МАРИЯ МАГДАЛИНА: ОТ ГРЕШНИЦЫ ДО СВЯТОЙ

Мария Магдалина – одна из самых известных и упоминаемых персонажей в христианской истории. О ней говорится в текстах всех четырех Евангелий, а также в сочинениях ряда Отцов Церкви. Она преданная последовательница Иисуса Христа, христианская святая, мироносица, которая, согласно евангельскому тексту, следовала за Христом, присутствовала при Его Распятии и была первым человеком, удостоившимся явления Воскресшего Иисуса.
Хотя роль Марии Магдалины в христианском богословии и ритуале крайне значима, многие аспекты ее жизни и даже ее идентичность до сих пор остаются предметом споров и дебатов, что, однако, не мешает христианам всего мира чтить ее как великую святую.
По мнению исследователей, самые первые упоминания о Марии Магдалине в текстах Евангелий не носят чисто христианский характер, а являются скорее пересказом более ранних иудейских легенд и мифов, в которых также существует персонаж с таким именем. По одной из таких версий Мария была сестрой Лазаря, воскрешенного Иисусом через четыре дня после смерти, и принадлежала к еврейскому христианству, которое в те времена было распространено в Палестине.
Также существует версия, что Мария Магдалина носила имя Мария из Мигдала, или Мария из Магдалы. Соответственно, «Магдалина» может происходить от названия города Мигдала (Магдала), который некоторые исследователи отождествляют с современным израильским городом Мигдаль. Другие исследователи допускают, что в древнее время Мигдала могла быть названием не города, а крепости, и даже приводят версии, что она могла быть связанной с Мариими (Мaryannu), чье имя упоминается в Ветхом Завете.
Сейчас большинство исследователей придерживается версии, что Мария Магдалина родилась на берегу Галилейского моря в конце I века до н.э. – начале I века н.э. в семье иудеев и принадлежала к еврейскому христианству. Также существует версия, что она была кающейся блудницей, которая в христианстве является прообразом покаявшейся грешницы.
Неизвестным остается и то, как выглядела Мария Магдалина. Хотя канонические Евангелия описывают ее как красивую женщину, в раннехристианском искусстве ее образ не был популярен, и на фресках и мозаиках ранних христианских церквей Марию Магдалину часто изображали в одежде нищей или кающейся грешницы.
Считается, что культ Марии Магдалины начал распространяться в христианской церкви в III веке, вместе с самым ранним из сохранившихся христианских сочинений о Марии – «Послание о Марии Магдалине» (лат. Epistula Mariae Magdalene) священномученика Григория Турского. В этом тексте Мария предстает не только как мироносица и ученица Христа, но и как подвижница, которая привела ко Христу еще одного ученика.
В IV веке на конференции в Эфесе было утверждено церковное учение о Марии Магдалине, и с тех пор ее почитание распространилось по всему христианскому миру.
В 1970-х годах XX века ученые обнаружили в Нагорной проповеди Луки рассказ, ранее считавшийся повествованием об исцелении бесноватой женщины, которая к тому же была блудницей. Этот текст был неизвестен раньше из-за того, что он был записан на греческом языке, в то время как остальные тексты Евангелия написаны на более раннем арамейском. В этом тексте Мария предстает как блудница, которую Христос излечил от одержимости злым духом. В Новом Завете упоминается, что внутри у Марии Магдалины было целых семь бесов, которые были изгнаны из нее Иисусом. В христианской традиции эти бесы часто ассоциируются с семью грехами: гордыней, завистью, гневом, жадностью, ленью, обжорством и похотью.
В связи с этим открытием некоторые христианские общины, прежде всего католическая, начали придавать Марии Магдалине более значимую роль в истории христианства, хотя этот текст не был включен в канонические Евангелия.
После изгнания бесов она стала одной из самых близких последователей Иисуса, путешествуя вместе с ним и его апостолами, помогая им и поддерживая их финансово.
Существует множество версий и теорий, связанных с личностью и жизнью Марии Магдалины. Хотя значительная часть ее жизни остается неизвестной, а происхождение различных легенд о ней точно не установлено, ее значимость в христианской истории и традициях крайне велика.
Мария Магдалина присутствовала на Голгофе при кончине Иисуса, после чего стала свидетельницей его погребения.
Наверное, самым главным эпизодом в ее жизни является тот, что именно она стала первым свидетелем воскрешения Иисуса Христа, встретившись с ним после его воскрешения. Согласно Евангелию, Мария Магдалина пришла к гробу Иисуса Христа, чтобы умастить его тело благовониями. Увидев, что гроб пуст, она поначалу испугалась, но затем увидела воскресшего Христа. Поначалу она его не узнала, приняв за садовника, но узнав, бросилась к нему, чтобы дотронуться до него. Христос не разрешил ей это сделать («Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не вошел к Отцу Моему»), но зато поручил возвестить апостолам о своем воскресении, что она и сделала. Апостолы поначалу не поверили ей, но позже они сами узрели воскресшего Христа.
Из-за этого эпизода в ее жизни в христианской традиции Мария Магдалина часто изображается с кувшином мира (откуда и идет название «мироносица» – то есть пришедшая с ароматами и благовониями для ритуального умащения тела), символизирующим ее роль первого свидетеля воскрешения Иисуса.
Дальнейшая ее жизнь остается неизвестной. Считается, что через некоторое время после Распятия Иисуса Мария Магдалина отправилась в Эфес вместе с Девой Марией к Иоанну Богослову и помогала ему в его трудах. Смерть Марии Магдалины, по версии православия, была мирной, она скончалась в I веке нашей эры в Эфесе. По версии католического учения она умерла близ Марселя.
***
В России Мария Магдалина почитается как великая христианская святая, равноапостольная мироносица, внесшая огромный вклад в распространение христианства. Всего равноапостольных женщин в православных святцах насчитывается пять, включая великую княгиню Ольгу (в крещении Елену). День памяти Марии Магдалины отмечается 4 августа (22 июля по старому стилю) в православии и 22 июля в католицизме. В этот день в православных храмах совершается торжественная служба, во время которой читаются Евангельские чтения о Марии Магдалине.
Кроме того, Мария Магдалина также считается покровительницей женщин, страдающих от душевных и телесных недугов. Ей молятся об исцелении от болезней, о прощении грехов, о защите от искушений.
Марии Магдалине во всем мире, включая Россию, посвящено множество храмов и монастырей. В Москве, например, есть храм святой Марии Магдалины в Алексеевском, храм святой Марии Магдалины в Коломенском, храм святой Марии Магдалины в Измайлове.
Таким образом, Мария Магдалина является одной из самых почитаемых святых в России. Ее образ является символом христианской любви, веры и надежды.
На фото: «Кающаяся Мария Магдалина» (Тициан).
22.03.2025
Александр ПАРХОМЕНКО
Комментарии