Истоки бюрократии или 300-летие российского чиновничества

Истоки бюрократии или 300-летие российского чиновничества

300 лет назад, 2 марта 1711г., при Петре I в России появились чиновники иного «формата», которые и стали прообразом современных госслужащих. Точкой отсчета в «чиновничьем летоисчислении» явилось создание нового органа власти - Сената.

«Предки» современных министерств - приказы – возникли еще при Иване Грозном. Они ведали отраслями государственного управления, а нередко и целыми регионами страны. В XVII веке, уже при династии Романовых, приказы не только сохранились, но и стали активно разрастаться. Функции одного регулярно пересекались с обязанностями других, что, естественно, не способствовало эффективной работе государственной системы и даже тормозило ее. Пришедший к власти Петр I с присущей ему горячностью решил разрубить этот гордиев узел.

Заседание особого присутствия Правительствующего
Сената

 
И, несмотря на то, что многие реформы Петра были довольно радикальными и спорными, не вызывает сомнений, что упорядоченность в чиновничью структуру Российской Империи внес именно этот царь. В результате преобразований Петра I, в нашей стране впервые была апробирована западная модель управления и детально описаны функции конкретных чиновников. Но, как это чаще всего происходит, реформа государственной структуры растянулась на многие годы. 
 
Знакомьтесь: заместитель царя, Сенат
 
Царь часто подолгу отсутствовал в столице и не мог на расстоянии заниматься государственными вопросами. Для управления страной на случай «отлучек наших» Петром и был  создан Сенат.
 
Портрет князя Ромодановского
Пожалуй, неслучайно время создания этого органа власти совпадает с подготовкой Петра к Прутскому походу на юг в ходе русско-турецкой войны. Видимо, в памяти царя еще свежи были воспоминания о восстании стрельцов в 1682г., которое разразилось в России, когда сам Петр находился с Великим посольством в Западной Европе. Тогда он был отделен от своей страны тысячами километров, и только меры, предпринятые князем Ромодановским, которого Петр оставил на время поездки вместо себя править страной, помогли власти усмирить бунтовщиков. Чтобы не повторять ошибок и не оставлять страну «без присмотра»,  царь назначил себе заместителя в виде Сената.
 
Новый орган состоял из нескольких ближайших сподвижников Петра, которые не только следили за работой коллегий, но и вершили суд, занимались законотворчеством. Долгое время в Сенате заседали сами президенты коллегий, чья работа натолкнула Петра на мысль о том, что, будучи одновременно сенаторами, министры не могут качественно контролировать работу коллегий. Указом от 27 апреля 1722г. государь повелел принимать участие в заседаниях Сената только высшим чиновникам. Но в скором времени это постановление привело к удивительному явлению: система стала испытывать недостаток в бюрократах. Чиновников высшего ранга в России тогда еще было весьма немного, и Сенат оказался полупустым. Потому, менее, чем через месяц, Петр позволил нескольким президентам коллегий присутствовать на заседаниях правящего органа страны. 
Здание Сената и Синода
 
Во главе Сената стоял генерал-прокурор (с этих пор, кстати, и ведет свое начала русская прокуратура), в подчинении у которого находились обер-фискал (отвечающий за сыск), генерал-рекетмейстер (занимающийся разбором жалоб на чиновников и злоупотребления) и другие. Поскольку в то время не существовало деления на ветви власти, то Сенат взял на себя сразу все полномочия: исполнительные, судебные и законотворческие.
 
Появление коллегий
 
Важнейшим этапом в реформировании системы управления стало создание коллегий. Как человек весьма эмоциональный и увлекающийся, Петр, берясь за какое-либо дело, быстро охладевал к нему. Так произошло и с идеей о коллегиях. Впервые он задумался о их создании в 1712г., потом на 3 года забыл о своей задумке и лишь в 1715г. вновь к ней вернулся, но ненадолго. Только в 1718-1720гг. реформа управления была стремительно проведена. 
 
