Дети и технологии: плен или свобода?

Дети и технологии: плен или свобода?

Специалисты выяснили: плохие отношения с родителями зачастую бывают у тех подростков, которые проводят много времени перед телевизором или за компьютерными играми.
Ребенок подолгу сидит у компьютера, успеваемость в школе снижается, сокращается время на подготовку домашних заданий, а агрессивность возрастает. Но как бороться с киберзависимостью, если в среднем в каждой семье по два компьютера?
Пользователь из США (штат Индиана) во время интерактивной беседы с гражданами по видео через интернет, состоявшейся на Информационно-правовом портале “Закония”, обратился именно с таким вопросом к заместителю председателя Духовного Управления мусульман Европейской части России, имаму Московской Мемориальной мечети Шамилю Аляутдинову.
Отвечая на вопрос, Шамиль-хазрат отметил, что уже сталкивался с такой проблемой при обращениях прихожан и более того – ощущает влияние компьютера на своего семилетнего сына: “Сделать так, чтобы ребенок не соприкасался с компьютером вообще – не получится, да и бесполезно. Ограничение необходимо, но не при помощи явного запрета, не стоит действовать “кулаком”, отбирать компьютер. Люди вживаются в виртуальную жизнь потому, что не могут добиться успешных результатов в обычной жизни или не чувствуют ее вкуса. Мы как родители должны стараться пробудить в ребенке позитивные эмоции, которые помогут отвлечь его от пребывания в виртуальной реальности, – советует Шамиль Аляутдинов. – Как один их наших прихожан ответил: “Реальная жизнь должна быть интересной, дабы человек предпочел жить здесь, а не в виртуальном мире”.
Как же родитель может помочь ребенку сделать жизнь интересней?
Один из вариантов – пробудить в нем двигательный интерес, например, к спорту, – считает Шамиль Аляутдинов. – Ведь детям нравится подтягиваться, отжиматься, прыгать на скакалке. Начинать с малого – 10, 20, 30 раз, потом дойдет до 100… Когда он ощутит результат, когда он на физкультуре в школе подтянется больше всех, к примеру, тогда и произойдет переход из виртуального мира в реальный. Ребенок доволен успехом? Это уже начало интереса эмоционального: в школе и дома веселее, радостнее.
То же самое с интересом интеллектуальным. Большинство детей не хотят учить уроки, делают это из-под палки. А вот постарайтесь разобрать заданный урок вместе с ребенком. Необходимо выстроить целую систему, чтобы пробудить у него интерес к занятиям, чтению, анализу.
Сложно также сразу ставить перед ребенком вопрос ответственности пред Богом: в таком возрасте еще нет четких понятий о жизни и осознания ценности времени. Но воспитывать в нем религиозный интерес – тоже задача родителей, и, например, с 7 лет нужно пробуждать интерес к молитвам. Моему старшему сыну семь лет. Если я оказался дома во время очередного намаза, говорю ему: “Давай вместе почитаем”. – “Не хочу, – отвечает, – я потом”. Подобрать ключ к его эмоциям и желанию?.. Да, стараемся, надеясь на помощь и благословение Творца.
Вообще это целая проблема для родителей – пробудить интерес подростка к жизни: эмоциональной, интеллектуальной или духовной. Если мы сможем пробудить его (например, чтобы ребенок увидел плоды своих физических усилий, когда тело будет преображаться), у него будет больше уверенности, что он способен чувствовать себя (1) “на своем месте”, (2) “на все сто” в этой жизни. То же самое в интеллектуальном плане: когда он будет интересно размышлять, его похвалит учительница, значит, он и здесь не “лишний”… Или молитву совершит, – и некие новые, яркие ощущения на душе почувствует...
Только если исподволь, но грамотно суметь подвести ребенка к таким ощущениям вкуса жизни, шаг за шагом он начнет вслед за этим развиваться сам. Но сделать это без “инструктора”, без помощи родителя, он в силу возраста не в состоянии. Наш долг – понимать это и, помогая своему ребенку адаптироваться в мире, неустанно работать над собой, над освобождением самого себя и своего дитя от иррациональных привычек и зависимостей…

