Романтизация преступности активно поддерживается обществом

Романтизация преступности активно поддерживается обществом

Романтизация криминала - не феномен нашей культуры, романтизация всегда была, и в дореволюционной России ее был не меньше, чем в  наши дни.

Есть довольно интересная теория, по которой в романтизации жизни преступных элементов заинтересованы обе стороны: не только сами преступники, но и сотрудники тех органов, что их ловят. Я это объясняю следующим образом. Одно дело поймать какого-то заурядного воришку, а другое дело выследить знаменитого вора, изобретательного афериста, например, Соньку Золотую Ручку. Это же совсем другое дело!

Для чего нужна романтизация криминальному миру понятно, для вербовки новых членов. А почему на поводу этой романтизации идет общество – это очень сложный момент. Сам факт, что у нас эфир наводнен блатной терминологией, свидетельствует о том, что это нормально. Один частный случай: все подряд говорят «беспредел», а это чисто уголовный жаргонный термин, придуманный "блатными".

19.10.2015

Игорь Мацкевич

 в избранное

Позднее об этом

  • На телевидении не хватает положительных примеров 1 комментарий На телевидении не хватает положительных примеров

    Как только я слышу, что законопроект связан с закон о запретом, у меня, как и у большинства российских граждан, возникает аллергия.

    Все понимают, что Россия - это страна образов как таковых. Образ чего-либо играет гигантскую роль в жизни населения. И понятна история с романтизацией преступности. У нас, как правило, две категории: хорошие бандиты и святая проститутка – две основные темы, которые неизбежно присутствуют в сериалах.

    То, что это нужно разумно отделять жизнь киногероев от жизни граждан, бесспорно. Не должен быть одинаковый доступ с одного пульта телевизора в одно время с Первого канала  новостного к детскому и к боевику, в котором убийства, кровища, какой-нибудь криминал, это очевидно. И то, что как-то этот доступ нужно затруднять либо предупреждающей кнопкой, либо переносом показа таких фильмов на ночь, либо выносом на кабельные каналы, как это реализовано в США, тоже аксиома.

    К сожалению, я не обладаю статистикой о том, как влияет кино на людей. Сколько людей, посмотревших «Брата», не захотели совершать преступления, потому что, увидев образ, они его «проиграли» в сознании, примерили к себе и не стали повторять "подвиги" Данилы Багрова в реальности, и какой процент людей был воспитан «Братом», они вышли на улицы и уподобилось главному герою.

    История говорит о следующем: когда князь Владимир взял Тьмутаракань, он поставил вражеского воеводу на центральную площадь перед всем своим войском, перед всем честным народом, его жену, дочерей убил, а потом и самого воеводу. Как говорит летопись, войско не стало совершать бесчинств в Тьмутаракани, как было принято обычно. Дружина внутренне «проиграла» этот образ, видя пример своего  военачальника. Есть элемент полезной компенсации. Тот же эффект присутствует, скажем, и в порнографии.

    У нас много патологий на телевидении. Я не понимаю, почему ситуация с управляемым телевидением, я ничего плохого не вижу в этой формулировке, не решается. Честно говоря, телевидение как инструмент стравливания наций -  это главный тренд сегодня. Хороших образцов для подражания современное телевидение не предлагает вообще. Если бы их было в 10 раз больше, чем отрицательных, на том же пресловутом НТВ, то мы бы, возможно, эту проблему и не заметили бы, благородный бандит и тема криминала вообще не были бы столь популярны для зрителя. Но хорошие примеры не на чем построить сегодня, Зою Космодемьянскую приводить в пример молодежи бессмысленно. Положительных примеров не хватает в жизни, поэтому их нет и на экране.

    19.10.2015
  • Государственный заказ поможет исправить ситуацию с засильем уголовщины на телеэкранах 2 комментария Государственный заказ поможет исправить ситуацию с засильем уголовщины на телеэкранах

    ФБР в начале 30-х гг. действительно выполнили большую работу в контакте с голливудскими продюсерами, поскольку тогдашний экран был заполонен бандитами. Неожиданно появились фильмы про честных шерифов, и американские дети стали играть в них. Это вещи взаимосвязанные. У нас похожий был процесс в 70-е, когда МВД стало заказчиком фильмов «Следствие ведут знатоки», про Анискинаи т.д. Это была целенаправленная работа, весь "милицейский" кинематограф появился в те годы. Это была очень эффективная вещь. И до нашего периода эти фильмы продолжают работать. Такая практика очень полезна.

