ЦИЦЕРОН – САМЫЙ ЗНАМЕНИТЫЙ ОРАТОР АНТИЧНОСТИ
Цицерон, один из самых выдающихся ораторов Древнего Рима, остался в памяти благодаря своим выступлениям, которые до сих пор изучают ученые-латинисты, а его самой знаменитой фразой является «О времена! О нравы!»
Ноябрь 63 года до н.э., храм Юпитера Статора в самом центре Рима. Сюда съезжаются сенаторы, поскольку сложилась очень серьезная ситуация: Республика в опасности! Катилина, один из членов Сената, тайно организовал заговор с целью силой захватить власть. Но действующий консул, чьи обязанности возлагаются ежегодно на двух человек, узнает об этом, и он не будет медлить с тем, чтобы заговор сорвать. Этот консул – Цицерон.
Затем он встает и начинает свою речь фразой, которая известна до сих пор, спустя 2 000 лет: ««Qousque tandem abutere, Catilina, patientia nostra?», что переводится как «Доколе же ты, Катилина, будешь злоупотреблять нашим терпением?» И продолжает: «Как долго еще ты, в своем бешенстве, будешь издеваться над нами?», «До каких пределов ты будешь кичиться своей дерзостью, не знающей узды?»
Речь, оставшаяся в истории
И Цицерон продолжает свое знаменитое выступление: «О, времена! О, нравы! Сенат все это понимает, консул видит, а этот человек все еще жив…» В этот день Цицерон в ударе, его речь производит столь сильное впечатление на присутствующих, что Катилина бежит, тем самым признав свою вину, хотя еще даже не было представлено никаких доказательств.
Это мастерский ход. Благодаря этой речи, а также последовавшим за ней еще трем выступлениям, заговорщики разоблачены и опасность предотвращена! Цицерон провозглашается спасителем и «Отцом Отечества». Он находится на пике своей карьеры, на пике своей славы, хотя по рождению ему не суждено было стать частью элиты Республики.
Цицерон – социальный «аутсайдер»
Цицерон – это один из тех, кого в Риме называют «новыми людьми». Он достиг высших эшелонов власти, чего не удалось сделать его предкам. Он родился в 106 г. до н.э., в Арпинуме, в ста километрах от Рима, в семье, принадлежавшей к сословию всадников, этакой буржуазии, объединенной богатством и умением участвовать в военных действиях в качестве конных всадников. Он не происходит из патрицианского рода с престижными предками, и ему априори не суждено занимать высшие магистратуры или стать членом Сената.
Таким образом, именно благодаря своему ораторскому искусству – в дополнение к определенной способности следить, куда дует политический ветер – Цицерон приобретает соответствующие ауру и репутацию, которых ему не хватило при рождении. Его политическая легитимность будет формироваться в его речах. Его образованность – его единственный авторитет, его красноречие – его единственная сила.
Внесем ясность: Цицерон вовсе не был рожден в нижних слоях общества – среди плебеев. У него изысканное образование, полученное в юности в Афинах. Греция больше не господствует на морях, но по-прежнему господствует в культуре и пользуется большим авторитетом в духовной деятельности. Цицерон в совершенстве владеет греческим языком, как, впрочем, и подавляющая часть римской аристократии. Затем в Афинах он оттачивает свое искусство риторики и посвящает себя философии, которую он мечтает приспособить к латинскую мышлению.
Но прежде философии важнее всего красноречие, имеющее значение во многих собраниях и во время выборов, которые составляют структуру римских институтов. Необходимо уметь нравиться и быть убедительным. А так как Цицерон по рождению не имеет отношения к тайнам власти, то он должен засиять другим способом: участвовать в судебных процессах!
Латынь – язык, созданный для ораторского искусства
В те времена любой хороший оратор мог защищать кого-то в суде, теоретически добровольно, и тем самым скреплять отношения дружбы и любезности, которые являются частью умения жить в обществе, составляющем основу восхождения по социальной лестнице. Цицерон также озаботился о том, чтобы жениться на женщине высокого происхождения, таким образом проникая в римскую знать. Для него это прекрасный способ, хотя он и выглядит как упорное стремление к власти.
Его многочисленные и блестящие речи в судах, которые он старается (не без некоторого тщеславия) записать письменно для их распространения, свидетельствуют о совершенном ораторском искусстве, которым он владеет со всеми его тонкостями. Цицерон преуспевает в искусстве формулировать свои мысли так же, как и в искусстве их излагать словами.
Надо сказать, что латынь прекрасно подходит для эффектного выражения фигур речи. Синтаксис гибкий, поскольку именно склонения слов, а не их место в предложении, обозначают их функцию. Слоги длинные или короткие, и их можно прекрасно выделять голосом, чтобы усилить воздействие речи. Ничто не оставлено на волю случая. И именно благодаря своему мастерству риторики Цицерон приобретает репутацию, которая отныне позволяет ему заняться политикой.
В 76 году до н.э., когда ему всего 30 лет, возраст, необходимый для того, чтобы претендовать на власть, Цицерон начинает свой «Cursus honorum» («Путь чести») – последовательность военных и политических магистратур, через которые проходит карьера древнеримских политиков. Это череда выборных должностей и приведет его спустя 13 лет к консульству. Цицерон теперь полностью участвует в бурных политических играх. Республиканских институтов уже недостаточно для обеспечения стабильности огромной по территории империи. Внутренние конфликты нарастают; военачальники становятся все более влиятельными.
Речи, которые будут стоить ему головы
В то время как Цицерон продолжает восхвалять «третий путь» – между старой консервативной аристократией и новой, иногда радикальной (воплощенной, в частности, знаменитым Юлием Цезарем), политические союзы создаются и распадаются. Противостояние становится все более сильным, доходит даже до гражданских войн. Все это дает Цицерону множество возможностей для выступлений перед Сенатом или перед народом, чтобы поддержать ту или иную партию, но всегда с идеей защиты Республики и всегда с определенным талантом никогда полностью не порывать ни с одним политическим лагерем, ни с другим. Ловкая политика или все же плохой расчет? Историки до сих пор не могут прийти к единому мнению…
Как только он начинает терять влияние как политик (например, после войны между Помпеем и Цезарем), Цицерон удаляется в свои загородные дома, чтобы писать. Его переписка чрезвычайно обширна, его теоретические трактаты, особенно об искусстве публичных выступлений, прекрасно разработаны. Некоторые дойдут и до нас…
Но Цицерон не только великий ритор, он еще и философ. Значительную часть своего времени он уделяет переводам греческих текстов, чтобы «влить» эллинскую мудрость и соединить ее с латинским мировоззрением, позволяя взглянуть на общество определенным образом.
Республика, которую Цицерон так любит, умрет вместе с ним, когда ей наступит конец перед лицом личной и императорской власти новых вождей. Внутренние войны продолжаются. Цезарь убит. Его преемники – Марк Антоний и Октавиан – борются за власть. Цицерон выбирает свою сторону: он произносит целую серию агрессивных речей, направленных против Антония. А тот, примирившись со своим соперником и разделив с ним власть (только на время), полон мести; он требует голову Цицерона. Голову отрубят и выставят ее в общественном месте. Речи Цицерона возвысили его, но в конечном счете и погубили.
Перевод
Александра ПАРХОМЕНКО
22.07.2023
Стефан БЕРН Europe 1
Комментарии