Профсоюз летного состава гражданской авиации РФ: Поправки в 139 приказ Минтранса нарушают права летчиков и нормы безопасности полетов
Поправки Министерства транспорта в приказ 139, регламентирующий работу лётного состава, ведут к нарушению соблюдения норм безопасности пассажирских авиаперевозок и трудовых прав пилотов. «Налицо не только желание чиновников сэкономить на пилотах, но и элементарное наплевательское отношение к людям», заявил корреспонденту «ЗАКОНИИ» депутат Государственной думы Александр Агеев, поскольку «эта экономия может обернуться страшными трагедиями, авиакатастрофами, цена которым – человеческие жизни». По мнению депутата, ведомственные поправки «абсурдны, поскольку резко увеличивают физическую нагрузку на лётчиков». Подготовлен депутатский запрос в Министерство транспорта с требованием разобраться в ситуации и не сокращать экипажи.
«Перелёт из Москвы, например, в Токио, который длится всю ночь и заканчивается посадкой утром, чиновники Минтранса считают дневным. Без сменщика, двумя пилотами, летать на такие расстояния — преступление по отношению и к самим лётчикам, и, конечно, к пассажирам. После такой нагрузки на организм риск ошибки пилотов многократно возрастает. Хорошо если это будет не роковая ошибка, которую можно исправить», - отмечает Александр Агеев.
Как можно требовать концентрации внимания от человека, который был за штурвалом более 10 часов без перерыва? Вылетающий через полтора часа возвратный рейс в Москву тоже будет дневным. А если полет признается дневным, то и выполняют его 2, а не 3 летчика – и в этом суть хитросплетения нормативного акта. Минтранс вкупе с авиакомпаниями хотят сократить расходы, для чего «подогнали» вылеты в рамки дневных смен. А сама смена, согласно поправкам, считается не от вылета борта, а от времени выхода пилота на работу. В итоге может оказаться, что пилотам придется проводить до 14 часов в воздухе, а это риск возникновения ошибки, поводом которой может стать малейшая причина.
«Введение поправок, согласно которым дневные экипажи должны комплектоваться двумя пилотами вместо 3-х, негативно повлияет на безопасность полётов», - уверен член правления Всемирного Фонда безопасности полетов, гражданский летчик с 40-летним стажем Валерий Шелковников. «Летчики и диспетчеры – основной движитель гражданской авиации. Не надо ставить их в центр очередного скандала. Разумнее регламентировать их труд можно с опорой на международные стандарты. Транспортное ведомство в данном случае идет «не в ногу» с ними», - заявил «ЗАКОНИИ» Валерий Шелковников.
Президент профсоюза летного состава гражданской авиации России, пилот 1 класса Альфред Малиновский, отметив острейший дефицит летного состава при возрастающем спросе на авиаперевозки в стране, рассказал нашему корреспонденту, что «коварные поправки в 139 приказ увеличивают количество часов, проведенных пилотом в воздухе, с 80 до 90 в месяц и с 800 до 900 в год при норме больше 80 и 800 соответственно. Правда, с оговоркой: с согласия экипажа. То есть «по просьбам трудящихся и с их согласия». Однако всем известно, как акционеры и администрация этого добиваются (жаль, у пассажиров никто не спросил, согласны ли они, чтобы их самолет пилотировал усталый летчик, согласный работать в таком режиме).
На сегодняшний день практически повсеместно идет превышение недельной нормы рабочего времени - 36 часов, установленных Постановлением Минтруда. В итоге повышенная утомляемость летчиков, синдром хронической усталости, такой поход калечит личный состав … По словам Альфреда Малиновского, более 70 пилотов «Аэрофлота» письменно заявили о том, что не успевают восстанавливать силы и при подобной нагрузке не могут обеспечить безопасность полетов.
Касаясь вопроса сокращения экипажа до 2-х пилотов, как устанавливается поправками, глава профсоюза летчиков России, рассказал корреспонденту портала об исследованиях, проводившихся в свое время во Владивостоке, целью которых было определить степень утомляемости пилотов и возможность для их отдыха во время полета. «Большинство кабин российских самолетов рассчитаны на 2-х человек. Экспериментальный экипаж состоял из 3-х человек, один из них – резервный, но какой же это резерв, если летчик при этом летит в салоне, где шумят дети, питаются и передвигаются пассажиры и т.д. «Резервный» летчик не может отдохнуть, его реабилитации после нагрузки не наступает, значит, он ситуацию в рейсе не спасает». В Европе при констатации превышения норм времени в полете резервному экипажу на борту предоставлены лучшие условия, дополнительные места для отдыха.
Выходит, нас с вами как пассажиров вряд ли могут радовать поправки в 139 приказ Минтранса, которые не позволяют быть уверенными ни в их безвредности для здоровья членов экипажей, ни в соответствии с нормами обеспечения безопасности полетов (а летчики рискуют наравне со всеми, кто находится на борту).
Недавно Генпрокуратура назвала главную причину авиакатастроф в России. 80% происшествий, по данным начальника управления по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере Генеральной прокуратуры Российской Федерации Елены Глебовой, оказывается, связано с человеческим фактором, а не с техникой. Приведенная статистика особо впечатляет в контексте последней трагедии в Индонезии.
По-прежнему везет пока только пассажирам рейсов в США. Туда даже днем в любом случае полетит российский экипаж из 3-х пилотов, поскольку Америка не придерживается следования новеллам российского Минтранса. Для остальных Аннушка, возможно, уже разлила авиационное масло…
Валентина Станкевич
23.05.2012
Комментарии на форуме