    Людей, которые в обычной жизни сталкивались с настоящими преступниками, бандитами, блатная романтика совершенно не увлекает. Например, писатель Варлам Шаламов, он терпеть не мог блатных, потому что в реальности нет у них никакой романтики. Убийцы, воры в законе - это люди, которые нацелены на потребительство, на обогащение любой ценой, никакого благородства в них нет. Между ними могут быть только какие-то договоренности, да и то до определенного момента. Это лживая романтика.

    Ситуация на ТВ сейчас крайне тяжелая. Я не так давно оказался в больнице с травмой, вся палата смотрела телевизор с утра до вечера. И я был в ужасе от обилия этих фильмов, особенно НТВ у нас этим увлекается: бандиты, школа пыток, сплошная феня. Феня уже  проникла в язык наших государственных чиновников. У нас первые лица государства употребляют слово «беспредел».

    Нельзя, конечно, впадать в крайности. Нельзя деятелям культуры запретить создавать художественные произведения, где исследуется внутренний мир преступника и  зло порой предстает в каком-то привлекательном виде. «Крестный отец», например. Но мы говорим не о таких культовых киноработах, а о подделках, об этой мутной волне уголовщины, которая бросается на нас с экранов телевизоров. Здесь, безусловно, государство должно сыграть свою роль и, я думаю, оно должно стать заказчиком фильмов с положительными примерами в лице главных героев.

    19.10.2015
  • Романтизация преступного мира в России - явление традиционное 23 комментария Романтизация преступного мира в России - явление традиционное

    Мне представляется, что проблема романтизации преступного мира не свойственна исключительно тому времени, в котором мы с вами живем. Я могу привести массу примеров. Наиболее яркий – Робин Гуд, который не очень-то рьяно соблюдал законы и, мягко говоря, боролся с правоохранительными органами.

    В нашей стране романтизация криминала носит стабильно волнообразный характер. Если вспомнить 20-е гг., то это образ обаятельного бандита Бени Крика из «Одесских рассказов» Бабеля. Все помнят Остапа Бендера, которого тоже трудно назвать законопослушным гражданином. Когда в 50-х гг. прошла огромная амнистия и весь поток криминалитета и иже с ним хлынул из лагерей, то возникла советская контркультура, даже наш замечательный поэт, певец Владимир Семенович Высоцкий, мне представляется, не остался в сторлоне и создал неповторимый так называемый блатной цикл...

    19.10.2015

Добавление комментария

(Добавить через форум)

Комментарии

  • Нужны красивые положительные примеры! надо чтобы дети хотели быть похожи на дядю Степу, а не на Саню Белого. Получается, смысл запрещать? Запретный плод сладок.. Надо вытеснять!
    Написал Николай (Нико П) 01.12.2015 14:18
  • Как только я слышу закон о запрете, у меня, как и у большинства российских граждан, аллергия на эту формулировку. Все понимают, что Россия это страна образов как таковых. Образ чего-либо играет гигантскую роль для населения. И понятна история с романтизацией преступности. У нас, как правило, две категории: хорошие бандиты и святая проститутка – две основные темы, которые у нас присутствуют в сериалах. То, что это нужно разумно отделять, бесспорно. Не должен быть одинаковый доступ с одного пульта телевизора в одно время, с Первого канала, новостного, к детскому и к боевику, в котором два и более убийств, кровища, какой-нибудь криминал, это очевидно. И то, что как-то этот доступ нужно затруднять либо предупреждающей кнопкой, либо переносом фильмов на ночь, либо выносом на кабельные каналы, как это реализовано в США, это тоже безусловно.

    К сожалению, я не обладаю статистикой о том, как влияет кино на людей. Сколько людей, посмотревших «Брат» не захотели пойти совершать преступления, потому что увидев образ, они его «проиграли» и не стали этого делать в реальности, и какой процент был воспитан «Братом», людей вышло на улицы и уподобилось главному герою. История говорит о следующем, когда князь Владимир взял Тьмутаракань, он поставил воеводу на центральную площадь перед всем своим войском, перед всем честным народом, его жену, дочерей, всех убил, а потом убил самого воеводу. Как говорит летопись, войско не стало совершать ничего плохого в Тьмутаракани, как было принято у войска обычно, они «проиграли» этот образ, видя, как их военачальник все сделал своим примером. Есть элемент полезной компенсации. Тот же эффект присутствует и в порнографии.