***

Живой пример. Когда-то я усыновила ребенка, которого мать бросила в роддоме (его мать была немусульманка). Я с самыми искренними намерениями хотела вырастить из него хорошего человека и мусульманина. У меня он купался в любви и заботе. К 4 годам он знал многие молитвы наизусть, но чем старше становился, тем труднее с ним приходилось быть – начал мне грубить. С некоторых пор он играет на компьютере в онлайн-игры (с 13-ти лет), каждый день по многу часов. Никакие мои просьбы, ни уговоры не помогают. Часто дело доходит до скандала, он мне даже говорил несколько раз, что, если я его не оставлю в покое, он покончит с собой. А оставить в покое в его понятии – это дать играть и не трогать (я и это попробовала, он играл 5 недель подряд, пока опять не вмешалась). Как вы посоветуете вести себя в такой ситуации? (Текст письма изменен по просьбе задававшей вопрос.)
Ответ. 1. Оставьте его в покое и займитесь своим здоровьем (гимнастика, спортивная ходьба, правильное питание и т.п.). Сердце дважды не останавливается, а “подсаживать” себя на лекарства и “страдания” неразумно и бесперспективно. Совершенствуйтесь духовно1, физически2 и интеллектуально3 (причем каждый день – шаг вперед). Через год-другой (да уже через шесть месяцев) вы сможете переключить его на иную программу (точнее он сам переключится), а уговоры и логические умозаключения вам, думаю, не помогут4.
2. Изучите книгу “Подсознание может все” Джона Кехо, а из молитв-ду‘а вам будет достаточно “астагфирулла” (прости меня, Господи), повторяемого каждодневно сто раз.
3. Примите ребенка таким, какой он есть, как бы вам ни казалось это несовместимым с вашим представлением его как личности. Старайтесь видеть в нем лишь положительные качества, все отрицательное игнорируйте. Обычно всякое увлечение временно.
4. Если в вашей каждодневной практике нет обязательной молитвы (намаза), тогда восполните этот пробел. Не то чтобы это поможет вам изменить его, сына, но поспособствует вашему позитивному преобразованию и росту, придаст широты и объема представлению его, вас самой, да и жизни в целом.
Успехов вам. Важно решиться и уже больше не останавливаться5.

Одна из пришедших на сайт реплик. Предлагаю оставить его в покое, пусть играет. Из личного опыта и опыта друзей из студенческого прошлого скажу, что мальчику скоро (через несколько месяцев) надоест играть, и он переключится на что-то другое. Также можно ему посоветовать устроиться на работу, например помощником программиста. Обычно программисты в свободное от работы время на рабочем месте как раз и занимаются играми. Можно предложить ему участвовать в соревнованиях по компьютерным играм.

Одна из пришедших на сайт реплик. Проблема зависимости от компьютерных игр, игровых автоматов очень распространена, хоть и говорят об этом не так много, как о наркомании и алкоголизме. Но зависимость есть зависимость.
Мне легче понять его. У меня тоже есть такая тяга. Иногда так надоедает все, что хочется уйти в виртуальный мир, и таких людей немало. Ведь в виртуальном мире можно быть таким, каким хочешь, делать все то, на что в реальной жизни не осмелишься. И грань такая тонкая, что потом и не хочется возвращаться в эту серую и безрадостную жизнь, где мало впечатлений и позитива.
Очень трудно, потому что взрослые сами не нашли себя и не могут помочь подростку адаптироваться в жизни, быть для него хорошим примером.
Реальная жизнь должна быть интересной, чтобы человек предпочел жить здесь, а не в виртуальном мире.

Итог: мы, родители, должны стараться, чтобы жизнь наших детей (через их духовное, интеллектуальное, физическое развитие) становилась день ото дня все более интересной. А для этого необходим наш личностный каждодневный рост и развитие.


Шамиль Аляутдинов о снижении компьютерной зависимости
у подростков. Видео смотреть здесь.

