РАВНОАПОСТОЛЬНАЯ КНЯГИНЯ ОЛЬГА
Княгиня Ольга (в крещении – Елена) занимает самое высокое положение среди православных святых и приравнивается к апостолам (равноапостольная). Но в историю Ольга также вошла как пример беспримерной жестокости…
Первая женщина, признанная святой на Руси, изначально была язычницей и прославилась страшной местью после гибели своего мужа. Затем она приняла христианство и воспитала внука, князя Владимира, при котором и произошло Крещение Руси.
Четыре мести княгини Ольги
Ольга появляется на исторической сцене в 945 году после смерти мужа, князя киевского Игоря. Он был зверски убит при сборе дани с древлян, одного из крупных племен, завоеванных Киевом. Князя привязали к двум согнутым осинам; когда их отпустили, его тело было разорвано. Но почему? Дело в том, что Игорь неоднократно требовал дань с древлян, которым это в конце концов и надоело.
Расправившись с князем, древляне пошли дальше: они попытались завладеть киевским престолом. Воевать с Киевом древляне все же опасались, поэтому они избрали другой способ, решив женить своего князя Мала на молодой вдове. С этой целью они отправили к Ольге, ставшей фактической правительницей Руси (ее с князем Игорем сыну Святославу на тот момент было всего три года), сватов с богатыми дарами.
Ольга прекрасно понимала, какая опасность нависла не только над ней, но и над всей Киевской Русью. Поэтому, когда ладья с двадцатью послами бросила якорь в Киеве, она сделала вид, что приветствует прибывших древлян. Ольга даже приказала поднять ладью и на руках принести ее в город, что означало почет и уважение. Но когда ладью доставили в Киев, послов-сватов ждал неприятный сюрприз. Их вместе с ладьей бросили в заранее выкопанную глубокую яму и заживо похоронили.
Поскольку о результатах посольства сообщать древлянам стало некому, Ольга отправила своего человека, заявившего, что княгиня будет счастлива выйти замуж, поэтому она приглашает знатнейших древлянских представителей для устройства свадьбы.
Как ни странно, древляне в это поверили. Видимо, их разведка в те времена работала не очень хорошо. В Киев отправились представители знатнейших родов, купцы и другие важные персоны.
Прибывшим гостям Ольга предложила помыться с дороги. Ничего не подозревающие древляне отправились в баню, где их и заперли, а саму баню подожгли.
Затем Ольга, взяв с собой лишь несколько самых преданных воинов, лично отправилась к древлянам. Она заявила, что по славянскому обычаю перед свадьбой она должна устроить пир (тризну) на месте гибели мужа, на который и пригласила древлян. У некоторых из них было зародилось сомнение: они поинтересовались, куда делись обе ранее направленные делегации сватов. Но Ольга всех успокоила, заявив, что они вот-вот прибудут.
Устроив гигантский поминальный пир, во время которого древляне напились до беспамятства (не исключено, что им было что-то подмешано), Ольга приказала всех безжалостно убить, что и было исполнено. Это была ее третья месть. Летописцы утверждают, что всего на том пиру было убито более 5 000 древлян.
Но и на этом Ольга не успокоилась. В 946 году она, собрав большое войско, выступила в поход на древлян и осадила их столицу – город Искоростень. Древляне сражались стойко, и целый год Ольге не удавалось их победить. Княгиня пошла на хитрость. Она послала гонцов с предложением прекратить осаду и заключить мир, если древляне согласятся дать ей скромное подношение: по три голубя и по три воробья с каждого дома. Древляне, совсем не наученные горьким опытом отношений с Ольгой, согласились и передали ей требуемое. Когда же наступила ночь, Ольга приказала привязать к каждой птице фитиль, зажечь его, и отпустить. Птицы, естественно, полетели к своим городским гнездам и подожгли соломенные крыши. Начался страшный пожар. Древляне бросились к городским воротам, где их уже ожидало киевское войско. Город пал, многие были убиты, а Ольга, установив новые дани и налоги, вернулась в Киев.
«Мудрая»
Значит ли такая жестокая месть, что Ольга была необузданной тиранкой, кем-то сродни Калигуле или Нерону? Вовсе нет. Резня древлян в те жестокие языческие времена просто стала недвусмысленным ответом всем, кто вообразил, что можно будет захватить опустевший киевский престол. Кроме того, она получила поддержку армии и знати, увидевших в ней хоть и жесткого, но политически зрелого лидера.
Ольга побывала во всех подвластных Киеву землях, установила точный размер дани и указала административные центры, где ее надлежало собирать. Видимо, княгиня поняла, что смерть ее мужа стала результатом неясности сбора дани и ее размеров. Отныне представители малолетнего Святослава (а фактически самой Ольги) отвечали не только за сбор налогов, но и за поддержание порядка и разрешение споров. По сути, Ольга впервые на Руси создала первую администрацию, которая позволяла собирать дань и информацию через своих подчиненных, не покидая столицы. Именно при правлении Ольги в Киеве стали строиться дома из камня. В народе укрепилось ее прозвище – «Мудрая».
Христианство
Мудрость Ольги проявилась и в неприятии языческих верований своего народа. Ее интересовали христиане, которые все чаще появлялись в Киеве. Неизвестно, то ли ею, как отмечали многие историки, руководила «духовная жажда в христианстве», то ли политические интересы и понимание того, что для дальнейшего развития государства необходима «прогрессивная» вера. А может быть и то, и другое. Так или иначе, Ольга решила принять христианство и отправилась в столицу Византии – Константинополь.
Эта поездка, как и все ее правление, окутана множеством легенд. Говорят, что император Константин Багрянородный, ставший ее крестным отцом, плененный ее красотой и мудростью, даже попытался взять Ольгу в жены. Но княгиня, видимо, наслышанная о нравах, царивших при императорском дворе, предпочла уклониться от этого приглашения.
Так Ольга стала первой из благородного сословия христианкой на Руси. Именно при ней, после ее возвращения из Константинополя, в Киеве стали строиться христианские храмы, проводились богослужения, появились священники. Но своего сына Святослава, ставшего знаменитым полководцем своего времени, ей так и не удалось обратить в христианство, он погиб в бою, в марте 972 года, язычником.
А вот внук Ольги, князь Владимир, которого по преданию воспитала именно она, не только сам принял христианство, но и крестил всю Русь.
Равноапостольная
Ольга умерла в 969 году и стала почитаться как святая почти сразу после своей смерти – между 972 и 978 годами. Она была похоронена в земле по христианскому обряду. Княгиня была канонизирована как первая христианка на Руси и «мудрейшая из людей». А в 1547 году она была причислена к лику святой равноапостольной. Кроме нее такой чести были удостоены лишь пять женщин в христианской истории (Мария Магдалина, первомученица Фекла, мученица Апфия, царица Елена Равноапостольная и просветительница Грузии Нина).
Знаменитый русский историк С.М. Соловьев, внесший значительный вклад в развитии отечественной историографии, говорил о княгине Ольге, что именно она является истинной создательницей Русского государства.
08.03.2024
Александр ПАРХОМЕНКО
Комментарии