонардо да Винчи. «Я никогда не доверял слишком истории о том, что мать Леонардо была рабыней, жившей во Флоренции в эпоху расцвета Ренессанса, – объяснил Вечче в одном из интервью. – Я хотел доказать, что это невозможно, и в конце концов мне пришлось передумать…»
Этот профессор Неаполитанского университета, в частности, обнаружил важный документ в архивах Флоренции, удостоверяющий дарование свободы некоей рабыне, принадлежавшей жене Донато ди Филиппо, богатого торговца, специализировавшегося на предметах роскоши, нотариусом которого являлся именно Пьеро да Винчи, отец Леонардо. Он сам составил акт об освобождении в отношении «дочери некоего Иакова, родом с гор Кавказа», по имени Катерина. Документ датирован 2 ноября 1452 года, через шесть месяцев после рождения Леонардо 15 апреля. Дата перечеркнута несколько раз, видны штрихи пера, словно нотариус волновался, наблюдая за освобождением женщины, подарившей ему мальчика…
Секс-рабыня
Донато ди Филиппо жил недалеко от флорентийской церкви Сан-Микеле Висдомини и сколотил состояние на торговле парчой, для изготовления которой использовались черкесские рабыни – согласно работам историков, эта практика рабства все еще была распространена в Венеции и Флоренции в XV веке. Мать Леонардо была похищена, продана и перепродана несколько раз в Константинополе, затем в Венеции, прежде чем, наконец, прибыла во Флоренцию в возрасте около 15 лет, чтобы использоваться в качестве горничной и, вероятно, в качестве сексуальной рабыни. Тогда ее пути, возможно, и пересеклись с молодым нотариусом из известной флорентийской семьи. Впоследствии она была освобождена и вела тихую жизнь, рядом со своим сыном Леонардо, который вероятно хорошо ее знал.
Но на этом история не заканчивается. Как пишет профессор Карло Вечче, когда купец Донато ди Филиппо умер, он пожертвовал свое состояние монастырю Санта-Мария-ди-Монте-Оливето, для которого Леонардо позже написал «Благовещение», ныне находящееся в музее Уффици. Совпадение? Может быть, он написал эту картину в память о своей матери, работавшей на семейство Донато? На фоне пейзажа мы видим, в частности, гору, которая может напоминать двойную вершину Эльбруса, высочайшую гору Кавказской гряды. И мы отчетливо различаем восточный порт, вроде тех, через которые Катерина должна была пройти во время своих странствий, будучи рабыней, когда корабли торговцев уходили в Италию…
Питала ли его мать воображение юного Леонардо своими воспоминаниями и далекими корнями? Карло Вечче в этом не сомневается: «Она привила ему дух абсолютной свободы, который можно найти в его научных и интеллектуальных исследованиях, которые не останавливаются перед лицом предрассудков или принципов власти…»
Перевод
Александра ПАРХОМЕНКО
10.07.2024
Марк ФУРНИ Le Point
Комментарии