    У нас много паталогий на телевидении. Я не понимаю, почему ситуация с управляемым телевидением, я ничего плохого не вижу в этой формулировке, не решается. Честно говоря, телевидение как инструмент стравления наций, это главный тренд сегодня. Хороших образов современное телевидение не предлагает вообще. Если бы их было в 10 раз больше, чем отрицательных на том же пресловутом НТВ, то мы бы, возможно, эту проблему и не заметили бы. Но хорошие примеры не на чем построить сегодня, Зою Космодемьянскую приводить в пример бессмысленно. Положительных примеров не хватает в жизни.


    Дальше...
    Написал Макаренко Дмитрий (Дмитрий Макаренко) 19.10.2015 17:23
  • ФБР в начале 30-х гг. действительно выполнили большую работу с голливудскими продюсерами, поскольку тогдашний экран был заполонен бандитами, появились фильмы про честных шерифов, и американские дети стали играть в честных шерифов. Это вещи взаимосвязанные. У нас похожий был процесс в 70-е гг., когда МВД стало заказчиком фильмов «Следствие ведут знатоки», про Аниськина. Это была целенаправленная работа, весь милицейский кинематограф появился в 70-е гг. Это была очень эффективная вещь. И после периода разложения эти фильмы продолжают работать. Такая практика очень полезна.

    Людей, которые в обычной жизни сталкивались с преступниками, бандитами, эта блатная романтика совершенно не увлекает. Например, писатель Варлам Шаламов, он терпеть не мог блатных, потому что в реальности нет никакой романтики. Убийцы, воры в законе это люди, которые нацелены на потребительство, на обогащение любой ценой, никакого благородства в них нет. Между ними могут быть только какие-то договоренности до определенного момента. Это лживая романтика.

    Ситуация сейчас крайне тяжелая. Я не так давно оказался в палате с травмой, вся палата смотрела телевизор с утра до вечера, я был в ужасе от обилия этих фильмов, особенно НТВ у нас этим увлекается, бандиты, школа пыток, сплошная феня. Феня уже проникла в язык наших государственных чиновников. У нас первые лица государства употребляют слово «беспредел».

    То, что на экране, то и в жизни происходит. Нельзя, конечно, впадать в крайности. Нельзя деятелям культуры запретить создавать художественные произведения, где зло предстает в каком-то привлекательном виде. «Крестный отец», например. Но мы говорим о подделках, об этой мутной волне уголовщины, которая бросается на нас с экранов телевизоров. Здесь, безусловно, государство должно сыграть свою роль, и оно должно стать заказчиком фильмов с положительными примерами.


    Дальше...
    Написал Кредов Сергей (Сергей Кредов) 19.10.2015 17:07
  • Мне представляется, что проблема романтизации преступного мира не свойственна исключительно тому времени, в котором мы с вами живем. Я могу привести массу примеров. Наиболее яркий пример – Робин Гуд, который не очень хорошо соблюдал законы и, мягко говоря, боролся с правоохранительными органами.

    В нашей стране это явление носит волнообразный характер. Если вспомнить 20-е гг., то это образ обаятельного бандита Бени Крика из «Одесских рассказов» Бабеля, все помнят Остапа Бендера, которого трудно назвать законопослушным гражданином. Когда в 50-х гг. прошла огромная амнистия и весь поток криминалитета и иже с ними хлынул из лагерей, то возникла советская контркультура, даже наш замечательный поэт, композитор, певец Владимир Семенович Высоцкий, мне представляется, имел некое отношение к так называемой блатной культуре.


    Дальше...
    Написал Колчин Александр (Александр Колчин) 19.10.2015 16:46
  • Романтизация криминала не феномен нашей культуры, романтизация всегда была, и в дореволюционной России романтизация была не меньше нашей. Довольно часто складывается мнение, что в романтизации преступных элементов заинтересованы обе стороны, сами преступники и сотрудники тех органов, что их ловят. Я это объясняю следующим образом, одно дело поймать какого-то воришку, а другое дело поймать знаменитого вора, например, Соньку-Золотую ручку. Это же совсем другое дело!

    Для чего нужна романтизация криминальному миру понятно, для вербовки новых членов. А почему на поводу этой романтизации идет общество – это очень сложный феномен. Сам факт, что у нас эфир наводнен блатной терминологией, за которую никто не отвечает, свидетельствует о том, что это нормально. Один частный случай – все подряд говорят «беспредел», это чисто уголовный жаргонный термин, придуманный блатными.