__________________________________________________

1Например, внимательно прочитайте книгу “Мир души”, 3-е изд. (Ш. Аляутдинов).
2Подберите для себя подходящий комплекс упражнений, изучив соответствующую литературу.
3К примеру, советую книгу Т. Бен-Шахара “Научиться быть счастливым”.
4Исключением, предполагаю, может стать пробуждение в нем тех эмоций, которые (1) заставят вынырнуть из ставшей привычной для него виртуальной реальности и (2) преобразят его мироощущение. А вот на какую “кнопку нажать”, куда “бить” – сугубо индивидуально и требует скрупулезного анализа происходящего. К примеру, доктор философии и один из лучших преподавателей Гарвардского университета Тал Бен-Шахар утверждает: “Первопричиной наших побуждений являются эмоции, именно отсюда берутся мотивы наших поступков… Если бы мы были лишены эмоций и соответственно побуждений к действию, мы бы ни к чему не стремились. Нам были бы безразличны наши мысли и поступки, а также их последствия. Поскольку эмоции – это основа мотивации, они естественным образом играют центральную роль в побуждениях, которые обуславливают наше стремление к счастью”. Подробнее об этом см.: Т. Бен-Шахар. Научиться быть счастливым. Минск: Попурри, 2009. С. 59–61.
5Вам необходимо прочитать книгу Стива Биддалфа “Воспитать мужчину… Как?”.

11.03.2010

Информационно-правовой портал "Закония"

 в избранное

Добавление комментария

Комментарии на форуме

  • Записей нет
ТЕМА НЕДЕЛИ ОСНОВАНИЯ ДЛЯ НЕДОВЕРИЯ
Принцип «нет оснований не доверять» свидетелю традиционно жестко критикуется юридическим сообществом. Возникло такое отношение не на пустом месте. Многолетняя практика, когда, например, показания свидетеля...

Популярное
Новое
  • Рубен Маркарьян: Приговоры в отношении предпринимателей находятся в зоне внимания властей Рубен Маркарьян: Приговоры в отношении предпринимателей находятся в зоне внимания властей
    Газета «Коммерсантъ» рассказала о деле Николая Тихоновца, известном читателям ЭСМИ «ЗАКОНИЯ» из журналистского расследования «Пермский захват». Владелец сети заправок...
  • ОСНОВАНИЯ ДЛЯ НЕДОВЕРИЯ ОСНОВАНИЯ ДЛЯ НЕДОВЕРИЯ
    Принцип «нет оснований не доверять» свидетелю традиционно жестко критикуется юридическим сообществом. Возникло такое отношение не на пустом месте. Многолетняя практика, когда, например, показания свидетеля...
  • Правозащита online: Как владельцам квартир не потерять съемщиков и плату за аренду в пандемию? Правозащита online: Как владельцам квартир не потерять съемщиков и плату за аренду в пандемию?
    Рынок аренды жилья ожидает существенное проседание в части спроса, отметила в интервью порталу «ЗАКОНИЯ» главный юрисконсульт проектов судебной практики Ольга Старых.
  • НЕ ТАК ПРИЗНАЛСЯ НЕ ТАК ПРИЗНАЛСЯ
    Постулат: «признание – царица доказательств» и механизм сделки со следствием проявились лишь в российском праве. Советская правовая система не совсем понимала, что значит договариваться с преступником...
  • Правовое государство  (Детективная сказка) Правовое государство (Детективная сказка)
    1.- Ночью кто-то убил бабку Парасью. Поленом по голове. И надругался над покойной. Не ты? - грозно спросил Воевода. 
    Добрыня исподлобья бросил на Воеводу удивлённый взгляд. 
    - Я был...
  • ГРАДУС АГРЕССИИ ГРАДУС АГРЕССИИ
    Только за последние дни марта информагенства сообщили о массовых драках в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Рязанской области, Люберцах. В начале месяца в Оренбуржье камера домофона зафиксировала драку...
  • Рубен Маркарьян. Главный редактор информационно-правового портала «ЗАКОНИЯ». Рубен Маркарьян. Главный редактор информационно-правового портала «ЗАКОНИЯ».
    Статистическую конкретность в заседание привнесло выступление главного редактора информационно-правового портала «ЗАКОНИЯ» Рубена Маркарьяна, за которым последовало немало вопросов от слушателей. Он представил...
  • БАНКРОТСТВО ОТ ЛУКАВОГО БАНКРОТСТВО ОТ ЛУКАВОГО
    Увы, но факт: весьма либеральная экономическая процедура банкротства стала благодатной почвой для разного рода мошенников. Это и недобросовестные юристы, и конкурсные управляющие, которые всячески обманывают...
  • НИЖЕГОРОДСКИЙ СЛЕДСТВЕННЫЙ МИКС НИЖЕГОРОДСКИЙ СЛЕДСТВЕННЫЙ МИКС
    В этом деле «прекрасно» все: от такой «малости», как переписывание карандашиком на папке статей обвинения без положенного по УПК РФ закрытия одного и возбуждения другого дела, до того, что по всем законам...