В деле создания коллегий Петр интересовался опытом иностранных держав, прежде всего скандинавских — Дании и Швеции, — а также Австрии. Заметка царя с перечнем коллегий и его поручение изучить государственное устройство европейских стран и нанять соответствующих специалистов, «в правостях искусных людей», датирована еще 1715г.
 
В итоге он остановился на «уставах шведских». При этом царь предостерегал свое окружение от прямого копирования чужих законов и призывал сочетать новые европейские и старые российские порядки. Так, он говорил, что необходимо «шведский регламент во всех коллегиях с русским сводить», а «которые пункты в шведском регламенте неудобны или с ситуациею сего государства несходны, и оные ставить по своему рассуждению».
 
Здание 12 коллегий. Ныне здание
Санкт-Петербургского университета
Всего при Петре I было создано 12 коллегий (в том числе Духовная коллегия — Священный Синод) и несколько структур, которые по своим функциям были им близки. Все они обладали четко определенными функциями, которые не пересекались и лишь дополняли друг друга. Одна новая коллегия могла выполнять обязанности сразу трех или четырех существовавших прежде приказов. 
 

Первый Регламент и Табель о рангах
 
Важнейшим документом, созданным в ходе реформы государственного управления в России, и главным нововведением Петра I стал Генеральный Регламент, изданный 28 февраля 1720г. В нем впервые в российской практике были описаны обязанности чиновников, порядок несения ими службы, введена так называемая «коллежская» система делопроизводства, а также определен порядок обсуждения дел в коллегиях и их взаимоотношения с Сенатом и местными органами власти. Отныне управление государством должно было превратиться из хаотичных потуг чиновников в отлаженную и хорошо работающую структуру.
 
Отдельно стоит упомянуть о знаменитой Табели о рангах, принятой в 1722г. В отличие от большинства своих сиятельных предшественников, Петр I ставил во главу угла не происхождение своего окружения, а их умения и исполнительность. Возможно, это было связано с привязанностью самого царя к не самым благородным занятиям для монаршей особы. 
Петр I Великий
 
В соответствии с Табелью о рангах, были введены 14 классов для трех типов служащих: военных, гражданских и придворных. Теперь родовитость отходила на второй план; более того успешный чиновник, достигший хотя бы 8 ранга для «гражданских» (коллежский асессор) или 14 ранга для военных (прапорщик), получал право на потомственное дворянство. Это открывало широчайшие двери для вхождения в высший свет способным простолюдинам. Табель о рангах, кстати, неоднократно упоминалась в произведениях русской литературы, например, у Гоголя или Чехова. 
 
 
Многочисленные петровские реформы привели к тому, что уже к концу жизни первого российского императора бюрократическая система в стране была отстроена. И, несмотря на все последующие изменения, фундамент ее, заложенный Петром, остается тем же и по сей день.

 

 

 

02.03.2011

Информационно-правовой портал "ЗАКОНИЯ"

 в избранное

Добавление комментария

Комментарии на форуме

  • Записей нет

Ранее

  • Милиционерам нужно больше ходить пешком комментировать Милиционерам нужно больше ходить пешком

    Бывший замминистра МВД, член комитета Совета Федерации по обороне и безопасно­сти Александр Чекалин считает, что российские милиционеры слишком много времени проводят в своих служебных автомобилях в то время, когда должны больше внимания уделять гражданам.

    26.11.2010
  • ФСО и МВД погорели на «Мерседесах» комментировать ФСО и МВД погорели на «Мерседесах»

    Следственный комитет России закончил проверку отечественных чиновников на коррупционную устойчивость при осуществлении госзаказов на поставку «Мерседесов». Соответствующее распоряжение в апреле этого года дал президент Дмитрий Медведев. Нарушения были обнаружены в деятельности ФСО и МВД.

