СУДЕБНЫЕ ПРОЦЕССЫ НАД ЖИВОТНЫМИ В СРЕДНИЕ ВЕКА

Телята, коровы, свиньи, крысы и прочие жуки-долгоносики становились участниками судебных заседаний, но вовсе не так часто, как принято думать…
Жуки съели ваш урожай? Свиньи искалечили ваших детей? Хотите отомстить этим мерзким существам? В Европе в Средние века их можно было привлечь к суду. В результате следовало наказание: начиная от прямого нанесения увечий или смертной казни и заканчивая отлучением от церкви. О таких случаях рассказывают многочисленные свидетельства современников, хотя формальных доказательств, что такие действия тогдашним правосудием осуществлялись, не так уж и много.
И все же абсурдная практика подачи исков к животным, как если бы они были людьми, все еще существует и поныне.
По мнению Сары Макдугалл, профессора уголовного права в колледже Джона Джея, главная проблема в понимании этой странной практики проистекает из имеющихся источников.
– Источники, которыми мы располагаем, – это записи ученых XIX века, которые не потрудились объяснить, откуда они взяли эту информацию. Как часто бывает со средневековыми архивами, мы знаем, что целый ряд подобных историй были просто выдуманы и использовались во время лекций, чтобы студенты не засыпали, – говорит профессор.
Суды светские и церковные
Но, как уверяет профессор Макдугалл, несмотря на то что целый ряд процессов над животными оказались выдумкой, некоторые все же имели место.
Наиболее подробным источником исследований этих случаев (реальных или выдуманных), который существует о средневековой практике (в период между XIII и XVI веками) судебных процессов в отношении животных, является трактат Э.П. Эванса «Уголовное преследование и смертная казнь животных», опубликованный в 1906 году. Эванс различает два типа судебных процессов:«Существует очень тонкое техническое различие между Thierstrafen и Thierprocesse: первые касаются смертной казни, налагаемой светскими судами на свиней, коров, лошадей и любое другое домашнее животное в качестве наказания за убийство; вторые включают в себя судебные процессы, возбуждаемые церковными судами против крыс, мышей, кузнечиков, долгоносиков и прочих вредителей, чтобы предотвратить пожирание ими сельскохозяйственных культур и изгнать их из садов, виноградников и возделываемых полей путем применения экзорцизма или отлучения от церкви».
Другими словами, большинство крупных животных привлекались к уголовной ответственности за убийство и в конечном счете их либо казнили, либо изгоняли, а вот мелкие вредители чаще всего отлучались от церкви или осуждались церковным судом. Но в любом случае все они обязательно должны были предстать перед судьей.
Отлучения и смертные приговоры
В книге Эванса описаны двести процессов, в которых животные всех размеров, подвергались судебному преследованию по целому ряду причин.
Большинство жалоб в отношении мелких животных на заражение или уничтожение ими посевов чаще всего заканчивалось отлучением их от церкви. Эванс объясняет это тем, что рассмотрение жалоб организовывалось таким образом, чтобы у людей было меньше сомнений в том, что их нужно уничтожать. Долгоносики, слизняки, крысы также считались божьими существами. Получается, что опустошение полей, которое они осуществляли, является Божьей волей. А, соответственно, уничтожать их было бы актом против Бога и его созданий. А вот если их подвергали суду, который либо отлучал их от церкви, либо осуждал к какому-либо наказанию, то простые люди чувствовали себя менее виновными.
Подобный процесс имел место, например, в 1480 году. В нем участвовали кардинал из епископства Отен (Франция) и слизняки, опустошившие земли, которые находились на территории епископства, т.е. в зоне ответственности кардинала. Он приказал провести крестный ход, длившийся в течение трех дней, во время которого слизнякам было приказано под страхом проклятия покинуть земли, что, по сути, являлось эквивалентом на разрешение их истребления.
Подобный случай, как отмечается в ряде свидетельств, имел место и год спустя. Но в этом случае речь уже шла о быках, свиньях, собаках, коровах и козах. Теоретически, обвиняемые животные могли быть доставлены в суд для проведения процесса. Крупные животные часто получали более суровые приговоры. Самые строгие наказания чаще всего назначались свиньям, по очень простой причине. «Они убивали людей», – поясняет профессор Макдугалл.
В те времена, когда животные зачастую свободно бродили по улицам, а дети значительную часть времени проводили в полях, несчастные случаи происходили довольно часто. Эванс описывает такой довольно типичный случай, имевший место в 1379 году. Две группы свиней ели. Неожиданно чего-то испугавшиеся три свиньи напали на сына фермера и сбили его с ног. От полученных ран он, спустя какое-то время, умер. Все свиньи из обеих групп были привлечены к суду и «после надлежащей правовой процедуры приговорены к смертной казни». К счастью, казнили только трех свиней, непосредственно «виновных» в смерти мальчика. Остальных признали сообщниками, а затем и помиловали.
В тюрьму, как людей
В большинстве случаев суд пытался судить животных так же тщательно, как и людей. Дело обычно заканчивалось приговором. Как и некоторые убийцы в те времена, осужденные животные (в большинстве случаев это были опять же свиньи) приговаривались к жутким наказаниям за свои «преступления». Эванс описывает, как в 1266 году свинья, покалечившая ребенка, была сожжена заживо на площади при стечении народа. В другом случае, имевшем место в 1386 году, свинье, «разодравшей ребенку голову и ноги, сначала искалечили голову и лапы, а затем повесили».
Бывали случаи обвинения в зоофилии, которые также иногда заканчивались приговором животному, но в этих случаях животное все-таки чаще признавалось невиновным.
– И мужчина, и животное могли быть казнены, но в целом ряде случаев делался вывод, что животное невиновно, поскольку оно не давало согласия вступать в такие отношения, – объясняет профессор Макдугалл. – Когда делался такой вывод, животное не наказывалось.
Бывали случаи, когда животных, подобно преступникам из числа людей, заключали в тюрьму. Когда такое происходило, то, поскольку никто в общем-то не верил, что животные могут нести ответственность за свои действия, владелец животного должен был оплатить содержание «осужденного». Это был, по сути, вид косвенного наказания.
Такие, как нам могут показаться, варварские, странные и ненормальные обычаи, как процессы над животными, можно найти и в более поздние времена. В 1916 году в Теннесси слониха по кличке Мэри убила своего дрессировщика и была повешена с помощью подъемного крана. В 2008 году в Македонии (штат Огайо) медведь был осужден за кражу меда у пчеловодов. Служба национальных парков в США была вынуждена заплатить 3 500 долларов в качестве возмещения ущерба. Похоже, что жажда справедливости у людей, будь она даже иррациональной и абсурдной, не знает границ.
Перевод
Александра ПАРХОМЕНКО
На фото: суд над свиньей, съевшей ребенка в 1457 году (неизвестный автор); обвинение в службе дьяволу (неизвестный автор).
19.11.2018
Эрик ГРУНДХАУЗЕР Slate
Комментарии