    Дальше...
    Написал Мацкевич Игорь (Мацкевич Игорь Михайлович) 19.10.2015 16:37
  • В этом опросе должен быть ещё один вариант ответа , например свободный!
    Написал ВикторовичО 17.10.2015 12:08
  • Здравствуйте уважаемый посетители форума! Думаю сделать человека преступником с помощью фильмов невозможно. За исключением людей с неокрепшей психикой, к таким относятся дети и другие люди. Следует установить возрастное ограничение - думаю 18+, а для исторических фильмов 14-16+. Другой вопрос как добиться реализации этих норм - но об этом стоить думать не только в контексте фильмов пропагандирующих преступность.
    А для людей с нормальным психическим восприятием такие фильмы лишь полнота культуры, показывающие всю многогранность жизни. Мои знакомые не юристы например не понимают, почему юристы любят слушать шансон (не все конечно) - ответ же очевиден, не потому что мы преступники или их поощряем, а потому что мы понимаем большее чем остальные.

    P.S. Не могу проголосовать в опросе, не один из ответов не подходит.
    Написал Цветков Иван (Иван Цветков) 17.10.2015 10:57

  • Цитата:

    Сообщение от Ракообразный

    Криминальная субкультура это контркультура и в этом ее социокультурная опасность.



    В основном, под культурой понимают человеческую деятельность в её самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений. Культура предстается также проявлением человеческой субъективности и объективности (характера, компетентностей, навыков, умений и знаний).
    В этой связи, мне достаточно проблематично понять что такое контркультура.

    Так называемая "Криминальная культура" , может нравиться может не нравиться но это культура, даже если как её ни назови.

    Прослушав радиопередачу хотел бы высказаться относительно следующего:
    В СССР было много хороших книг и фильмов которые показывали по телевидению. Но не стоит забывать и о достаточно большом количестве материалов которые не прошли цензуру или были ею урезаны. Так же не стоит забывать о том что именно во время СССР многие произведения из группы детских сказок таких как "Незнайка на луне" и книг жанра фантастики при наличии небольших способностей читателя к анализу фактически показывали ему на проблемы государственного устройства и другие проблемы общества,, которые видел автор и старался донести и которые в то же время строго охранялись цензурой.Хорошо это или плохо решать вам.
    Но при этом, я хотел бы заметить, что при таком уровне цензуры, проката только "положительных фильмов" и "положительных героев" по телевидению, "лихие 90е" всё таки произошли.И самое непосредственное участие в них принимали как раз те люди которые "выросли" на так называемых "положительных фильмах и персоонажах" и они же потом собственно и снимали "Брат", "Бригада". Никто ведь не думает, что эти люди свалились к нам с луны насмотревшись "криминальных драм".

    Справедливым замечанием считаю то, что положительных персоонажей сейчас мало. К этому добавлю что в принципе современный отечественный кинематограф в принципе не несет в себе никакой мысли, идеи и на фоне того же "Брат" выглядит убого, так как "Брат" хотя бы доносит идею того что "Правда сильней", подчеркивает значимость кровной связи, а так же доносит идею того что на чужой земле русские остаются русскими и должны друг другу помогать независимо от того кем они на ней являются. Создайте образ спортсмена, который достигнет успеха не нарушив закон, пробъется сквозь толпы чиновников, детей тренеров и прочих объективных обстоятельств которые реально присутствуют в жизни современного человека. Покажите фильм как человек вышедший или бывший ребенком в 90е добивается успеха легально. Только не нужно вымысла волшебников богатых пап и мам и чуда не надо в этих фильмах, а реальные условия, реальные возможности и реальные поступки. Если фильм будет соответствовать реальности то он будет иметь эффект, а если нет то уж простите. А до тех пор пока в народе ходит уверенность что успеха добиться можно только преступив грань закона, "криминальные фильмы" будут востребованы.И запрет вызовет только еще больший интерес.

    По поводу того что в СССР было меньше преступлений и бытовухи. Это не связано с фильмами. Причем абсолютно не связано.В СССР были свои нюансы, но люди жили лучше, имели реальные гарантии в образовании, будующей работе, медицине, уровне жизни да и во всех социальных сферах. И в этом спектре я хотел бы сказать, если наш законодатель рвется запретить всё что связано с личным пространством человека и семьи, пытается навязать своё понимание правильного, то пусть сначала позаботится что он гарантирует и дает населению кроме своих высокопарных фраз.
    Написал Тагиров Владислав (Владислав Т.) 16.10.2015 06:40
  • Криминальная субкультура это контркультура и в этом ее социокультурная опасность.
    Написал Кулишкин Семен (Ракообразный) 15.10.2015 11:34