Истоки бюрократии или 300-летие российского чиновничества

Истоки бюрократии или 300-летие российского чиновничества

300 лет назад, 2 марта 1711г., при Петре I в России появились чиновники иного «формата», которые и стали прообразом современных госслужащих. Точкой отсчета в «чиновничьем летоисчислении» явилось создание нового органа власти - Сената.

«Предки» современных министерств - приказы – возникли еще при Иване Грозном. Они ведали отраслями государственного управления, а нередко и целыми регионами страны. В XVII веке, уже при династии Романовых, приказы не только сохранились, но и стали активно разрастаться. Функции одного регулярно пересекались с обязанностями других, что, естественно, не способствовало эффективной работе государственной системы и даже тормозило ее. Пришедший к власти Петр I с присущей ему горячностью решил разрубить этот гордиев узел.

Заседание особого присутствия Правительствующего
Сената

 
И, несмотря на то, что многие реформы Петра были довольно радикальными и спорными, не вызывает сомнений, что упорядоченность в чиновничью структуру Российской Империи внес именно этот царь. В результате преобразований Петра I, в нашей стране впервые была апробирована западная модель управления и детально описаны функции конкретных чиновников. Но, как это чаще всего происходит, реформа государственной структуры растянулась на многие годы. 
 
Знакомьтесь: заместитель царя, Сенат
 
Царь часто подолгу отсутствовал в столице и не мог на расстоянии заниматься государственными вопросами. Для управления страной на случай «отлучек наших» Петром и был  создан Сенат.
 
Портрет князя Ромодановского
Пожалуй, неслучайно время создания этого органа власти совпадает с подготовкой Петра к Прутскому походу на юг в ходе русско-турецкой войны. Видимо, в памяти царя еще свежи были воспоминания о восстании стрельцов в 1682г., которое разразилось в России, когда сам Петр находился с Великим посольством в Западной Европе. Тогда он был отделен от своей страны тысячами километров, и только меры, предпринятые князем Ромодановским, которого Петр оставил на время поездки вместо себя править страной, помогли власти усмирить бунтовщиков. Чтобы не повторять ошибок и не оставлять страну «без присмотра»,  царь назначил себе заместителя в виде Сената.
 
Новый орган состоял из нескольких ближайших сподвижников Петра, которые не только следили за работой коллегий, но и вершили суд, занимались законотворчеством. Долгое время в Сенате заседали сами президенты коллегий, чья работа натолкнула Петра на мысль о том, что, будучи одновременно сенаторами, министры не могут качественно контролировать работу коллегий. Указом от 27 апреля 1722г. государь повелел принимать участие в заседаниях Сената только высшим чиновникам. Но в скором времени это постановление привело к удивительному явлению: система стала испытывать недостаток в бюрократах. Чиновников высшего ранга в России тогда еще было весьма немного, и Сенат оказался полупустым. Потому, менее, чем через месяц, Петр позволил нескольким президентам коллегий присутствовать на заседаниях правящего органа страны. 
Здание Сената и Синода
 
Во главе Сената стоял генерал-прокурор (с этих пор, кстати, и ведет свое начала русская прокуратура), в подчинении у которого находились обер-фискал (отвечающий за сыск), генерал-рекетмейстер (занимающийся разбором жалоб на чиновников и злоупотребления) и другие. Поскольку в то время не существовало деления на ветви власти, то Сенат взял на себя сразу все полномочия: исполнительные, судебные и законотворческие.
 
Появление коллегий
 
Важнейшим этапом в реформировании системы управления стало создание коллегий. Как человек весьма эмоциональный и увлекающийся, Петр, берясь за какое-либо дело, быстро охладевал к нему. Так произошло и с идеей о коллегиях. Впервые он задумался о их создании в 1712г., потом на 3 года забыл о своей задумке и лишь в 1715г. вновь к ней вернулся, но ненадолго. Только в 1718-1720гг. реформа управления была стремительно проведена. 
 
В деле создания коллегий Петр интересовался опытом иностранных держав, прежде всего скандинавских — Дании и Швеции, — а также Австрии. Заметка царя с перечнем коллегий и его поручение изучить государственное устройство европейских стран и нанять соответствующих специалистов, «в правостях искусных людей», датирована еще 1715г.
 
В итоге он остановился на «уставах шведских». При этом царь предостерегал свое окружение от прямого копирования чужих законов и призывал сочетать новые европейские и старые российские порядки. Так, он говорил, что необходимо «шведский регламент во всех коллегиях с русским сводить», а «которые пункты в шведском регламенте неудобны или с ситуациею сего государства несходны, и оные ставить по своему рассуждению».
 
Здание 12 коллегий. Ныне здание
Санкт-Петербургского университета
Всего при Петре I было создано 12 коллегий (в том числе Духовная коллегия — Священный Синод) и несколько структур, которые по своим функциям были им близки. Все они обладали четко определенными функциями, которые не пересекались и лишь дополняли друг друга. Одна новая коллегия могла выполнять обязанности сразу трех или четырех существовавших прежде приказов. 
 

Первый Регламент и Табель о рангах
 
Важнейшим документом, созданным в ходе реформы государственного управления в России, и главным нововведением Петра I стал Генеральный Регламент, изданный 28 февраля 1720г. В нем впервые в российской практике были описаны обязанности чиновников, порядок несения ими службы, введена так называемая «коллежская» система делопроизводства, а также определен порядок обсуждения дел в коллегиях и их взаимоотношения с Сенатом и местными органами власти. Отныне управление государством должно было превратиться из хаотичных потуг чиновников в отлаженную и хорошо работающую структуру.
 
Отдельно стоит упомянуть о знаменитой Табели о рангах, принятой в 1722г. В отличие от большинства своих сиятельных предшественников, Петр I ставил во главу угла не происхождение своего окружения, а их умения и исполнительность. Возможно, это было связано с привязанностью самого царя к не самым благородным занятиям для монаршей особы. 
Петр I Великий
 
В соответствии с Табелью о рангах, были введены 14 классов для трех типов служащих: военных, гражданских и придворных. Теперь родовитость отходила на второй план; более того успешный чиновник, достигший хотя бы 8 ранга для «гражданских» (коллежский асессор) или 14 ранга для военных (прапорщик), получал право на потомственное дворянство. Это открывало широчайшие двери для вхождения в высший свет способным простолюдинам. Табель о рангах, кстати, неоднократно упоминалась в произведениях русской литературы, например, у Гоголя или Чехова. 
 
 
Многочисленные петровские реформы привели к тому, что уже к концу жизни первого российского императора бюрократическая система в стране была отстроена. И, несмотря на все последующие изменения, фундамент ее, заложенный Петром, остается тем же и по сей день.

 

 

 

02.03.2011

Информационно-правовой портал "ЗАКОНИЯ"

 в избранное

Добавление комментария

Комментарии на форуме

  • Записей нет

Ранее

ТЕМА НЕДЕЛИ ОСНОВАНИЯ ДЛЯ НЕДОВЕРИЯ
Принцип «нет оснований не доверять» свидетелю традиционно жестко критикуется юридическим сообществом. Возникло такое отношение не на пустом месте. Многолетняя практика, когда, например, показания свидетеля...

Популярное
Новое