Уроки жизни на уроках права

Уроки жизни на уроках права

Региональный этап Всероссийской олимпиады по праву 2024/25 учебного года в очередной раз показал стабильно высокий уровень подготовки учеников юридического профиля московской школы № 1409: 12 лучших учеников города Москвы по профильному предмету; 27 призеров по праву Всероссийской олимпиады школьников, 23 медалиста-выпускника прошлого года при стопроцентной поступаемости в выбранные вузы. Число учеников, желающих стать юристами, в школе № 1409 за последние четыре года увеличилось в 13 раз! Чем можно так увлечь старшеклассников на уроках права, чтобы взрастить из них победителей олимпиад? Беседуем об этом с Рубеном Маркарьяном, заместителем президента Гильдии российских адвокатов, наставником юридического профиля школы № 1409, автором инновационного курса внеурочной деятельности «Уроки жизни на уроках права через классику литературы», на основе которого выходит в свет пособие по внеурочной деятельности в издательстве «Просвещение». Ранее уникальный курс отметил благодарностью министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов.

– Рубен Валерьевич, как пришла идея объединить в одном курсе литературу и юриспруденцию?
– Из жизни. Юриспруденция не просто ее составная часть, но и, по сути, связующая нить. Ведь практически каждое действие человека сопровождает та или иная норма права даже в самых обычных жизненных ситуациях. Влюбились, женились? Подпали под действие Семейного кодекса. Не поделили с соседом межу на участке? Это регулируют Земельный и Гражданский кодексы. А поскольку литература – это зеркало и живой портрет реальной жизни, то и действия героев имеют правовой след и оценку. И это относится не только к поступку Родиона Раскольникова. К тому же некоторые известные писатели имели самое непосредственное отношение к юридической науке. Например, вы знали, что солнце русской поэзии Александр Сергеевич Пушкин – фактически юрист? Да, мы читали воспоминания современников о его бурной юности и уже тогда впечатляющих литературных успехах в Царскосельском лицее. Но кого там готовили? Ответы давно даны исследователями творчества поэта: основатель учебного заведения Михаил Сперанский – один из выдающихся правоведов XIX века. Нравственно-политические дисциплины – а они были главными в лицее, готовившем государственных чиновников высокого уровня, – преподавал Александр Куницын, один из составителей Свода законов Российской империи, автор трудов по государственному и международному праву. Из 28 однокурсников Пушкина 19 стали чиновниками, многие – по юридической специальности. Лицейский друг Пушкина Иван Пущин поступил на службу в Петербургскую уголовную палату и в итоге стал судьей уголовного департамента Надворного суда в Москве. И пусть Александр Сергеевич лиру посвятил народу своему, а служил в Коллегии иностранных дел, но своего французского коллегу по перу Леве-Веймара проконсультировал по авторскому праву, помог вдове генерала Раевского с составлением письма-прошения о пенсии, которое, кстати, было одобрено. Так что, например, тяжбу Дубровского и Троекурова Пушкин описывал настолько со знанием дела, что ее вполне можно изучать как образчик судопроизводства в России XIX века. Что мы на занятиях и делаем.

– То есть вы обсуждаете описания судебных процессов в литературных произведениях? Таких, например, как роман «Дубровский»?
– Разумеется, мы детально разбираем юридическую составляющую в произведениях, взятых для изучения курса права. Эта составляющая точна и всеобъемлюща, как, например, судебное разбирательство в «Дубровском». Но мы разбираем не совсем это. Как я уже сказал, практически каждое значимое действие человека имеет правовое последствие. Наша главная цель – понять, что такое справедливость, уяснить, что юрист – это спец не по параграфам, а спец по справедливости, и потому литературные произведения для нас – это закрепляющий понятие «справедливость» материал. Посему мы исследуем, кто такой Чичиков, в чем его преступление, разбираемся, кто виновен в клевете на Чацкого – точно ли Софья Павловна? Спорим, доказано ли, что имело место убийство Ленского и что его совершил Евгений Онегин. А разбор обстоятельств гибели на дуэли Михаила Юрьевича Лермонтова привел нас с учащимися даже на Мосфильм, где они вместе с родителями погрузились в антураж XIX века. Для закрепления материала проводятся «Суды справедливости».

