Выступление на круглом столе благотворительного фонда НАРКОМ «Профилактика наркомании среди несовершеннолетних и развитие ювенальных технологий»

Выступление на круглом столе благотворительного фонда НАРКОМ «Профилактика наркомании среди несовершеннолетних и развитие ювенальных технологий»

В Стратегии национальной безопасности РФ наркомания называется одной главных угроз национальной безопасности в сфере здравоохранения и здоровья нации. Обеспокоенность общества данной проблемой в очередной раз усилилось несколько недель назад, когда все средства массовой информации облетели цитаты из очередного доклада управления ООН по наркотикам и преступности, в котором фигурировали по-настоящему устрашающие цифры и факты. Эксперты из разных стран установили, что в России ежегодно потребляется 21% распространяемого в мире героина, самого смертоносного из наркотиков, в результате чего в РФ ежегодно умирают 30-40 тыс. человек. При этом правоохранительные органы изымают всего четыре процента героина, ввозимого на территорию нашей страны. Во многом, эти оценки сходятся и с официальными данными ФСКН. Конечно, нельзя не отметить, что за последние годы российское правительство резко активизировало усилия по противодействию проникновению наркотиков в страну. В этом процессе велика роль Государственного антинаркотического комитета, а также Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, в рамках деятельности которой, начиная с 2005 года в России осуществляется федеральная целевая программа «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2009 годы». Целью программы является сокращение к 2010 году масштабов незаконного потребления наркотиков в Российской Федерации на 16 - 20 процентов по сравнению с 2004 годом. Подведение итогов ее реализации продемонстрирует, удалось ли хотя бы частично добиться решения этой задачи. Однако те же эксперты ООН утверждают, что за последние 10 лет количество наркоманов в России увеличилось в 10 раз, что вновь наталкивает на весьма пессимистичные рассуждения. Главной причиной столь плачевной ситуации называется уровень коррупции, который высок как в самом Афганистане, являющемся основным поставщиком наркотиков на мировой рынок.
Для преломления подобных тенденций в сентябре этого года Президент Д.А.Медведев предложил разработать стратегию государственной антинаркотической политики и конкретный план ее реализации, который должен предусматривать соответствующее обустройство и специальное техническое оснащение госграницы, результативный контроль над передвижением через нее не только людей, но и всех грузов, а также общегосударственный мониторинг наркоситуации в стране и постоянную оценку действенности предпринимаемых мер. Также Дмитрий Анатольевич подписал указ «О совершенствовании государственного управления в области противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ». Важным шагов, направленным на реализацию инициативы Президента стало и утверждение в октябре Концепции государственной антинаркотической политики Российской Федерации.
Однако, разумеется, в этом направлении еще многое предстоит сделать, в первую очередь, в области законодательного обеспечения борьбы с наркотической заразой. Ключевым законодательным актом в области противодействия накроторговле является Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» (вступил в силу 8 января 1998 года), однако его систематические нарушения, о которых свидетельствуют масштабы деятельности преступников, явно демонстрируют нам необходимость совершенствования нормативной базы по данному вопросу. Конечно, работа по решению этой задачи идет уже давно. Так, например, в 2009 году Государственной Думой был принят закон «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (об установлении административной ответственности за нарушения правил оборота наркотических средств и психотропных веществ)» (вступил в силу 1 июля 2009 года); в 2006 году - закон «О внесении изменений в статью 228 Уголовного кодекса Российской Федерации и о признании утратившим силу абзаца второго статьи 3 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» (по вопросу о крупном и особо крупном размерах наркотических средств и психотропных веществ, а также их аналогов)» (вступил в силу 11 января 2006 года). Важнейшим вкладом законодателей в дело борьбы с распространением наркотиков стало принятие в 2007 году закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» и статью 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» (вступил в силу 25 июля 2007 года), устанавливающего особый порядок ввоза на территорию Российской Федерации и вывоза с территории Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, изъятых из незаконного оборота. Должен способствовать повышению эффективности борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также инструментов и оборудования, используемых для их производства и изготовления принятый в том же 2007 году закон «О внесении изменений в статью 188 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ (по вопросу о контрабанде психотропных веществ, их аналогов, инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ)» (вступил в силу 11 декабря 2007 года). Продолжает совершенствоваться и ювенальное законодательство, что особенно значимо, учитывая пугающие масштабы потребления наркотиков несовершеннолетними. Безусловно, этот вопрос продолжает вызывать дебаты в обществе, однако подобная дискуссия должна способствовать достижению консенсуса и эффективному применению ювенального права на территории России. Кроме того, с целью усиления международного сотрудничества был разработан ФСКН и утвержден Правительством России типовой проект Соглашения между Федеральной службой Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и компетентным органом иностранного государства о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. Заключение подобных соглашений должно стать залогом успешности участия нашей страны борьбе с распространением наркотиков в международном масштабе.
Необходимо помнить и о других международных договорах, к которым присоединилась Россия. К ним, в первую очередь, относятся Единая конвенция о наркотических средствах 1961 года (с Протоколом о поправках к ней), Конвенция о психотропных веществах 1971 года и Конвенция Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года. Нормативная база противодействия наркоторговле существует и на постсоветском пространстве. В 2000 году было заключено Соглашение о сотрудничестве государств-участников Содружества Независимых Государств в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров. Спустя 2 года была одобрена Концепция сотрудничества государств – участников СНГ в противодействии незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров В 2004 году было принято решение о создании в составе Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств – участников СНГ структурного подразделения по координации борьбы с незаконным оборотом наркотиков и прекурсоров и его региональной оперативной группы в центрально-азиатском регионе. В 2007 году Совет глав правительств СНГ поручил Исполнительному комитету СНГ организовать подготовку и согласование проектов межгосударственных программ совместных мер борьбы с преступностью и незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров на 2008 – 2010 годы. В рамках ОДКБ в последние годы также были приняты важные решения по данному вопросу, например, решение о координации деятельности государств-членов Организации Договора о коллективной безопасности по борьбе с наркоугрозой, исходящей извне; создан Координационный совет руководителей компетентных органов по противодействию незаконному обороту наркотиков государств – членов ОДКБ; принята Программа совместных мер в рамках ОДКБ в сфере борьбы терроризмом и наркоугрозой. Наконец, в рамках Шанхайской организации сотрудничества 27 марта 2009 года был принят План действий государств–членов Шанхайской организации сотрудничества и Исламской Республики Афганистан по проблемам борьбы с терроризмом, незаконным оборотом наркотиков и организованной преступностью.
Все вышеприведенные данные наглядно демонстрируют нам, что руководство России совместно с нашими союзниками прилагает активные усилия в деле противостояния международной наркомафии. Однако преступники не устают изобретать все более изощренные способы нарушения закона, жертвами которых каждый год становятся десятки тысяч россиян. На руку злоумышленникам играет и бич нашей страны – коррупция, на противостояние которой должны быть брошены все здоровые силы российского общества. Только устранив корни проблемы, мы сможем встать на путь к победе над наркотическим злом.

27.11.2009

 в избранное

Добавление комментария

Комментарии на форуме

  • Записей нет

Позднее

  • ФСКН: Наркоторговцев будут сажать на 20 лет комментировать ФСКН: Наркоторговцев будут сажать на 20 лет

    Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) выступила с инициативой внести поправки в российское Уголовное законодательство. Законопроект, предусматривающий ужесточение наказания за торговлю крупными партиями наркотиков, находится в разработке ведомства, но инициатива уже была одобрена Госдумой и правительством РФ. 

    07.04.2011

Ранее

ТЕМА НЕДЕЛИ ОСНОВАНИЯ ДЛЯ НЕДОВЕРИЯ
Принцип «нет оснований не доверять» свидетелю традиционно жестко критикуется юридическим сообществом. Возникло такое отношение не на пустом месте. Многолетняя практика, когда, например, показания свидетеля...

Популярное
Новое