    12.11.2010
  • МВД будет специально искушать милиционеров взятками 2 комментария МВД будет специально искушать милиционеров взятками

    Министр МВД России Рашид Нургалиев заявил, что его ведомство разрабатывает для своих сотрудников специальные испытания деньгами. «Проколовшихся» на взяточничестве ждут последствия.

     

    02.11.2010
  • МВД высчитало средний размер взятки чиновников комментировать МВД высчитало средний размер взятки чиновников

    По словам Министерства Внутренних Дел России, отечественные чиновники сегодня «стали значительно осмотрительнее и не готовы рисковать по мелочам». Слова подтверждает статистика: средний размер взятки в нашей стране составляет 43 тыс. руб.

    27.10.2010
  • Следователь попался на взятке в $1,5 млн и «Мерс» комментировать Следователь попался на взятке в $1,5 млн и «Мерс»

    В Москве задержан следователь следственного отдела одного из районов Виталий Акимов во время принятия взятки от москвича, чье дело он вел. Автомобиль марки «Мерседес» и $1,5 млн – так «оценил» Акимов свободу для обвиняемого. 

    13.10.2010
  • Чайка недоволен борьбой с коррупцией в России 2 комментария Чайка недоволен борьбой с коррупцией в России

    По данным МВД России, средний размер суммы взятки и коммерческого подкупа, по сравнению с прошлым годом, вырос на 7,5 тыс. и составил 30,5 тыс. рублей.  

    13.10.2010
  • Депутаты Татарстана ввели в республике «детское время» комментировать Депутаты Татарстана ввели в республике «детское время»

    Дети и подростки в республике Татарстан отныне не могут в ночное время находиться в общественных местах, в том числе на улицах, сообщает пресс-служба республиканского парламента. На последнем заседании госсовета РТ принят закон о мерах по предупреждению причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию. 

    08.10.2010
  • Гастарбайтеры-нелегалы кормят москвичей на вокзалах комментировать Гастарбайтеры-нелегалы кормят москвичей на вокзалах

    Московская фирма "МСК-ТРЕЙД", располагающаяся на Ленинградском вокзале и предоставляющая услуги в сфере общественного питания, оштрафована на 4,8 миллиона рублей за привлечение к труду иностранных граждан, не имеющих разрешения на работу на территории РФ.

    24.09.2010
  • Дмитрий Медведев предлагает прощаться с  чиновниками-пенсионерами на 5 лет раньше комментировать Дмитрий Медведев предлагает прощаться с чиновниками-пенсионерами на 5 лет раньше

    Официальный сайт Кремля сообщил об ограничении возраста пребывания чиновников на гражданской службе. Предельный возраст для такой деятельности - 60 лет, а не 65, как ранее. Законопроект, внесенный в Госдуму Президентом России Дмитрием Медведевым, предусматривает внесение поправок в закон от 27 июля 2004 года №79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Изменения статьей 21, 25 и 39 Федерального закона направлены "на устранение избыточности и упорядочение норм, касающихся предельного возраста пребывания на гражданской службе".

    15.06.2010
  • Таможенный союз трех комментировать Таможенный союз трех

    Наталья Слюсарь: «Для Беларуси, Казахстана и России формирование полноценного таможенного союза является бесспорным геополитическим и экономическим приоритетом»

    Комиссия таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации на своем очередном заседании рассмотрела и одобрила ряд документов, которые будут вынесены для принятия и одобрения на высший совет таможенного союза на уровне глав государств (27 ноября) и глав правительств (11 декабря). Об этапах формирования таможенного союза мы беседуем с директором Правового департамента Комиссии таможенного союза Натальей Слюсарь.

    16.11.2009
ТЕМА НЕДЕЛИ ПРОВЕРОЧНАЯ ЖЕСТОКОСТЬ
Немотивированное ужесточение наказаний в виде замены условного срока на реальный нередко приводит в ступор не только осужденных и их защиту, но и само судейское сообщество. В июне 2024 года ВС даже пришлось...

Популярное
Новое