– И такая легкая игровая форма помогает ученикам с другого ракурса взглянуть на литературную классику, иначе оценить поступки героев, попутно «впитывая» юридически сложные нормы?
– Вы правы. И своим разработанным курсом, и готовым уже к выпуску пособием «Кто прав? Кто виноват? Уроки жизни на уроках права» я пытаюсь доказать, что с принципами правосудия и правовыми основами взаимодействия людей в обществе можно и нужно знакомить молодежь на примере анализа художественных литературных произведений начиная со школы. И это не просто игра, то, что мы делаем, способствует развитию у учащихся интереса к обществознанию и литературе, осознанного гражданского поведения, умения аргументировать собственную точку зрения в процессе дискуссии, навыков выступления перед аудиторией.

– Вы даете рекомендации и в этом плане?
– Конечно, ведь юрист не только должен кожей чувствовать несправедливость, но и в поисках законного пути к ней обязан быть убедительным, аргументированным, вызывать уважение собеседников даже своим видом.

– Как строится курс, из каких частей он состоит?
– Он состоит из теоретической (интерактивная презентация, интерактивная лекция и др.) и практической (деловая игра, урок-семинар и др.) частей. Большое значение отдается индивидуальной работе учеников. А это ни много ни мало смысловое чтение текстов художественных произведений и их анализ с позиции правоведения, работа со специализированной терминологией, подготовка устных высказываний и письменных материалов, связанных с особенностями профессии (интонированное чтение и др.), групповая работа (работа над проектом, публичное выступление и др.). Для закрепления материала проводим «Суды справедливости» с действующими лицами: Дубровский-старший, Дубровский-младший, Троекуров, Шабашкин; Гринев, Пугачев, Швабрин; Чичиков, Ноздрев, Коробочка, Плюшкин, Собакевич; Фамусова Софья Павловна; Евгений Онегин; Николай Мартынов. И каждый из участников должен аргументировать свое мнение с точки зрения права и, конечно, справедливости. При этом программа курса отвечает задачам социального направления внеурочной деятельности и составлена на основе требований ФГОС СОО.

– Как часто должны проводиться занятия, в каком объеме?
– Курс можно освоить в трех вариантах: первый – 1 час в неделю в течение одного года (34 часа) при условии сокращения/подачи в краткой форме теоретического материала учителем. Второй – 2 часа в неделю в течение одного года или 1 час в неделю в течение двух лет (10–11 классы) (68 часов). И третий – 2 часа в неделю в течение двух лет за счет привлечения учителем дополнительных материалов, а также увеличения числа практических занятий.

– Таким образом, это по форме и содержанию профориентация по специальности «юриспруденция, введение в профессию юриста», знакомство с основами предполагаемой будущей профессии?
– В первую очередь этот курс рассчитан на будущих юристов, разумеется. Но практика показала, что он пользуется успехом в частичном варианте и в 9-м непрофильном классе, где как раз и проходят такие программные произведения, как «Горе от ума» Александра Грибоедова, «Мертвые души» Николая Гоголя, и еще не забыли «Дубровского» Александра Пушкина. Интерес проявили и ребята из медиакласса, ведь постановка игровых судебных процессов – это их епархия, а уж костюмированная съемка видеосюжетов для показа «присяжным» – тем более. Кстати, вместе с пособием в издательстве «Просвещение» выходит и дидактический материал к нему – интерактивные презентации, видеоролики, в том числе, надеюсь, и та самая ссора Лермонтова с Мартыновым, ставшая поводом для дуэли. Именно ее в исторических костюмах и обстановке сняли ученики медиапрофиля, и любой учитель сможет скачать этот материал с сайта «Просвещение», где будет размещен курс. Не мной придумано, что игровой метод позволяет легче усвоить материал на уроке. Но уникальность нашего курса в том, что он востребован не только учителями права, но и преподавателями истории, обществознания и литературы. Как мне сказали коллеги-учителя: дети стали читать, подчеркивать, делать закладки в тексте, даже те, кто раньше довольствовался кратким пересказом из интернета. Почему? Потому что никто не хочет в споре проиграть, а в юридическом споре на основе литературного произведения его текст – это материалы дела. Как можно быть убедительным, не зная материалов дела дословно? Еще и еще раз повторю: юриспруденция – это не про закорючки в законах, а про справедливость. Высшей целью разработанного курса я определяю формирование и воспитание Homo juridicus – личности, действующей в рамках цивилизованных правоотношений, способной так управлять своими инстинктами и эмоциями, чтобы они никогда не выходили за рамки социально уважительного, законопослушного поведения.

– Очевидно, что в условиях востребованности высокотехнологичных профессий ученики и родители настроены на выбор более перспективных направлений обучения. А вы фанатично говорите о социально-гуманитарном направлении и умудряетесь заражать других. Считаете выбор идти против общемировой тенденции оправданным?
– А разве надо готовить только инженеров и айтишников низового уровня? А кто будет руководить большими предприятиями, отраслями, министерствами, странами, в конце концов? 80 процентов мировых лидеров – юристы? Гуманитарные науки со времен наступления постмодерна и победы общества потребления перестали быть главным объектом изучения. Отныне мы изучаем вещи, а сам человек часто превращается в цифровую копию. Что нужно сделать, чтобы человек не стал своим симулякром в условиях кризиса гуманитарных дисциплин? Общий совет из социальной философии: чтобы преодолеть кризис, лучше в нем не участвовать. Мы живем в условиях глобального переворота, предшествующего изменению цивилизации. Если внимательно посмотреть, то за причинами этого мы увидим «изменение идей народов». «Истинно исторические перевороты не те, которые поражают нас своим величием. Единственные важные перемены, из которых вытекает обновление цивилизаций, совершаются в идеях, понятиях и верованиях. Крупные исторические события являются лишь видимым следствием невидимых перемен в мысли людей», как сказал известный мыслитель Гюстав Лебон. В основе этого глобального изменения лежат два главных фактора: разрушение религиозных, политических и социальных верований, давших начало нашей цивилизации; второй  – возникновение новых условий существования и совершенно новых идей, ставших следствием развития науки. Идеи прошлого, хоть и рушатся, все еще достаточно сильны; идеи же, которые идут им на смену, находятся в периоде вызревания. Вот поэтому «современная эпоха есть время переходное и анархическое». Кому-то под силу предсказать, что может выйти из такого хаоса? Законы не работают в хаосе. А как жить обществу, когда вокруг хаос, а законы его не регулируют? Ответ один. Общественные науки. Упрощу свою мысль: из-за отсутствия или недействия законов, просто не успевающих за регулированием общественных отношений из-за бурного развития цифровых технологий и искусственного интеллекта (ИИ), важное значение будет иметь то, как конкретный человек внутренне ощущает понятие справедливости. У ИИ нет понятия справедливости, у него только целесообразность. А люди не могут жить по целесообразности, у них есть такой психологический феномен, как совесть. Жить по совести – это не то, что жить по целесообразности. Так вот, при изучении общественной науки каждый преподаватель, каждый студент, каждый ученик должен почувствовать сегодня, что понимание справедливости – это единственное оружие, способное удержать общество от хаоса.


 

25.03.2025

Учительская газета №3 (11029). 25.03.2025 г.

 в избранное

Добавление комментария

(Добавить через форум)

Комментарии на форуме

  • Записей нет
ТЕМА НЕДЕЛИ НЕУЛОВИМАЯ МНИМОСТЬ
Удивительное дело – точное число совершенных мнимых сделок и споров по ним неизвестно. Эксперты объясняют это тем, что количество таких сделок незначительно, но эти же источники констатируют, что фиктивные...

Популярное
Новое